Анастасия Реброва - написанные рецензии

Рецензия на «Лариса навсегда» (Александра Казакова 2)

Сама идея воскрешения умерших не оригинальна - во многих произведениях попытка героя вернуть человека с того света и тем самым поставить себя на место Бога либо терпела крах, либо требовала серьёзных жертв (это и "Кладбище домашних животных", и "Стальной алхимик", и "Чудесная божья коровка", и т.п.), но здесь имеет место неожиданный поворот в финале: оказывается, всё это было зомби-апокалипсисом в буквальном смысле. Очень жалко людей, чьи тела были осквернены, а уж умерщвление и превращение в робота ради комфорта окружающих и вовсе жуть наводит. При этом произведение поначалу не выглядит антиутопическим: очевидно, что действие происходит в нашем мире, а не вымышленном, да и проблемы, с которыми сталкиваются герои, совершенно бытовые, хотя и доведённые до абсурда. Впрочем, не всегда понятно, что хуже, вымысел или реальность: если Даше и другим мертвецам проводимые над ними эксперименты не причинили существенного вреда, ведь их души в ином мире, а тела ничего не чувствуют, то, например, мальчик-эпилептик, которого опекала упомянутая в тексте Мониава, испытывал стресс от участия в мероприятиях, на которые его таскали, что, возможно, и стало причиной его смерти. Чета Собакиных - колоритная парочка, очень жаль, что адекватному мужчине пришлось жить с одержимой особой. А Лариса, имя которой вынесено в название произведения, - своеобразный герой-резонёр, я сначала удивлялась, откуда она знает такие подробности из жизни своих знакомых, а потом стало понятно: да она же всё видит с небес! Правда, её смерть от рук сатанистов показалась не совсем правдоподобной: обычно сектанты обрабатывают психологически своих адептов прежде, чем им угрожать, а не просто нападают на случайных людей. Впрочем, кто их знает. К тому же обстоятельства гибели Ларисы - то самое чеховское ружьё, которое в конце выстрелило: при жизни она не покорилась сатанистам, после смерти - антихристу.

Анастасия Реброва   16.06.2023 23:36     Заявить о нарушении
Рецензия на «Леди Уссурийск» (Александра Казакова 2)

Спорное у меня отношение к этому произведению: с одной стороны, жалко, что главная героиня так и не получила документ о высшем образовании, с другой стороны, нельзя не уважать её за оптимизм и правильную расстановку приоритетов. Но что здесь однозначно правильно, так это мысль о том, что не нужно пытаться соответствовать чужим ожиданиям в ущерб себе: и специальность нужно выбрать ту, по которой впоследствии будешь работать, а не ту, которую тебе навязали "ради престижа", и спутника жизни нужно выбирать того, который конкретно тебе подходит, а не чтобы окружающие считали ваши отношения перспективными, и совсем необязательно приобретать ненужные тебе лично показатели статуса, чтобы другим пыль в глаза пустить. Не нужно класть свою жизнь на алтарь чужого одобрения.

Анастасия Реброва   16.06.2023 15:41     Заявить о нарушении
А в самом деле, такой ценой - ну его, это высшее образование вместе с его дипломом.

Евгения Сулаева   26.11.2023 09:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Памяти маминой подруги» (Александра Казакова 2)

Первое стихотворение интересно тем, что две созвучные строфы имеют противоположный смысл. Второе - картины природы передают скорбь по Ирине. Как я понимаю, "В Норильске всегда солнечно" - это про Ирину.

Анастасия Реброва   03.06.2023 19:13     Заявить о нарушении
Рецензия на «Политическая колыбельная» (Александра Казакова 2)

Хорошее стихотворение в память о нетривиальной личности

Анастасия Реброва   03.06.2023 19:09     Заявить о нарушении
Рецензия на «Ядерная колыбельная» (Александра Казакова 2)

Стилизация под традиционные колыбельные песни удалась. Диссонанс: на спокойный мотив колыбельной предлагается петь незамысловатый, на первый взгляд, текст, в котором рассказывается о страшных вещах.

