Наталия Май - написанные рецензии

Рецензия на «Последняя дуэль Лермонтова дискуссия о причинах» (Галина Богословская)

Не знаю, насколько ты меня поймешь, но я долго об этом думала - с самого детства, когда в кругах творческой интеллигенции беспрерывно обсуждали Пушкина и Дантеса (Лермонтова и Мартынова в меньшей степени). Даже фильм сняли с участием Янковского и Татьяны Друбич (это была современная версия людей, похожих на Пушкина, его жену и Дантеса - в его амплуа представал Абдулов).

В той истории когда-то подозревали заговор, политическую подоплеку и т.п. Историю Лермонтова в большей мере списывали на стечение обстоятельств.

Я никогда не понимала обостренного интереса к этим дуэлям (если не считать, что это действительно заговор, а тому нет доказательств) - такое впечатление, что люди хотят "переписать" историю заново и оживить этих поэтов. Ничего уже не перепишешь, их не вернешь, какой смысл так обострять эти дискуссии? В ссоре двух людей ничего нет странного, человек банально бывает холериком, может обладать взрывным темпераментом (дочь актера Кайдановского рассказывала, что он из всего делал скандал на ровном месте). Не с той ноги встал. Что-то не так показалось. Не тем тоном сказал. Не тем тоном ответили. Это может АБСОЛЮТНОЙ случайностью, как "кирпич на голову". Раз - и упал. Мартынов и Дантес для меня такие вот "кирпичи" и ничего для меня в их личностях нет интересного.

Писатель Каверин рассказывал в своих воспоминаниях, что дуэль всегда его завораживала, казалась ему чем-то интересным (у него "Открытая книга" начинается с дуэли). Это у мальчиков просто гендерное. Вроде игры "в войнушку". Девочки же не играют в войнушку. Меня вообще идея дуэли никогда не "завораживала", казалась какой-то нелепостью, вот и все.

Я предпочла бы, чтобы люди интересовались тем, чем действительно стоит интересоваться - творчеством этих писателей. А если уж темой дуэли - то так, как они это описали в своих произведениях (потому что в их жизни это могло быть именно просто случайно).

Наталия Май   11.08.2019 17:23     Заявить о нарушении
Я понимаю тебя так, что эта тема тебе не интересна, интересна другая... Так я прекрасно это понимаю.))

Кстати, что-то про "кирпич" я говорила в своем ЖЖ, именно этим словом, значит, кое в чем мы с тобой совпадаем. Завтра найду и приведу здесь эти цитаты.

В целом, я не думаю, что надо отменить интерес к биографиям поэтов и писателей. Может, в каких-то своих проявлениях этот интерес бывает бессмыслен и вульгарен, я сама могу назвать массу таких проявлений. Но если бы я преподавала в школе или университете, то есть вещи, о которых я обязательно рассказывала бы школьникам, студентам. Может, не о дуэлях, о других вещах - о каторге Достоевского, об участии Лермонтова в Кавказской войне, о роли дружбы в жизни Пушкина, об опрощении Толстого, о поездке Чехова на Сахалин. В конце концов, литература в полном отрыве от жизни тоже смысла не имеет.

Галина Богословская   11.08.2019 22:19   Заявить о нарушении
Интерес к биографиям нужен, но именно к тем их местам, которые реально сформировали человека и повлияли на его творческий процесс - семья, преподаватели, близкие друзья, любовь и т.п. А нелепости, хаотичность жизни (в жизни много хаоса, куда больше, чем "роковых предначертаний") - это другое. Бывает раздувание нелепостей. Потому что один из великих композиторов умер именно так - абсолютно бессмысленно, просто с лица сковырнул какую-то болячку, и начался сепсис. Совсем молодой умер. В его жизни достаточно было значимых событий, заслуживающих изучения, но эта нелепая болячка...

Наталия Май   12.08.2019 07:03   Заявить о нарушении
К местам, которые реально сформировали человека, - да.

