Вера Крец - полученные рецензии

Рецензия на «Дар» (Вера Крец)

Здравствуйте, Вера!
Всякий раз , читая Ваши волшебные стихи, я сначала погружаюсь в их мелодию, которая пленяет и уносит в прекрасный мир грез. Затем перечитываю вновь и вновь, чтобы ощутить всю глубину поэзии. Вы тонкий поэт и каждая строфа открывает потаённый смысл. Незабываемые строки:
"Помчатся струи ручейков
Навстречу морю-океану.
И ты земли залечишь раны
Мелодией своих шагов." Скорее бы...
Спасибо Вам за талант, за поэзию, которой Вы щедро делитесь с нами! Зеленая
С сердечным теплом,
Ирина

Ирина Ижорская   18.07.2025 22:50     Заявить о нарушении
Рецензия на «19 апреля» (Вера Крец)

Доброй ночи, Вера!
В рассказе три пласта времени.Интересно. И все они увязаны в один тугой сюжетный узел.
Это что касается формы.
Содержание здесь - как идея о ценности человеческой жизни - вечно актуальное. Каждый день убийства... Даже в фильмах мы видим просто зашкаливающее насилие. Это не может не влиять на нашу жизнь. Вот и влияет...
Сцена у Креста явно католическая да еще и в народной бретонской переработке. У нас всё иначе и спокойней.
Спасибо Вам за столь серьезный труд.
С уважением,

Виктор Кутковой   18.07.2025 00:49     Заявить о нарушении
Доброй ночи, Виктор.

Спасибо большое Вам за отклик.

"Сцена у Креста явно католическая да еще и в народной бретонской переработке. У нас всё иначе и спокойней". А что именно иначе?
У Ахматовой, например, в "Реквиеме" есть строчки:

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел.
А туда, где молча мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Почему Вы подчеркнули, что сцена католическая? И что в ней именно католическое?

Спасибо и всего Вам самого доброго!

Вера Крец   18.07.2025 01:26   Заявить о нарушении
Привожу фрагмент проповеди архимандрита Агафангела (Догадина; † 1999):
«Успение Богородицы по человечеству есть Ее кончина, которая для всякого умирающего есть скорбное разлучение души и тела. Но Она не познала скорби в час Своей кончины. Она уже ранее приняла эту скорбь вместе с Сыном Своим, с Ним соумирая у Креста. Она была ею изжита и побеждена в свете Его Воскресения, когда Она узрела Воскресшего в славе Его».
И если мы посмотрим на канонически верную икону Распятия Христа с предстоящими, то, в отличие от католических картин на эту же тему, заметим отсутствие страстей в переживаниях. И Сам Спаситель изображен как бы обнимающим мир, вземлющим грех мира; Он не извивается на Кресте, что мы видим, например, на "Распятии" Грюневальда, не наполнен смертью, будучи уже снятым с Креста, что мы видим у Гольбейна в "Мертвом Христе". Богородица предстоит Кресту в позе адорации, подобно тому, как Она предстоит в Деисисе сидящему на престоле Сыну. У Дионисия в "Распятии" Ее СОЧУВСТВЕННЫМИ жестами поддерживают присутствующие жёны. Но нет сцены заламывания рук, иных поз выражающих крайнее психическое переживание. Сцена трагическая, однако спокойная. На канонических иконах никогда не изображали даже слез. Жаль, здесь нет возможности привести в качестве образчиков репродукции, тогда мои слова были бы понятней. Тем не менее по указанным памятникам легко посмотреть самостоятельно.

Виктор Кутковой   18.07.2025 03:59   Заявить о нарушении
Прочла еще Вашу работу "О некоторых особенностях иконографии Распятия".
Интересно. Почитала еще кое-что и поняла, что в православной иконописи главное - традиция, канон. Европейские художники (не знаю все ли они были католиками, но скорее всего да) были более свободны в своих творческих исканиях. Но у этой свободы есть обратная сторона. Порою их картины на религиозные темы слишком человеческие.

