Хадис Тетуев - полученные рецензии
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
"Вахушти подробно описывает Басиани как область, лежащую к западу от Дигории, и понимает под Басиани всю территорию современной Балкарии.63 Он причисляет Басиани к «ущельям», которыми владели «цари овсов» до того, как они были разбиты Батоханом (Батыем). Кроме области Басиани он знает и фамилию Басиани (родоплеменную группу), относя ее к числу «превосходнейших из овсов».64 Таким образом, Вахушти сохранил наименование страны, которое она носила до заселения ее предками современных балкарцев. Из его повествования очевидно, что басиани — одно из подразделений овсов (осов) и что они представляли ираноязычную общность, в дальнейшем, вероятно, частично влившуюся в дигорскую часть осетинского этноса и частично ассимилированную тюркоязычными предками балкарцев."
http://www.hagahan-lib.ru/library/etnicheskaya-istoriya-severnogo-kavkaza5.html
Вахушти Багратиони: "Ущелья, оставшиеся за царями овсов, называются так: Чими, Тагаури, Куртаули, Валагири, Паикоми, Дигори и Басиани; и именами этими названы они (ущелья) или по именам селений или главным образом вступившими сюда овсами: после похода Чингис-хана Батохакан разбил (овсов) и опустошил (страну их), осетины же ушли внутрь Кавказа и именами их стали называться ущелья эти, как это показывают фамилии их: ибо превосходнейшие. из овсов имеют фамилии и фамилии овсов следующие: Басиани, Баделидзе, Черкесидзе, Тагаури, Куртаули, Сидамони и Чахилидзе."
Т.е. очевидно, что в те времена, когда Вахушти писал свою "Географию" (1745 год), область Басиани все еще была осетинской и там проживали осетины.А балкарцев и карачаевцев он не упоминает вовсе, пишет что осетины граничат с черкесами и кабардинцами.
Андрей Троицкий 2 20.01.2024 16:30 Заявить о нарушении
Хадис Тетуев 20.01.2024 15:53 Заявить о нарушении
Вахушти Багратиони : "С древнейшего времени подчинялись царям Грузии страны: Дзурдзукия, Хеви, Двалетия и верховье Касрис-кари, другие же страны и ущелья подчинялись царям Овсетии. Во время нашествия чингисхановых татар, особенно же при вторжении Батыя и Орхана, были разорены и опустошены города овсов и строения их, и царство овсов превратилось в княжество ; овсы скрылись в горах Кавказа, а страна их большею частью превратилась в пустыню, как это наблюдается и ныне в Черкесии. После же нашествия Тамерлана и особенно по взятии Константинополя турками стали теснить овсов с той стороны крымские ханы и с этой (со стороны Грузии) татарские улусы, и потому овсы вступили в Кавказские горы и покорили кавказцев и двальцев. Овсетия же с того времени стала называться Черкесией или Кабардо, и она ослабела и разделилась на множество княжеств."..http://dzen.ru/a/XLDUV6ZSZgCzVaOh
Андрей Троицкий 2 20.01.2024 16:28 Заявить о нарушении
Спасибо и за труд и за смелость. Похоронена на Сен Женевьев де Буа- русское Православное(!!!) кладбище.Т.е.по первому православному крещению.Титул графини это не отнимает, но значит имя как на мраморной доске(а это я с 1995г запомнил, когда случайно склеп обнаружил) на кладбище Гали Константиновна Хагондокова.Это нижняя надпись на русском, а верхняя на латинице Фран. если напрягусь вспомню, но там тоже Gali C.Так что никакой Эльмесхан и даже католической Ирен там нет. Удачи Вам!
Юрий Хапачев 18.01.2024 20:59 Заявить о нарушении
- "Присутствие Осетин-ирон на северной стороне Центрального Кавказа не подтверждается ничем и никем на 1222 год."
- Да ладно Вам придумывать всякую ересь - грузинские и армянские средневековые летописи Вам в помощь.
