Рецензия на «Б. Кривошеев. Цена, которую я готов заплатить» (Пространство Текста)

Привет всем!
Привет, Андрей.
Рассказ с удовольствие прочитала.

Мне как раз термины показались уместными. Бездушный, механизированный мир, где заправляют бодхидроиды.
Дальше...
Самой смешно - получается, что я не согласна с трактовкой автора))

«Игорь, но ведь сама идея рассказа не столько в отсутствии духовности или общения (наоборот, этого в избытке у всех), сколько в оцифрованности жизни.»

Интересно… Не вижу в нарисованном обществе духовности – лишь подделку под неё.
Ну, и сегодня таких просветлённых дроидов тоже пруд пруди. За плату и вроде бы бесплатно, в разговорах по душам, лекциях, статьях, семинарах – выдают счастье и позитив желающим. Советуют, как лучше, быстрее и надёжнее просветлиться. На самом деле разжёвывают то, с чем человек должен справиться сам. Позитив, кричат они, позитив – главное. Улыбайтесь! Всегда улыбайтесь! И вселенная даст вам всё, что пожелаете.
Так и герой – наглотался халявы, накушался, омылся слезами умиления, насмотрелся этих слёз у соседей по планете.

«Придите ко мне все страдающие, все раздавленные ужасом духовных сомнений, все мучимые болью и страхом, и я воссострадаю вам!"

Иллюзия духовности, духовного роста. Разве не так? Несколько слов и нет сомнений, страха, боли….. Удобно же! Ни капли самостоятельности.
А герой не без удовольствия убивает бодхидроидов, наблюдая, как выплёскивается силикон. Всего лишь силикон.
Убийство же Хуана было не лёгким решением. Ну, во-первых, человек, да ещё какой – спаситель, целитель. Во-вторых, что тоже важно - сократить жизнь и закончить её в болезнях и немощи - не очень привлекательная перспектива.

«Мне сто тридцать четыре года, - говорю я тихо. - Дон Хуан де Сола излечил меня от девяти смертельных болезней, восстановил мою печень четыре раза, двенадцать раз корректировал зрение и работу сердца. И таких как я – миллиарды. Мы живы только благодаря молитвам святого из Каталонии. Он дал нам все, что нужно для счастья.»

И это всё, что нужно для счастья? Занятный святой, однако. В человеке важнее всего печень?
Чтобы с розовой, как у новорожденного, печенью впасть в экстаз от проповеди очередного бодхидроида?

Но всё же выполнил заказ. Из-за чего? Что было сильнее страха перед смертью и болячками? Оказывается, сильнее – желание, давнишняя его мечта самому латать, лечить душу, попробовать дать ей пищу не искусственную, не в виде пилюль от бодхидроидов. Это Книга, да ещё какая, она заставит и страдать, и любить, и ненавидеть. Всего лишь 44 часа наедине с ней. Но… Упс! Это ведь ещё одна иллюзия. Иллюзия жизни. Только очень талантливая, требующая каких-то душевных усилий, работы извилин.. Это от неё героя накрывает волна тихого безграничного счастья. Не очень опттмистично, потому что мы не знаем о его личной жизни ничего, о той жизни, в которой безграничное счастье может быть и не от книги. Наверное, её и не было.
А Хуан… Не, не любил он людей, поэтому и продлевал им жизнь в настоящем аду для душ – уже мёртвых душ. Или почти искусственных, беспомощных, голодных, забывших, что они сами по себе есть – без бодхидроидов.
Они даже не поняли, что это не любовь Хуана , а противоположное. А вот почему Хуан(Иоанн!!) желал себе смерти, как награду? Тем более, что ко всему был равнодушен… Всё-таки хотел проявить настоящую заботу, лишив почти бессмертия свою паству? Решил не тягаться с Богом?
Для меня герой рассказа, это всё-таки символ желания быть индивидуальным, иметь собственное Я. Быть не дроидом.Правда, желание пока осталось только желанием.
Вот, так я поняла идею. А просто книга, как цель… Не знаю, мне это не увиделось.