И все же разве "Распятие" Дионисия, например, можно считать лишенным эмоций? Сама фигура Христа, слегка склоненная, и фигура Богородицы разве не выражают страдание, скорбь? Просто иначе, в иной манере, более мягко. Разве не так?

И в то же время Распятие Фра Анжелико кажется мне близким православным иконам именно сдержанностью, символичностью.

Вера Крец   18.07.2025 21:03   Заявить о нарушении
Вера, я не утверждал, что на иконе у Дионисия нет чувства (кстати, чувство выше, чем эмоция: мы с Вами знаем из философии "эстетическое чувство", но не знаем "эстетической эмоции"). Я говорил, что чувство в иконописи всегда сдержанное. Сдержанное же - вовсе не по причине "манер", а по той причине, что икона является не декорумом в храме, как у католиков (они сами определили такое место своему искусству, оставив ему лишь воспоминательную функцию); икона в православном храме - неотъемлемая часть богослужения. Последнее - имеет свою отнюдь не случайную тональность, лишенную всякой экзальтированности. Чем обусловлено и повышенное внимание к канону, поскольку канон понимается как гарантия достоверности. Через канон икона ДУХОВНО связана и с литургией, которая тоже строго канонична. По канону располагаются фрески на стенах храма. Кануном (искаженное от "канон") называется место, куда ставят свечи за здравие живых и о упокоении душ усопших. В Византии при храмах держали человека, которого называли канонархом; в его обязанности входило следить именно за тщательным соблюдением всех канонов.
Таким образом, всё в церкви становится единым ЦЕЛЫМ - ПЛЕРОМОЙ, по выражению греков. К сожалению, сегодня не все и священники это понимают, в силу своей недообразованности (увы, не преподают им в семинариях и даже в Академиях богословие сакрального образа).
У католиков восприятие искусства в храме не связано с мессой. Оно само по себе, грубо говоря, как наглядная агитация в советском Красном уголке. Если в Православии иконописец по чину - церковнослужитель (не путать со священнослужителем), то художник у католиков - ремесленник и наемник со стороны. Главное - это его мастерство, умение за счет чувственности и владения материалом представить сцену с тем или иным святым. Поэтому связь картины с мессой весьма поверхностна и построена в первую очередь именно на ЧУВСТВЕННОСТИ, и не на ДУХОВНОСТИ. Улавливаете разницу?
Мастерство не отрицается и у иконописца, но оно не главное. Главное - умение выстроить СВЯЗЬ образа (иконы) с Первообразом (с тем, кто изображен) через имя. А это достигается только через молитву и молитвенность иконописца. Верующие люди ценят икону не за исполнительское мастерство, а именно и только за ее молитвенность.
Я видел иконы, написанные блестяще, но на них невозможно молиться: слишком много в них земного, а не небесного.
Бегло поведаю рассказ одного знакомого священника. Он заказал несколько икон для храма в Питере довольно известному художнику и иконописцу. Когда приехал забирать иконы, то увидел, что иконописец курит. Сами иконы были выполнены мастеровито. Но вскоре донесся запах дыма: художник курил анашу...
Вопрос: какого духа были эти иконы? И что в них важнее?
Чувство в иконописи отрицать нелепо, но, во-первых, оно должно быть рафинированно чистым (заповедь блаженства гласит: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят"), во-вторых, одного чувства мало; необходим ДУХ, т.е умнОе начало (не путать с лат. patio). Одна бесконтрольная чувственность может привести к "прелести" (от слова "прельщаться"), т.е. к самообману.
Фра Анжелико был, конечно, гениальным художником, но его "Распятие" ничего общего не имеет с православными иконами, уже исходя из всего выше сказанного. Да, в картинах художника заметна чувственная чистота, но она не переходит в SAKRA. Ибо оторвана от ЯЗЫКА богослужения. Приведу следующие слова, адресованные Виктору Васнецову, много расписывавшему православные храмы: «Древняя икона для Васнецова предмет изучения извне, а не плод вживания в живую ткань Предания Церкви, его искусство выходит не из глубин духовного опыта Православия, а из предпосылок той же расцерковленной светской культуры» , – как заметил Леонид Успенский.
Вот и относительно искусства Фра Анжелико можно сказать примерное то же самое: это гениальное СВЕТСКОЕ искусство, несмотря на монашеский чин художника, но оно, при всей эффектности и художественном мастерстве, не достигает "глубин духовного опыта" Церкви Христовой. Здесь как раз и проходит граница между КУЛЬТУРОЙ и ДУХОВНОСТЬЮ. Для нашего духовно безграмотного современника все одно без разбора. Культуру он и считает духовностью. Но с точки зрения духовной образованности, хотя бы на уровне катехизиса, это все-таки разные сферы.
Не знаю насколько удовлетворил Вас мой ответ. Не взыщите :-).
Сердечно -