Подобно Баграту IV, женившемуся на аланской царевне Борене, Давид III женился на дочери «главаря» — хана кипчаков Шарукана Гурандухте. И этот брак, естественно, имел далеко идущие политические расчеты. Вскоре Давид III приглашает своего тестя помочь ему против тюрок-сельджуков. Половцы согласились, но потребовали, чтобы «овсы дали им дорогу». Следует полагать, что отношения между половцами и аланами в это. время были еще враждебными, и этим объясняется нежелание алан-овсов пропускать степняков через свои земли. Нет сомнения, что аланы, знали, куда и зачем должны проследовать половцы, и тем не менее их не пустили.
Давиду III самому пришлось отправиться в Овсетию договариваться. «Овсы и кипчаки, по предложению царя Давида, отдали друг другу заложников, учинили друг с другом обоюдное согласие, утвердили между собою мир и любовь. Давид открыл крепости Дариальские и все врата Овсетии и Кавказа и по этой безопасной дороге провел великое множество воинства» (26, с. 36) — всего 40 тысяч воинов кипчаков. Как считают грузинские историки, это произошло в 1118 г. (67, с. 117).
Т.е. очевидно, что овсы-осетины уже и в 1118 году занимали северные склоны кавказского хребта и уже тогда контролировали Дариальские врата. А это задолго до нашествия татаро-монголов и Тимура.
http://libking.ru/books/sci-/sci-history/1073676-77-vladimir-kuznecov-ocherki-istorii-alan.html
Андрей Троицкий 2 14.12.2023 10:55 Заявить о нарушении
Хадис Тетуев 16.12.2023 10:42 Заявить о нарушении
Андрей Троицкий 2 16.12.2023 12:01 Заявить о нарушении
Хадис Тетуев 17.12.2023 16:39 Заявить о нарушении
Андрей Троицкий 2 17.12.2023 17:16 Заявить о нарушении
Хадис Тетуев 19.01.2024 15:00 Заявить о нарушении
Андрей Троицкий 2 20.01.2024 05:33 Заявить о нарушении
"Ближайших соседей Дигории балкарцев, племя пришлое, вытеснившее из этих мест осетин, они называют асами (Асиаг—балкарецъ, Asi — страна ими занятая), древним именем, сохранившимся в летописи в форме, ясы.. Нет сомнения однако, что не балкарцы, пришедшие в свои теперешние места весьма поздно, а осетины были ясами наших летописей; но имя прикрепились к местности и осталось за нею, не смотря на смену народности.
В настоящее время, как мы видели, осетинские поселения на Северо-западе оканчиваются верхним течением Уруха, а дальше на западе по верховьям Черека, Чегема и Баксана вплоть до Эльбруса расположены аулы горских татар Балкарского, Хуламского, Бизенгийского, Чегемского и Урусбиевского обществ. Однако личные наши наблюдения типа горских татар, изучение их преданий и обычаев а также топографических названий — рек, перевалов, ущелий, гор и т. п.—вполне, убеждают нас в том, что татары не составляют в этих местах коренного населения, но что они явились сюда с севера, с плоскости, и смешались с кореннымъ осетинским населением, оказавшим влияние на их тип, обычаи и даже отчасти на их язык. Вот некоторые данные, подтверждающие наше наблюдение.
На всём пространстве от р. Уруха до Эльбруса, по всем горным ущельям, до сих пор слышатся топографические названия, представляющие несколько изменённые осетинские слова. Так в названиях рек и ручьев мы встречаем осетинское слово дон — вода, река—в виде дон, а иногда дан, т. е. в форме более древней, из которой, по фонетическому закону осетинского языка, вышло современное дон; например, шау дон (черная река) в Балкарии, куран-данъ осет. курон дон (мельничная река) в балкарском ущелье, при соединении хуламскаго Черека с балкарским, Гар-дон (теплая вода) в Чегемскомъ ущелье, Шак-дан (оленья река)=осет. сагъи дон) там-же, Хуас-дон (травяная или лекарственная вода), Донг-ат—из донг уат—водяное место, ложе (там-же).