Еще о другом пару слов. Может, с гендером у меня что-нибудь не так, но игры в войнушку меня в какой-то момент увлекли.)) Я прочитала книгу Якова Гордина "Дуэли и дуэлянты". Киселев и Мордвинов, Шереметев и Завадовский, Грибоедов и Якубович, Чернов и Новосильцев и многие другие - из-за чего, как, на скольки шагах пострелялись, все "выучила", и если бы нашелся, попался мне в XXI веке оригинал, желающий это обсудить, пообсуждала бы.))

Галина Богословская   12.08.2019 08:10   Заявить о нарушении
Ну, понятно, что у каждого свое представление о том, что было самым важным в жизни человека. Многие считают, что в жизни Моцарта главное - отравил его Сальери или нет. Если перевести на наше время это все равно как какой-нибудь миллионер из шоу-бизнеса убил бедного студента консерватории из зависти. Уровень доходов Сальери и Моцарта был несопоставим, там кто кому завидовал... Конечно, Моцарт талантливее, но убивать только из-за этого, когда ты в шоколаде, а он бедствует и он тебе не конкурент... он не отнимает у тебя заказы, он нигде не переходит тебе дорогу.
Я почитала книгу Люси Уорсли о Джейн Остен, мне было интересно, что она была за личностью, выяснилось, что переписка ее с сестрой уничтожена, и нельзя вообще никаких выводов делать о ней - Люси Уорсли ничего о чувствах Джейн Остен не знает. И не знает никто. Джейн не хотела, чтобы люди знали. И такое бывает. А книга получилась просто исторической - о нравах эпохи.

Наталия Май   12.08.2019 11:11   Заявить о нарушении
О Моцарте и Сальери мне только сам миф известен, никогда не пыталась его проверить. Считается, что трудолюбивый, но не даровитый Сальери завидовал именно гениальности Моцарта - то есть тому, чего не купишь ни за какие деньги. Снедало ли его какое-нибудь такое чувство до такой степени, чтобы травить Моцарта? Никто уже никогда не узнает, повторюсь, не читала об этом, потому в-общем и нет мнения.

Есть еще один объект интереса у биографов - родители известных людей, кто мама, кто отец, правда ли, что их матери и отцы - заявленные лица. Вот уж где, по-моему, страшная скука. Интерес к тому, кто кого почему убил, - он все-таки как-то понятней.))

Говоря серьезно, для сегодняшних школьников я бы прямо-таки Кавказскую войну, участие Лермонтова в ней и его связь с Кавказом сделала бы обязательной темой для рассказа в классах. Раз уж история со стихами на смерть Пушкина в свете нынешней идеологии блекнет.

Галина Богословская   12.08.2019 13:51   Заявить о нарушении
Я лично слабо верю в мотивы убийства, не связанные с деньгами, в реальной жизни (не в литературе) убивают, в основном, из-за денег. Или пьянка-бытовуха.

Насчет Лермонтова - много интересного можно было бы про него написать, были фильмы, постановки, разные варианты Печорина (мне больше всех нравился Олег Даль), постановка Маскарада с Евгенией Симоновой... А насчет биографии - да, Кавказ, видимо, его влек, ему там нравилось, интересная тема.

Наталия Май   12.08.2019 16:13   Заявить о нарушении
Есть еще фильм Бурляева - вот кто боготворил Лермонтова всю жизнь. Правда, я этот фильм не смотрела.

Наталия Май   12.08.2019 16:18   Заявить о нарушении
Я начинала смотреть, плохой, по-моему, фильм Бурляев снял - агитку.

Галина Богословская   12.08.2019 17:28   Заявить о нарушении
Мне любопытно, наверное, я этот фильм посмотрю, вдруг что-нибудь для себя интересное открою.

Наталия Май   13.08.2019 14:26   Заявить о нарушении
Посмотрела. Что можно сказать? Единственное, что мне показалось удачным, - то, что он все время говорит стихами. И понимаешь, чем его стихи завораживают людей, они кажутся настолько естественными, как будто действительно можно ТАК все время разговаривать. Он их пишет как дышит, просто - выдыхает... Они как бы волшебным образом вылетают сами собой. Вот такой чудодейственный эффект от поэзии Лермонтова.