Елизавета Григ   24.02.2013 21:02     Заявить о нарушении
В конце Вашей рецензии всплыл "Газонокосильщик". Не утрата ли физического тела нужна была дону Хуану для ухода в лучший мир? Мир, который точно лучше, чем этот, пострадавший от военной ядерной катастрофы, с выжженной Каталонией, с идеалами и мечтами остатков человечества, удалившего из реала и мечты, и идеалы в базу данных после тотальной оцифровки всего, что только можно было подвергнуть дигитализации. Похоже, восстановить здоровый мир, чистый от издержек военно-технического "прогресса" уже нельзя. И уходит дон Хуан де Соло туда, где можно прикоснуться к идеалам, ведь лечение тел привело к упадку. Точнее, от упадка не спасло.
Выходец Из Арройо (ВИА)

Клуб Труб -Мастерская   25.02.2013 00:10   Заявить о нарушении
не знаю, так до конца и не понимаю, кто он, этот Хуан? Полубог? Может, искусственно созданный монстр? Удобные решения- с одной стороны дать людям долголетие, с другой подарить якобы богатство души. А вдруг, потеряв физическое тело, он вознамерился стать настоящим Богом?

Елизавета Григ   25.02.2013 01:11   Заявить о нарушении
Если Бога нет, то всё позволено. В этом мире Бога нет. Тут всё позволено. При трёх миллионах самоубийц по поводу отстрела Эмми Делай, наказывать киллера за киляние как-то курам на смех. Не так ли? А сколько перемрёт из-за Хуана де Сола? Чума и грипп лечатся, а самоубийства миллионами в сутки и чуму, и грипп-испанку за пояс заткнут. Тут Бога нет.
Если принимаем, что рассказ - это фанфик, то легко принять версию, что Хуан - это очень разочарованный Антихрист. Напоровшись на то, за что боролся, домой захотел. В нормальный Ад, а тут, в дигитальном трэше, уже скучно.

Выходец Из Арройо   25.02.2013 02:22   Заявить о нарушении
Лиза, здравствуй! Очень рад тебя видеть:)

Духвность - понятие уровневое. Есть духовность, как индивидуальное качество, как внутреннее наполенение отдельно взятого человека. А есть духовность нации, человечества. И если в первом случае создать иллюзию очень сложно, то во втором - довольно легко. С моей авторской точки зрения, в рассказе подразумевается мир предельного сытого благополучия, в котором нет ни войн, ни болезней, ни - даже - смерти. Вряд ли люди там много работают, тогда что наполняет их бесконечную жизнь? Естественно, должны были возникнуть (точнее, усугубиться) механизмы глобального кормления человеков духовной пищей. Один из таких механизмов - бодхидроиды и Глобальная Сеть, контрмеханизм - бодхиблоггеры, как часть общей картины мира. Все, как сейчас, а как же иначе?

А дон Хуан... Все верно: не любил он людей. Но и неависти в нем не было. Все гораздо хуже: ему было все равно. Он просто выполнял свою функцию. Машина, канал связи с Богом.

К слову, с доном Хуаном мне вдруг пришла в голову интересная мысль: мало кто из читателей задумался, что такой персонаж вряд ли мог захотеть своей собственной серти. С чего бы? Думаю, все было намного проще: дон Хуан регулярно уточнял ответ на простой вопрос - что можно купить за деньги, которые он заработал? И когда появилось предложение - "убийство дона Хуана - семь миллиардов у.п.", он его оплатил. Это единственное, что его заинтересовало. Получается как бы негатив (позитив?) с главного героя:)