Анастасия Реброва   03.06.2023 18:44     Заявить о нарушении
Рецензия на «Молчит последний звонок» (Александра Казакова 2)

Рассказ - идейный продолжатель произведения Ледерман и одновременно его деконструкция: если Матвей встречался с лучшей версией себя, то Клара (красивое имя, кстати) - с худшей. И ведь ничего не сделаешь, двойника от позорной смерти не спасёшь! Вообще я думаю, что было бы неплохо поменять двух Клар местами: одна смогла бы изменить жизнь своих знакомых из параллельной реальности к лучшему, а другая сама изменилась бы под влиянием друзей своего двойника и отказалась от мыслей о самоубийстве. Хорошо, что на самом деле никакой другой реальности не существует, и самоубийцы все живы, и матери их счастливы, и Катя не сбежала в Америку, и Настя не сделала аборт и не погибла, и Серж не стал преступником.
Рассказ жизненный. Если "весёлую вдову семнадцати годов" (я, как Клара, тоже старые песни цитирую) встретить затруднительно, то просто умных, порядочных, счастливых девочек наподобие Клары довольно много. Почти все проблемы, затронутые здесь, имеют место в реальной действительности. "День тюрьмы" напомнил мне, как наш преподаватель по праву рассказывал (цитирую): "Кто увлечён блатной романтиков, тех водили на экскурсию в тюрьму - всю дурь как рукой снимало". Про конкуренцию - готова подписаться под каждым словом. "Сотворённые люди красивыми рождаются, а произошедшие от обезьян доделывают себя" - а ведь правда, образ Божий проявляется и во внешности тоже. "Друзей-врагов" (имена которых нетрудно расшифровать) здорово протащили, особенно понравилось сравнение с маргиналами, справляющими нужду в метро. Если среди них есть педагоги, то гнать их из профессии поганой метлой, и не из-за цветных волос, а из-за людоедских убеждений (впрочем, желание учителя быть "своим в доску" тоже к хорошему не приводит, правда, когда я работала куратором у группы старшеклассников, они обрадовались, узнав, что я смотрю аниме, но у меня имидж строгой интеллигентной дамы, а не "вечно молодой, вечно пьяной"). Размышления Клары о торговых центрах напомнили о том, как в книжном магазине прорвало трубу, и после ремонта на месте этого книжного магазина сделали ресторан. Понравилось, что Клара критически оценивает гибель Пушкина - талантливый не равно святой (нам однажды в институте задали вопрос: кто прав, Маяковский, покончивший с собой и отказавшийся таким образом прогибаться под систему, или Алексей Толстой, писавший книги по заказу? Большинство сказало, что лучше уйти из жизни, чем лишиться возможности творить, а я сочла своим долгом сказать (не приняв сторону ни одного из писателей), что никакое творчество этого не стоит!)

Анастасия Реброва   02.05.2023 03:52     Заявить о нарушении
Рецензия на «Будни смертной вечности» (Александра Казакова 2)

В художественных произведениях, где главный герой получает возможность стать бессмертным, обязательно возникает моральная дилемма: как быть с привязанностями? Как пережить потерю родственников и друзей? Одиночество - обратная сторона бессмертия. Здесь же решение этого вопроса заключается в условиях, которые главная героиня приняла прежде, чем решиться стать бессмертной: нет близких - нет утрат. Вот только такое существование нельзя назвать полноценной жизнью. Ради чего Карина приобретала новые знания и умения, если их негде применить? Практически любая профессия, за исключением однозначно аморальных, представляет собой служение людям, а Карине некому служить, ведь она никого не любит. Поэтому и не радует её ни вечная молодость, ни красота, ни знания.

Анастасия Реброва   09.04.2023 17:10     Заявить о нарушении
Рецензия на «Две Леры» (Александра Казакова 2)