Но все остальное мне не понравилось. Лермонтов и Пушкин были людьми полутонов. Их нельзя показывать однозначно, пафосно, делать или белыми или черными... Они такими не были, это сложные, противоречивые, многогранные личности. Меня просто насмешил ход сценария - сначала делать Иисуса Христа из Пушкина, который гоним царем и его свитой, а потом делать такого же Иисуса Христа из Лермонтова, который все время бредит своей предтечей (прежним Христом в виде Пушкина) и точно так же гоним царской свитой. Все было куда сложнее и тоньше. Надо самому быть человеком полутонов, чтобы понять таких людей.

Пушкин в юности увлекался либерализмом, но потом стал государственником, приверженцем власти и никакой угрозы не представлял, не был он никаким "гонимым". Достоевский тоже в юности увлекался разными идеями, но потом стал государственником и приверженцем действующей власти, а отнюдь не оппозиционером. Нравится это кому-то, не нравится - это факт. Можно не разделять их взгляды, но факт, что они были таковы.

Бенкендорф демонизирован литературной средой. Я читала толстую книгу про Бенкендорфа, это был исключительно полезный для нашей страны человек, он очень много сделал. Но у нас любят канонизировать литераторов (потому что страна - литературоцентристская) и демонизировать тех, кто рядом с власть имущими. Бенкендорф никакого вреда не причинил Пушкину. Если кому интересно, эту книгу можно поискать.
Пушкин и Лермонтов были люди очень остроумные, Пушкин, на мой взгляд, даже в большей мере, это был ехиднейший насмешник, у него все в произведениях пронизано тончайшей иронией. А такое впечатление, что создатели фильма совсем не чувствуют этого в творчестве этих писателей, выставляя их какими-то слишком правильными и прямолинейными. А они такими отродясь не были. К сожалению, в фильме продемонстрирован слишком однозначный, до смешного пафосный взгляд на вещи.

Наталия Май   13.08.2019 17:16   Заявить о нарушении
Я фильм довольно скоро бросила, все мне там показалось и неинтересно, и неестественно, я и не разбиралась.

О Пушкине в молодости, да, тоже пишут как о большом насмешнике. Прям теми же словами, как ни странно, что о Лермонтове: "дерзок, злоязычен, умереть ему на дуэли". Это я у Якова Гордина в "Дуэлях и дуэлянтах" прочитала. Розанов как-то писал, что все проблемы Пушкина будто бы начались с эпиграммы на Уварова про дрова (дрова он, что ли, украл). Дескать, не было бы этой эпиграммы, не было бы и кампании ославлять рогоносцем Пушкина и всего остального.

Галина Богословская   14.08.2019 13:43   Заявить о нарушении
Стихотворение ко смерти Пушкина, наверное, одно из немногих лермонтовских, которое мне не по душе. Это похоже на максимализм мальчишки. Мне больше импонирует его зрелый, спокойный стиль.

Наталия Май   14.08.2019 14:40   Заявить о нарушении
Максимализм юности в этих стихах, конечно, есть, но сегодня и с ними некая крайность - якобы, там все неправда, и Лермонтов в эти стихи вылил фирменную свою злобу, не иначе. Я вот стала вдумываться... Пушкин в стихах "пал, оклеветанный молвой". Так это правда: ославили на весь Петербург, что жена будто ему изменяет, а этого не было. Выразил презрение к Дантесу - авантюристу, заброшенному в чужие края "на ловлю счастья и чинов". А что, не имел права презирать Дантеса?
Вот уже "надменных потомков" под конец не надо было поносить, это да, этот абзац и стал "роковым", за него, можно сказать, в ссылку и отправили.

Галина Богословская   14.08.2019 17:43   Заявить о нарушении
Да дело даже не в этом, я просто не считаю никого настолько ангелом, чтобы он имел право вот так судить других - как будто он Господь Бог и вещает с небес. Если выискивать в людях недостатки, лучше всегда начать с самого себя, будешь гораздо терпимей к другим. Да и потом такой уровень пафоса для такого ироничного человека... как-то ему это не идет, отдельные фразы как будто принадлежат перу какого-нибудь Грушницкого, который все время с пафосом говорит.