Виктор Кутковой   18.07.2025 23:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вся Россия делится на сны... Этюд» (Вера Крец)

Замечательная статья, Вера!
Набоков и Ахматова... Мировосприятие действительности и воспоминания о родине.
Вы провели не только нити между двумя талантливыми личностями, но и "заглянули" в глубь их души.
Спасибо!

Мила Суркова   17.07.2025 07:07     Заявить о нарушении
Спасибо Вам большое за отклик, Мила.
С наилучшими пожеланиями ,

Вера Крец   17.07.2025 23:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «Подумайте... Филипп Жакоте Philippe Jaccottet» (Вера Крец)

Добрый вечер, Вера!
Честно говоря, этого стихотворения Филиппа Жакоте не читал. Да оно наверняка и не было переведено на русский, коль Вы взялись за перевод.
Зная стихи Крец, можно сказать, что Жакоте близок Вам по характеру поэтики. Или Вы близки к нему? :-)
Как бы там ни было, но результат получился прекрасный. Поздравляю! Вот еще одно качество нашей Веры открылось - умение переводить... А это особый дар. Корней Чуковский выдал толстенную книжку о мастерстве перевода, поскольку это сложнее, чем писать собственные стихи. Да и один ли Чуковский размышлял о мастерстве переводчика?
По поводу конца мира сказано в Писании: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр.21:1). Это взгляд со Святой Земли. Мне кажется, что сказано очень оптимистично. А история, как известно, развивается согласно Писания.
Да сохранит и спасет Вас Господь!
С уважением,

Виктор Кутковой   16.07.2025 22:22     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Виктор.

Большое спасибо Вам за отклик.
Да, мне очень нравится поэзия Жакоте и его своеобразная проза.
Перевожу я очень редко, только если мне хочется поделиться тем, что люблю.Рада, что Вам понравилось.

Существует ли перевод этого стихотворения, я не знаю, потому что никогда не читала Жакоте по-русски.

Вот оригинал этого чудесного стихотворения:

Détrompez-vous :
ce n'est pas moi qui ai tracé toutes ces lignes
mais, tel jour, une aigrette ou une pluie,
tel autre, un tremble,
pour peu qu'une ombre aimée les éclairât.
Le pire, ici, c'est qu'il n'y a personne,
près ou loin.
En cette nuit,
en cet instant de cette nuit,
je crois que même si les dieux incendiaient
le monde,
il en resterait toujours une braise
pour refleurir en rose
dans l'inconnu.
Ce n'est pas moi qui l'ai pensé ni qui l'ai dit,
mais cette nuit d'hiver,
mais un instant, passé déjà, de cette nuit d'hiver.

Спасибо и всего Вам самого доброго!

Вера Крец   17.07.2025 00:30   Заявить о нарушении
Вот теперь можно наглядно оценить! В предыдущем комментарии я сказал все верно. Вы – талант!
Спасибо.
Дословный перевод:

Подумай еще раз:
Не я нарисовал все эти линии,
Но, как в один прекрасный день,
Цапля или дождь,
Как в другой, осина,
Лишь бы любимая тень осветила их.
Хуже всего то, что здесь никого нет,
Рядом или далеко.

В эту ночь,
В этот момент этой ночи,
Я верю, что даже если боги
Подожгут мир,
Все равно останется
Один тлеющий уголек,
Который снова зацветет розовым
В неизвестности.