Перевалы во всех этих местах носят искаженное осетинское название æфцæг—шея, перевал—в форме—фчик, например: Шау-Фчикъ (сау æфцæг) — черный перевал, Джуар-Фчик (дзуар æфцæг) — Крестовый перевал, Зинки Фчик (зынг æфцæг) трудный перевал, Шари-афцак (Шари сванетск. аул). Отдельные камни носят осетинское (дигорское). название дор—камень; например: Гаги-дор, (Чегемск. ущелье), Саг-дор — Олений камень — (там-же), Гиль-дор (penis lapis), Стур-дор, Арви-дор — ныхиш = Арви дори ныхас—площадка небеснаго камня (выше а. Бизенги). Ущелья в своих названиях содержат осет. слово ком в форме кам; например: Шау кам — сау ком — черное ущелье (Чегемск.), Асиакам (осетинск. ущелье) в ущелье Ликарги, Фаза-кам—перевал в Сванетию, Мысты-кам — мышиное ущелье, Даргам т. е. даргъ ком—длинное ущелье и. друг.
Нередко в топографических названиях слышатся осетинские слова: сурх—красный, бор—желтый, орс—белый, стур— большой, хум—пашня, бауат—место, уат — ложе, место, сæр — голова, мæсуг — башня, кизг —девушка, бæх — конь, и друг. Например: гора Сурх (красная) на верховьях Нальчика и Малки близ Эльбруса. Борсайнаг—желтая скала в Чегемском обществе, Орс-фандаг — белая дорога, Джель бауат,Гештану хум, Ком-сар, (голова, начало ущелья), Шаш-бауат в (Балкарскомъ ущельи), Кизган-сар (Кизгæн сæр — девичья голова), Догъуат (место скачки), Стур-дор (в Чегемск. ущел.), Бах-малга (конский падёж) и друг.
О некогда существовавшем в этих местах христианстве, свидетельствуют топографические названия редставляющие имена святых, например: Тотур-таш (камень Тотура, т, е. св. Феодора), Аштотур (св. Феодор), название каменной часовни в Чечемск. Ущелье —Аш-Элиа (св. Илия) срав. осет. Уацилла, Байрам (св. Марая), Тотур (въ Баксанск. ущелье), Башиль (св. Василий), Жеорги (св. Георгий) и др. Сюда же относятся такие названия как: Хчауген, Джуар (крест), Джуарген, Хычау (Бог) в Баксанск. ущеле и друг
Нам лично не привелось записать топографические названия на западе, от Эльбруса в Карачае, где в настоящее время, на верхней Кубани и её притоках, живет татарское население. Но, судя по картам, и здес можно встретить в топографических названиях осетинские слова: кам (осет. ком—ущелье), дан (осет. дон), например: Улу-кам, Заг-дан (долина на верховьях б. Лабы).
Влияние туземцев—осетин на пришельцев татар сказывается и в некоторыхъ фактах языка последних. Так, наряду со своими числительными, горские татары ведут счёт парами, причем употребляют осетинские слова: дууа— пара, чуппар (Осет. цуппар)—четверка, ахсаз—шестерка, аст — восмерка, дас — десяток, дуадас — дюжина, æхсадз-двадцать, сæдæ—сотня.
Названия некоторых месяцев у горских татар доселе осетинские и христианского происхождения, таковы, например; хучау ман т. е. хуцау бон . (Божий день)—месяц Пасхи, Никколай—весенний месяц (май), Тотур (св. Феодора Тирона), Бий Ашкерги (св. Георгия), Элиа (св. Илия) и друг.
Таким образом, ряд топографических названий, как мы видели, доводит предков нынешних осетин, именно — дигорской ветви осетинской народности, до подножия Эльбруса и даже дальше на запад к верховьям Кубани и б. Лабы. Во всех долинах между Кубанью и Урухом, в тех местах где ныне живут горские татары—урусбиевцы чегемцы, хуламцы, бизенгийцы, балкарцы, — повидимому осетин помнят еще их ближайшие древние соседи черкесы— кабардинцы, если придавать значение кабардинеким адатам, приложенным Шора- Бекмурзин — Ногмовым к его истории адыхейскаго народа. Здесь в перечислении горских народностей, находящихся в зависимости от кабардинцев, упоминаются горские татары разных обществ, причем они называются осетинами. Так мы читаем в § 27: Чегемцы и урусбиевские осетины с давнего времени принадлежат Атажукиной фамилии (кабардинских князей) и никто в них не вмешивается, а князь Атажукиной фамилии требует с них дань сколько назначит, от чего они отнюдь отказаться не могут; хуламцы, безенги-осетины по очереди в год дают князьям по барану с дома; карачаевцы-осетины, между князьями нераздельные в подданстве с самых давних времен; у кабардинцев они платят князю, старшему летами в Кабарде, ежегодно 300 баранов от всех,"
Андрей Троицкий 2 20.01.2024 08:44 Заявить о нарушении
- Вы это серьезно? Один из авторитетнейших сегодня специалистов по кобанской культуре, В.И. Козенкова пишет: «Бесспорно, наиболее значительными были и остаются материалы, обнаруженные в срединной части Центрального Кавказа, фактически в ойкумене Казбека с его горно-предгорной и водными системами. Именно территории Северной и Южной Осетии являются собственно сердцевиной, или метрополией, этой всемирно известной группы древностей Кавказа».