Наталия Май   14.08.2019 18:28   Заявить о нарушении
Конечно, стихи относительно ранние, можно сказать, с них все началось по-настоящему. А царь после декабристов воспринял стихи эти очень остро, не как юношеский порыв, а как некую политическую уже манифестацию, а Лермонтов, по-моему, на самом-то деле в политику не лез. Но при этом - некая ирония - конфликт с властью случился у него серьезнейший.

Галина Богословская   14.08.2019 19:25   Заявить о нарушении
Понятно, что Пушкин и Лермонтов гении и наше культурное наследие, но я двойных стандартов не люблю. Если им самим было дозволительно заигрывать с чужими невестами, женами (насчет любовниц не знаю), играть в разные игры с женщинами, злословить - да еще как... Почему другим этого нельзя? Я достаточно об их поведении в свете начиталась. А когда это делают другие по отношению к ним, они монстрами становятся.

Наталия Май   14.08.2019 19:32   Заявить о нарушении
Вообще - да, Дантес волочился за Гончаровой, было ему 24 года. Пушкин в молодости был любовником жены графа Воронцова, на самого Воронцова эмиграммы обидные писал. Так и есть.))

Конечно, Лермонтов об этом не думал, когда в 22 года в горячке писал стихи на смерть Пушкина - другого равного себе. Это просто естественно.

Галина Богословская   14.08.2019 19:49   Заявить о нарушении
Оказывается, были сомнения в авторстве стихотворения "Прощай, немытая Россия". Считается, что Лермонтов слишком любил родину, чтобы такое написать. Об этом длиннющая дискуссия развернута. А я как раз верю в его авторство. У человека может быть вспышка минутной ярости. Только что любил, через минуту - чуть ли не ненависть... С точки зрения психологии это вещь вполне правдоподобная. А у поэтов как раз стихи иной раз вылетают - как стрела под влиянием минуты. А через некоторое время настроение у них меняется. Это вообще люди эмоционально переменчивые.

Наталия Май   15.08.2019 11:42   Заявить о нарушении
Это все идеологические спекуляции вокруг "немытой России". Раньше принято было доказывать, какие они были оппозиционеры режиму, теперь затушевывают, утаивают от нас любые проявления их вольнодумства. Меня это коробит.

Думала о волокитстве Пушкина за чужими женами и Дантеса за Гончаровой... Вот, знаешь, там действительно разные вещи. Эта история Пушкина с супругами Воронцовыми - пошлая история, которая априори ничем не грозила. Другое дело - Дантес и Наталья Гончарова, когда молва идет по всему Петербургу, Геккерен ловит Гончарову где-то в темном коридоре и сводничает, весь кавалергардский полк держит пари, что жена Пушкина через неделю будет любовницей Дантеса, и финал всего - этот страшный град анонимок. Цинизм ситуации зашкаливал.

Я знаю, ты солидарна с Толстым, который писал, что можно играть в игры с женщинами определенного сорта и нельзя с невинными девушками. Можно косвенно провести аналогию. Развлекаться и волочиться надо там, где оно не несет особого вреда, а где грозит бедой - туда не надо лезть, и вина здесь гораздо больше. Так бы я сказала об этой ситуации с Дантесом.

Галина Богословская   15.08.2019 13:25   Заявить о нарушении
Ну, да... нажил себе такое количество врагов. Вронский, кстати сказать, по отношению к Каренину (за исключением анонимок) тоже так себя вел. Муж в этой ситуации был выставлен на посмешище, его презирали, его жизнь была разрушена. Но Вронский находил себе оправдание - он вроде как любит! Дантес тоже мог это говорить - как он ее полюбил! Понятно, что Дантес циничнее, иначе бы с сестрой ее не связался.

Наталия Май   15.08.2019 14:17   Заявить о нарушении
Вяземский (боюсь соврать, он ли?) говорил, что понял бы Дантеса, если бы это была любовь, но там был один голый расчет. Какой, на что расчет - лично я не в курсе, но помню, что такие слова.

Галина Богословская   15.08.2019 15:27   Заявить о нарушении
Ну, какому-то типу людей любовь жертвенная непонятна, они считают, любовь - это навязывание себя любой ценой. Мысль о том, чтобы удалиться ради блага другого им в голову не приходит.