Я думал и говорил:
Это не я,
А та зимняя ночь,
но уже прошедшее мгновение
Той зимней ночи.

Виктор Кутковой   17.07.2025 02:15   Заявить о нарушении
Рецензия на «Андре Маркович. О Пушкине и Достоевском. Фрагмент» (Вера Крец)

Вот я и "созрела" для написания рецензии, Вера! Моя рецензия - на Вашу рецензию на произведение француза Андре Марковича "О Пушкине и Достоевском. Фрагмент". Предварительно Вы перевели статью Марковича с французского на русский.
С Андре Марковичем я, конечно, не знакома. И не хватило времени ознакомиться с ним в Гугл. Пришлось покопаться в Интернете, чтобы воскресить в памяти произведения Пушкина и Достоевского, упоминаемые в рецензии, биографию Моцарта... "Братья Карамазовы" читала очень давно. Хорошо помню сюжеты "Идиот" и "Преступление и наказание". Но не буду отвлекаться...
Спасибо, Вера, что через Вас можно ознакомиться с мнением зарубежного автора на влияние Пушкина на творчество ФМ Достоевского, жившего и творившего в России позже.
На мой взгляд(я не литературовед) влияние имело место. Два гения русской литературы, творившие в 19м веке, были связаны эмоционально и духовно, имели в чём-то одинаковое мировоззрение.
Прослеживается явная связь между главным персонажем Пушкина из "Бедного рыцаря" и князя Мышкина из "Идиота" ФМ.
Относительно связи между образом Сальери из трагедии Пушкина "Моцарт и Сальери" и Иваном Карамазовым...
Ни Сальери, ни Иван Карамазов в интерпретации Андре Марковича не понимают, кто такой Бог и Христос, Сын Божий, Единосущный Отцу.
И Сальери и Иван Карамазов рассуждают о Боге, как о человеке... Но Бог -не человек! Идея Сальери отравить гениального Моцарта(сюжет Пушкина, точная причина смерти Моцарта в 35 лет не известна) - не от Бога, а от сатаны! Убийство - тяжкий грех, попрание заповеди Божьей "не убивай"! Сальери отравил Моцарта из зависти! Здесь никак не может быть другой причины. Жалкий искатель справедливости... "Мир не мог существовать, пока жив Моцарт"... Какой абсурд, какое кощунственное убеждение! Сальери не верит ни в Бога, ни в бессмертие души, ни в наказание за грех, которое обязательно постигнет, если не в этой жизни, то после смерти тела... В общем, нет у него веры ни в Ад, ни в Рай. А зря... Находясь по ЭТУ сторону бытия, ни один смертный не знает наверняка, что ТАМ, за чертой!
Иван Карамазов восстаёт против "несправедливого" Бога... Да знает ли этот несчастный, что без Бога он не смог бы дышать, делать любые перемещения в пространстве, его сердце не билось бы! Бог поругаем не бывает, как свидетельствует Библия! Всё зло в мире не от Бога, Который есть Любовь агапэ(всеобъемлющая Божья Любовь), а от Его коварного противника, падшего ангела Люцифера. Люцифер(сын зари, Денница) - дьявол-сатана, склонивший к грехопадению первых людей Адама и Еву, явившись Еве в образе змея...
А кто достойный, а кто - нет, судить Создателю и Творцу Вселенной, а не смертному человеку! И вознаграждение от Бога - далеко не только в этой короткой жизни на пути земного странствия в 70-80 лет и менее...
Почему распяли Христа? Разве мир не мог существовать, пока воплощённый в человеческую плоть Бог нёс на земле Своё служение?
Христос воплотился в человека и стал, как человек, искушённый во всём кроме греха, ради того, чтобы умереть... Это была воля Отца! Зачем Ему было умирать? Ради прощения греха всего человечества!
Иудеи, народ, избранный Богом для проповеди слова Божьего другим народам, начиная от Авраама(4000 лет назад) приносил в жертву за грех ритуально чистых животных(тельцы, козлы, овны). В Скинии в пустыне при Исходе из Египта, в Первом(Соломоновом) храме, потом во Втором. Это длилось многие века. Но в силу невыносимой для Бога мерзости греха, Всевышний послал к людям Собственного Сына. Крестная смерть и последующее Воскресение были запланированы на Небесах! Без крови прощения греха не бывает! Святая кровь Иешуа из Назарета смывает всякий грех, если человек чистосердечно покается в своих грехах, приняв Христа в своё сердце Господом и Спасителем! Это - главный постулат христианства и мессианского иудаизма! Царство Моё - "не отсюда", - говорил Христос Понтию Пилату, не находившему в Нём вины, достойной смерти...
Выполнив Свою миссию на земле, Христос на 40й день по Воскресении вознёсся на Небеса и воссел одесную Отца. И отдана Ему всякая власть на земле и на Небе...
Помимо христианства есть ещё две авраамические мировые религии: иудаизм и ислам. Христианство и позднее ислам выросли из иудаизма. И не одна религия не учит убивать себе подобных(кроме радикального ислама, ответвившегося от заповедей пророка Мухаммеда).
А Бог - Нетленный, Невидимый, Вездесущий и Всемогущий, Царь царей и Господин господствующих, Альфа и Омега, Первый и Последний, Начало и Конец... И нет другого Бога кроме Единого(Отец, Сын и Дух Святой в христианстве, Три ипостаси, как Три в Одном).
"Сердце чистое сотвори во мне, Боже,"- пел царь Давид, правивший в Израиле в 11-10 веках до н.э.
Нить между Богом и человеком оборвать НЕВОЗМОЖНО! И смерти нет! Есть переход из одного измерения в другое, из материального мира - в нематериальный... Всякий конец есть начало, но чего-то другого...
Извините за столь пространную рецензию. Но я не могла этого не сказать...
Всех благ автору перевода!
С уважением и неизменным теплом,