http://south-ossetia.info/fenomen-iz-kobana/
"В образцах кобанской культуры были найдены палео-гаплогпруппы ДНК G2a1a. В настоящее время из довольно крупных народов, гаплогруппа G2a1 с наибольшей частотой встречается среди осетин (обнаружена у 60 % осетинских мужчин), в Дигорском и Алагирском районах Северной Осетии — до 75% субклад G2a1-P18."
http://haplogroup.narod.ru/hapg.html
"Филогенетическое дерево кавказской субгруппы G2a1a (P18) демонстрирует наличие трех четко различимых кластеров. Первый кластер, наиболее древний, является смешанным общекавказским, тогда как остальные два, более молодые, являются преимущественно осетинскими. Мы рассчитали возраста этих кланов и выяснили, что если первый общекавказский клан зародился 2870±470 лет назад, второй и третий осетинские 1460±250 и 1100±180 лет назад соответственно"
http://pero-v-bok.livejournal.com/63827.html
Т.е. возраст первого общекавказского кластера субгруппы G2a1a (P18) определенно совпадает со временем поселения на Центральном Кавказе носителей Кобанской археологической культуры, и, следовательно,мы имеем логические основания для того, чтобы обозначить этот кластер как "кобанский".
Из всего этого следует, что носители Кобанской археологической культуры (в дальнейшем - кобанцы) заселили территорию Осетии (как Северной, так и Южной) уже в XIII-ом веке до н.э. (т.е. 3300 лет назад) и у них обнаружена палео-гаплогруппа ДНК - G2a1. В то же время хорошо известно, что осетинские 67-маркерные гаплотипы группы G2a1-P18 имеют общего предка нескольких ветвей (иронского и дигорского) примерно 3025 лет назад, что вполне однозначно укладывается в хронологические рамки времени заселения кобанцами территорий и Северной, и Южной Осетий. Т.е. вывод о прямой генетической преемственности доминантных осетинских гаплогрупп G2a1-P18 от соответствующих аналогичных предковых гаплогрупп кобанцев - представляется логически вполне выверенной и обоснованной
В то же время хорошо известно, что территория проживания носителей Кобанской культуры была захвачена ирано-язычными кочевниками - аланами.
"Аланы примерно в первых пяти веках своего существования (1-5 века н.э. ) сосуществуют с местным населением кобанской культуры. Затем полностью захватывают их территорию, включают в свой состав кобанский субстрат, и становятся доминирующим почти моно-этносом на центральном Северном Кавказе."
Аланы основали на данной территории средневековое Аланское Царство, просуществовавшее вплоть до конца 14-го века н.э.. Т.е. с 1-го - по 14 века н.э. ( что составляет около 1400 лет) кобанцы проживали на территории Аланского Царства совместно с доминирующим аланским этническим массивом, что не могло не оказать существенного влияния на этническую идентичность носителей Кобанской культуры.