Выбор имён главных героинь символичен. Во-первых, ассоциации с Валерией Левитиной - её жизнь загублена из-за несоответствий чужим требованиям, две Леры чудом этого избежали. Во-вторых, Таира неслучайно назвала вторую дочь таким же именем, как первую - проект по созданию идеальной (с таириной точки зрения) семьи с первого раза не удался, надо его свернуть и начать заново. Сюжет, где боящаяся старости женщина продлевает свою молодость за чужой счёт и делает дочь заложником своих интересов, немного напомнил мультфильм "Рапунцель: запутанная история". Параллели с книгой "Похороните меня за плинтусом", которую упоминает другой рецензент, тоже есть, но там бабушка была психически больна, а Таира просто злая. Хорошо, что у второй Леры была семья отца и друзья, а то с такой матерью, как Таира, можно с ума сойти. Понравилось, что при всей назидательности истории персонажи - не эталоны, а люди с разными судьбами - у Ларисы добрачная связь (что не одобряется) обернулась созданием семьи и самопожертвованием, вторая Лера смогла, несмотря на комплексы, стать счастливой (вообще я скептически отношусь к мезальянсам, но некоторым людям такая модель отношений подходит, да и Василий смог стать для Леры не только супругом, но и значимым взрослым - у неё же мать злая, а отец равнодушный), несостоявшаяся самоубийца выжила и не лишилась надежды. Конец, несмотря на трагичность, всё же светлый - ранняя смерть двух Лер и Ларисы привела их родителей к покаянию. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) был прав, когда сказал, что желанные дети абортниц принесут им скорби, и здесь эти скорби выглядят не как наказание за грехи, а как путь к исправлению (а то, что Таира убила собственную дочь, выглядит и как жестокая ирония судьбы, и как обстоятельство, заставляющее открыть глаза на собственную деятельность - абортированные дети были бы ничем не хуже Леры). Важный момент: при всех разговорах о том, что те, кто рожает детей, плодят нищету, семья Славика и Наташи не выглядит малообеспеченной, а клиентки Таиры могут позволить себе предметы роскоши, что не мешает им избавляться от детей. Я вообще замечала, что нищими себя любят называть люди со средним достатком. Нищета - это крайняя степень бедности, это когда человек берёт у знакомых деньги в долг, не зная, когда сможет отдать, и думает, нормально поесть ему впервые за много дней или за жильё заплатить, чтобы на улице не оказаться. А когда люди говорят, что они нищие, потому что у них один компьютер, а им хочется два (образно говоря), то сразу вспоминается пословица о мелком жемчуге и пустых щах. Система ценностей в описываемом обществе явно искажена - про материальные блага я уже писала, учёба воспринимается не как получение знаний, а как показатель престижа. Вторую Леру мучают (вспомнилась фраза из книги Людмилы Матвеевой "Мы в пятом классе": "Когда дети жалуются друг на друга, это называется ябедничать, а когда взрослые жалуются на детей, это называется родительское собрание"), Ларисе родители не дали специальность получить (лучше бы она стала хорошей акушеркой, чем полгода проболталась в этом вузе), зато к таким, как Платон и его друзья, никаких требований не предъявляют. Отношение героев к религии тоже символично - Таира называла себя атеисткой, но с каким-то упоением рассказывала о том, что все попадут в ад, как будто не боялась, а хотела туда (у её реально существующих единомышленников в соцсетях изображения сатанинских пентаграмм), а положительные персонажи (ну, кроме второй Леры) не испытывают никакого невротического страха перед Богом.

Анастасия Реброва   16.01.2023 17:13     Заявить о нарушении
Рецензия на «Не говори ня. пока» (Александра Казакова 2)

А ведь два центральных женских образа не только противопоставляются, но и сопоставляются - Рина нежная и слабая, главная героиня пожёстче, а макабрические настроения - у обеих. Выходит, что главная героиня, спасая Рину, заодно и со своими психологическими проблемами разобралась. И конец жизнеутверждающий - привлечь внимание общества к детским суицидам можно и менее радикальным способом, чем это сделала Рина и ей подобные. К сожалению, в реальности умерших не вернуть, зато попавшим в беду можно всегда протянуть руку помощи.
P.S. А я прекрасно понимаю, как можно любить гулять по торговым центрам. А называть себя в 22 года старой - смешно!

Анастасия Реброва   04.01.2023 15:34     Заявить о нарушении
Рецензия на «В Норильске всегда солнечно» (Александра Казакова 2)

Как я понимаю, стихотворение "Памяти маминой подруги" посвящено как раз Ирине.

Анастасия Реброва   25.12.2022 08:15     Заявить о нарушении