Вера Шляховер   16.07.2025 19:53     Заявить о нарушении
Большое спасибо Вам за отклик, Вера.

Это не моя рецензия, а небольшой фрагмент эссе Андре Марковича.
Несомненно, Несомненно, Вы имеете право на свое мнение о творчестве Достоевского и Пушкина.
Замечу лишь, что Андре Маркович перевел на французский все художественные произведения Достоевского. А это что-нибудь да значит. ))
Мне кажется, лучший способ чтения - пытаться понять автора, а не стремиться ему противоречить.
Хотя, как известно, Паскаль говорил:
"Не в писаниях Монтеня, а во мне содержится все, что я в них вычитываю".

Спасибо и всего Вам самого доброго!

Вера Крец   17.07.2025 00:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «Скрипка» (Вера Крец)

Добрый вечер, Вера!
Скрипка умиротворяет, смеется, плачет, веселит, дает возможность думать, - словом, делает всё, на что способна женщина.
Случайно ли, что даже внешне скрипка похожа на туловище женщины? :-)
И если скрипка "- символ бытия", то женщина и есть само бытие.
Вот такие мысли пришли после прочтения Вашего замечательного стихотворения.
Всего Вам самого превосходного!
С уважением,

Виктор Кутковой   16.07.2025 00:16     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Виктор.

Спасибо большое за отклик.
Это старое, почти детское мое стихотворение. Так что об отношениях мужчин и женщин вряд ли я тогда думала. ))

Скрипка слишком мала, наверное, чтобы ассоциироваться с телом.Виолончель - возможно, но не скрипка. И в стихотворении этом совсем о другом говорится.

С наилучшими пожеланиями,

Вера Крец   16.07.2025 00:28   Заявить о нарушении
Вера, во-первых я говорил только о скрипке, а не о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной :-). Во-вторых, речь шла не о массе тела, а о его сходстве по форме :-)). В-третьих, хоть виолончель известна с первой половины XVI века, а скрипка появилась в XVI–XVII веках в Италии, но что из них стало популярнее? А что популярнее, то больше на языке :-).
Поэзия - та редкая область человеческой деятельности, где возраст играет не самую главную роль. Взять стихи юных Пушкина и Лермонтова. Они намного совершенней, чем стихи взрослого Демьяна Бедного. Поэтому не прибедняйтесь и не скромничайте! :-))
Доброй Вам езды на Пегасе! :-))
С уважением,