И в самом деле - как показали генетические исследования, доминантные гаплогруппы ДНК осетин по мужской линии - G2a1-Р18 - имеют автохтонное кавказское происхождение (выходцы из среды носителей Кобанской археологической культуры), тогда-как мтДНК по женской (материнской) линии - значительно более похожи на Персидские группы, чем на Кавказские группы, и общность происхождения осетинских женщин из Персидских групп является наиболее вероятным объяснением этих результатов. Т.е. в данном случае мы имеем очевидное присутствие в ДНК осетин аланского генетического следа - доминантной аланской мтДНК по женской (материнской) линии. Соответственно, осетины, как этнос, в преобладающем своем большинстве являются метисами: наполовину кобанцами - наполовину аланами. Т.е. по мужской, отцовской линии - осетины являются потомками автохтонных кавказцев, представителей Кобанской археологической культуры, а по женской, материнской линии - потомками ирано-язычных аланов.
За 1400 лет совместного проживания кобанцев с аланами на территории кавказского Аланского Царства, предки осетин по мужской линии - кобанцы - полностью ассимилировались в аланскую этническую среду, переняли у алан язык северо-восточной подгруппы иранских языков, культуру (традиции и верования), мтДНК аланок по материнской линии. И утратив, в следствии ассимиляции, собственную кобанскую идентичность, обрели новую этническую идентичность - аланскую, носителями которой и являются осетины по сей день. Именно потому, в средневековых грузинских и армянских летописях осетин/овсов и идентифицируют как аланов. Идентичность осетинского и аланского языков признана мировой лингвистической наукой.
Итак, подводим итог: осетины являются метисами - потомками кобанцев по мужской (отцовской) линии гаплогрупп ДНК, а также потомками аланов по мтДнК по материнской линии. Кроме того осетины являются носителями аланского языка, аланской культуры и, в целом, являются единственными на Северном Кавказе носителями аланской этнической идентичности. Т.е. аланская культура для осетин является родной материнской культурой, тогда-как отчая (по мужской, отцовской линии ДНК) кобанская культура и, соответственно, кобанская этническая идентичность были утрачены в следствии ассимиляции кобанцев доминирующим аланским этническим массивом Аланского Царства.
Андрей Троицкий 2 20.01.2024 16:49 Заявить о нарушении
- "Собственно, в X веке Ироны (осетины) патетически могли принять христианство. Фактически этому нет ни одного документального факта."
А христианские храмы 11-12 веков в горной Осетии - это не факты? Например в горных селениях: Зруг, Тли, Горная Саниба,Нузал и т.д.
Андрей Троицкий 2 08.11.2023 19:02 Заявить о нарушении
Хадис Тетуев 09.11.2023 10:25 Заявить о нарушении
Хадис. С интересом ознакомился с несколькими статьями Вашими здесь, на ПРОЗА.РУ.
История балкар древняя и она не ограничена только их историей на Кавказе. История балкар не просто древняя, их история очень древняя. Их следы мы найдём и в районе Балха около озера Балхаш, и вокруг Булгара, и на Юге Урала 2,5 тыс. лет до Рождества Христова, когда археология отметила последнюю крупную арийскую миграцию.
Их следы мы найдём в мифах и легендах индоарийцев. Есть их следы и истории десятитысячелетних миграций, сполохи которых отмечаются на Балканах в легендах, в археологических раскопках, в семейно-родовых историях местных старцев.
Я немного коснулся их истории в Хазарусе (Хазарский Информограф). Кстати, балкары под именем булгар, были одним из самых крупных межплеменных союзов Хазарии. Есть упоминания о них и в Авесте.
Хочу выразить Вам своё искреннее уважение Вашим трудам по восстановлению исторической, правовой и просто человеческой справедливости.
Олег Данкир 22.09.2023 12:21 Заявить о нарушении
Хадис Тетуев 23.09.2023 13:23 Заявить о нарушении
Большое Вам спасибо.С искренним уважением.Всеволод.
Всеволод Малахов 11.07.2023 10:26 Заявить о нарушении
Рано писать о прошлом. Зафиксируй настоящее. Работы много. Поищи список этих трусливых ублюдков - росгвардейцев из Нальчика отказавшихся воевать. Интересно, кого там больше - кабардинцев или балкарцев? Кто из этих народов трусливее? Прадеды и у тех, и у других доказали, что они трусливые чмошники. Теперь очередь нынешних.
Преловский Константин Валерьевич 19.03.2023 19:48 Заявить о нарушении
Хадис Тетуев 20.03.2023 09:26 Заявить о нарушении