Спасибо, и всяких радостей,

Борис Кривошеев   25.02.2013 05:43   Заявить о нарушении
Ну, почему же.
Если бы я согласился с трактовкой Автора, что книга может быть призом или наградой, то с моей точки зрения, в качестве этой награды больше подходят "Бесы", нежели "Братья Карамазовы", имея в виду один из главных персонажей "Бесов" - Кириллова, совершающего самоубийство, как мы помним, сознательно; не потому, что "Бога нет и дозволено всё", а потому, чтобы доказать себе, что не раб, что свободен. То есть самоубийство, право самому распоряжаться жить или не жить - по Кириллову, по Достоевскому - есть высшая степень свободы. Не отрицающая Бога, но ставящая человека наравне с Богом...

Однако в конце - "Братья Карамазовы", а это книга не о свободе, а о пути...

Ерин Игорь Геннадьевич   25.02.2013 09:28   Заявить о нарушении
Игорь, как я уже говорил, я бы на месте героя выбрал бы именно "Бесов", но не вижу причин, почему их должен выбрать герой. Я уже успел заметить в этой полемике, что вы настаиваете на прямых и четких аналогиях. Что ж, это ваше право, но я считаю, что буквализм иногда очень вреден. Поэтому я, например, в своем творчестве избегаю говорящих фамилий, по меньшей мере, слишком уж прямо говорящих:) С названием книги в этом рассказе - то же самое. Например, если бы вписал вместо Ф.М.Достоевского - Донцову. Получилось бы совсем уж фельетонно и как-то простодушно. Хотя бы потому, что Донцова - одномерна в сравнении с великими классиками. С другой стороны, можно было бы взять "Войну миров" Уэллса или "1984" Оруэлла, но тогда получилось бы чересчур манифестично. Я же хотел, чтобы книга была ничем большим, чем книга - е читают и получают удовольствие от погружения в текст, в его реальность. Поэтому я выбрал книгу, некоррелирующую с текстом, но, тем не менее, достойную упоминания.

Всего лучшего,

Борис Кривошеев   25.02.2013 09:45   Заявить о нарушении
Ну уж нет. Я разделяю прои на литературу и беллетристику (в последней - Донцова - ничего плохого не вижу). Литература - ИМХО - отличается от беллетристики наличием в прои идеи, морально-этического конфликта. Занимательность - важнейшее качество любого прои. Однако - ИМХО - в современной литературе и с точки зрения занимательности, и с точки зрения неоднозначности мира, идея (морально-этический конфликт) представляется в неясной форме, в виде парадокса. Парадокс - не абсурд, в отличие от абсурда, парадокс имеет, пусть и криволинейное, но решение.

Если Вы сами расцениваете свое прои, как беллетристику, вопросов нет. И быть не может.

Ерин Игорь Геннадьевич   25.02.2013 10:19   Заявить о нарушении
Здравствуй, Андрей.
О понимании духовности спорить не буду. Вполне удовлетворили твои слова "механизмы глобального кормления человеков духовной пищей"
Согласна
И согласна с твоими рассуждениями о выборе книги.

Елизавета Григ   25.02.2013 10:20   Заявить о нарушении
Последенее замечание не понял - к чему? Мы вроде бы обсуждали выбор книги в финале рассказа...

А свой рассказ я расцениваю как морально-нравственное высказывание в форме рассказа-предупреждения с элементами футурологического прогноза на тему духовных, этических и эстетических эволюций человечества в условиях стремительно надвигающегося всемирного информационного потопа.

Как-то так:)

Борис Кривошеев   25.02.2013 10:31   Заявить о нарушении
Лиза, предыдущий пост был ответом Игорю!
Привет:)
И спасибо:)

Всего,

Борис Кривошеев   25.02.2013 10:33   Заявить о нарушении
я поняла, Андрей))

Елизавета Григ   25.02.2013 19:18   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Пространство Текста
Перейти к списку рецензий, написанных автором Елизавета Григ
Перейти к списку рецензий по разделу за 24.02.2013