Виктор Кутковой   16.07.2025 01:09   Заявить о нарушении
Умиротворять, смеяться,плакать, веселить способны не только женщины, но и люди вообще. )

Вера Крец   16.07.2025 02:05   Заявить о нарушении
Вы же сами говорили о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной! :-)))

Виктор Кутковой   16.07.2025 12:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «Не слышно слов...» (Вера Крец)

Здравствуйте, Вера.
У Вас неповторимые метафоры.
Особенно про падающие звезды мне понравилось.
В такой момент, главное, успеть загадать желание, не правда ли?
С интересом,

Геннадий Стальнич   14.07.2025 22:17     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Геннадий.

Большое спасибо Вам за отклик. Звезды ведь не просто так падают на землю. Это только начало их чудесного путешествия. Кто знает? Может, одна из них - это Маленький Принц, другая - Мальчик - Звезда Уайльда, третья - еще что-то неведомое и прекрасное.

Спасибо и всего Вам самого доброго!

Вера Крец   15.07.2025 01:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «Девочка из местечка» (Вера Крец)

Добрый вечер, Вера!
Талантливая поэтесса была. Мне Вашее эссе с ее стихами напомнило сумрачные и тоскливые пейзажи Левитана.
С уважением,

Виктор Кутковой   14.07.2025 18:42     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Виктор.

Спасибо за отклик.
Пейзажи Левитана очень люблю и не считаю их сумрачными и тоскливыми.))
"Над вечным покоем", "Золотая осень", "Плес", "Март"...
Левитан -один из моих любимых русских художников.

С наилучшими пожеланиями,

Вера Крец   15.07.2025 00:33   Заявить о нарушении
Вера, даю список:
1) У омута; 2) Владимирка; 3) Осеннее утро. Туман, 1887; 4) Сумерки. Луна; 5) Деревня. В Лесу; 6) Стога. Сумерки, 1889; 7) Тени. Лунная ночь; 8) Вечер на Волге, 1888; 9) Сумерки, 1900; 10) Пасмурный день на Волге; 11) Остатки былого. Сумерки. Финляндия, 1897; 12) Последние лучи солнца. Осиновый лес, 1897. Могу продолжать и продолжать...
А вот что на сайте Третьяковской галереи написали искусствоведы: "В последние годы жизни Левитана в его творчество вошла тема вечерней и ночной природы. Он пишет множество этюдов и картин – «Лунная ночь. Большая дорога» (1897–1898), «Последние лучи солнца» (1899), «Сумрачно» (1899), «Лунная ночь» (1899), «Сумерки. Стога» (1899; все – Третьяковская галерея), «Тишина» (1898, Русский музей) и много других. В вечернем сумеречном освещении или в лунные ночи окружающий мир преображается. Деревья, избы, дорога – всё знакомо и узнаваемо, но при этом призрачно, неосязаемо, зыбко, изменчиво; исчезают мелкие детали и всё приобретает обобщенные формы. Художник искал в подобных произведениях новую выразительность художественного языка и приемов письма. В его ночных пейзажах, «ноктюрнах», проявляются тенденции, сближающие его живопись со стилистикой модерна, что сказывается в лаконизме формы, выверенной изысканности и одновременно простоте композиционного и цветового решения произведений. Пейзажные образы приобретают возвышенно-таинственный характер".
А вот еще на другом сайте: "Однако куда чаще мажорного лада звучит в картинах художника отголосок «нежной и грустно жалобной свирели» или протяжная народная песня.
И являются эти левитановские деревеньки — затерянные, жалкие; являются тихие заводи и перелески. Все затянуто грустной дымкой. В чем эта грусть? Зачем она?... Левитан совсем не умел справляться с приступами какой-то предельной меланхолии, которая обессиливала его. Душа погружалась на дно отчаяния — серая вода и серые люди, серая жизнь, не нужно ничего. Часто в письмах Левитана к Чехову звучит этот стон: «Вновь я захандрил и захандрил без меры и грани, захандрил до одури, до ужаса», «Господи, когда же не будет у меня разлада, когда я стану жить в ладу с самим с собой. Это кажется никогда не будет, вот в чем мое проклятье». В его пейзажах есть печаль, но в большинстве картин это не горько-безотрадное чувство, а печаль высокая, тонкая, светлая печаль. Левитан утверждал, что только в России может быть настоящий пейзаж. Этот особый печальный русский колорит есть и в картинах «Весна. Большая вода», «Деревня», «Ветхий дворик», «Половодье»: эти оголенные беззащитные березки на фоне нежно-голубого неба; бедные избы под соломенной крышей — здесь все пронизано сердечной тихой печалью, щемящим чувством земного сиротства".
Я не спорю, есть у Левитана и очень оптимистичные, жизнерадостные работы, но нельзя отрицать и сумрачные. Некоторые историки искусства видят в этих безрадостных пейзажах тоску художника из-за неустроенности личной жизни и даже 2-х выселений из Москвы.
С уважением,

Виктор Кутковой   15.07.2025 01:40   Заявить о нарушении
"В его пейзажах есть печаль, но в большинстве картин это не горько-безотрадное чувство, а печаль высокая, тонкая, светлая печаль". Вот с этими словами я согласна.
Спасибо, Виктор.

Вера Крец   15.07.2025 01:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «Все так и было...» (Вера Крец)

Хочется отзыв написать так же красиво. Но увы, даже пытаться не стану.
Даже в декабре может быть тепло, если почувствовать, что о тебе кто-то думает такими строками.
Мир затих.. Пусть он ждет.
Есть еще целый миг. Или век, или жизнь...
Спасибо Вера.
Очень красиво, лирично и трогательно.
С уважением.

Александр Черкасов 66   13.07.2025 22:40     Заявить о нарушении
Спасибо Вам большое за отклик, Александр.

Это своеобразный реквием, просто в нем печаль уступает место ощущению чуда - незримого присутствия.
Спасибо и всего Вам самого доброго!

Вера Крец   14.07.2025 00:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «Друг детства» (Вера Крец)

Вера, добрый вечер!
Лиричный рассказ. Легкий стиль. Неожиданно выпавший снег. Отпуск... Все атрибуты жанра.
Вроде знакомая ситуация по другим произведениям лирического жанра. А у Вас все равно получилось по-своему.
Читается легко и с большим интересом.
Чаще всего в таких случаях авторы оставляют читателя в неведении о подобном поступке героини: дала она согласие или нет? У вас же она ответила ДА. Happy end? Вроде совпадает. А вроде и нет... Т.е. не произошло нарушения жанра. Вопрос о будущем героев остается открытым... Ведь мало сказать ДА; настоящее согласие наживается всей жизнью. Это говорит человек, в минувшем апреле отметивший золотую свадьбу :-)).
Желаю Вам и в личной жизни полного согласия, которое чаще называется гармонией! Желаю творческих успехов и наилучшего здравия, как для души, так и для тела!
Спасибо за такой умиротворяющий рассказ.
Сердечно -

Виктор Кутковой   13.07.2025 22:07     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Виктор.

Большое спасибо Вам за отклик.

Думаю, это простой, незатейливый рассказ. Но тема всем знакома, потому и заинтересовались читатели.
Вы правы, сказать "да" - это еще не все. Потом и начинается самое интересное и сложное. А моя героиня может еще и передумать. )) Это сейчас она поддалась очарованию момента: снежный вечер, уютное кафе, старый друг, на которого она взглянула иначе, чем прежде. Так что неизвестно, продлится ли сказка. )

От всей души поздравляю Вас с прошедшей золотой свадьбой! Это прекрасно - прожить вместе с близким по духу человеком столько лет. Желаю Вам еще много чудесных лет вместе!

Вера Крец   14.07.2025 00:34   Заявить о нарушении
Спасибо, Вера! Вы очень добры!
От пожелания не откажусь. Хорошо бы, конечно :-)).
И вам всех-всех благ!
Сердечно -

Виктор Кутковой   14.07.2025 17:35   Заявить о нарушении