Наталия Май   15.08.2019 15:41   Заявить о нарушении
Ой, уж про Дантеса, тут не про жертвенную, не про нежертвенную - ни про какую не надо.

Галина Богословская   15.08.2019 16:47   Заявить о нарушении
А, ты, наверное, это про Вронского.

Галина Богословская   15.08.2019 16:48   Заявить о нарушении
Я читала о Пушкине, что его подозревали в связи с Александриной, старшей сестрой семьи Гончаровых. Но, возможно, это была просто дружба. А Натали, как считают многие исследователи, была увлечена Дантесом. Измены физической не было, а измена "в голове" была, с ее стороны чувства были. Хотя я бы за это ее не винила - она проявила наивность, не разглядев его сущность за галантной оболочкой. Но долг-то свой она не нарушила.

Наталия Май   15.08.2019 19:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Семья Макси» (Наталия Май)

Издана вместе с другими пьесами в отдельной книге в 2005 году.

Наталия Май   10.08.2019 18:56     Заявить о нарушении
Рецензия на «Антракт» (Наталия Май)

Издана вместе с другими пьесами в книге "Безымянные" в 2005 году.

Наталия Май   10.08.2019 18:55     Заявить о нарушении
Рецензия на «Публикация романов в интернете» (Наталия Май)

Вот еще по этой теме – повествования от двух разных лиц, которые, соединенные вместе, могут составить роман (правда, почти в 2 раза меньше, чем это надо издательствам, здесь получится меньше двухсот страниц).

«Маноло»:

http://www.proza.ru/2011/06/03/508

«Инес»:

http://www.proza.ru/2011/06/14/415

Что касается «Завещания» (о котором я уже упоминала) - на мысль написать такой роман в письмах меня навело произведение Шодерло де Лакло «Опасные связи».

Опять же – повествование от первого лица, рассказы от разных лиц. Это могут быть дневники, записки, монологи, письма. Это самый мне близкий и самый любимый вид прозы. От третьего лица у меня, как я считаю, получается хуже.

Наталия Май   10.08.2019 14:34     Заявить о нарушении
Рецензия на «Последняя дуэль Лермонтова исправленная версия» (Галина Богословская)

Я читала твой ЖЖ, но сама я уже давно забыла даже свой пароль, настолько давно там не пишу. Поэтому напишу здесь. Про Лермонтова, может быть, все верно.

Но параллель с Пушкиным - там немного другая история. Дантес как личность не вызывает у меня ни малейшей симпатии, но нельзя не отрицать, что мужчины с некоторыми комплексами насчет внешности могут испытывать банальную неприязнь к светским красавчикам (как, кстати, это в какой-то мере прослеживается в творчестве Толстого). Что тем гораздо легче даются "победы" над женщинами, а об этих "победах" мечтали бы они сами. Причем не ради любви, а чтобы самоутвердиться, хотя темперамент тоже играет роль. В жене Пушкина было сочетание красоты и скромности, она не была кокеткой или дурой, как ее всячески пытались потом выставить. Он это понимал и накануне смерти очень жалел ее, предчувствуя, какой грязью ее потом обольют. На самом деле идеально ей подходил не Пушкин и не Дантес, а Ланской, с которым она была очень счастлива, - спокойный уравновешенный человек без ненужных ей африканских страстей. Притом, что я очень люблю Пушкина, жить с ним женщине ее склада могло быть и тяжело, а Дантеса она плохо знала - только отмечала его внешность и манеры.

К сожалению, еще и такая крайность, как обливание грязью женщин, которым тяжело было ужиться с гениями, тоже мне не по душе. С ними действительно может быть не сладко. Хотя не обязательно быть гением, чтобы иметь трудный характер. Я помню, как нам в детстве преподносили Джульетту Гвиччарди в черном свете, потому что она не влюбилась в Бетховена, ну что ж, сердцу не прикажешь, ну, потянуло ее к другому мужчине...

Наталия Май   17.07.2019 10:47     Заявить о нарушении
Не совсем понимаю, ты намекаешь, что Пушкин завидовал блестящей внешности Дантеса, и вот эта мелкая зависть могла сыграть роль в том, что он рвался к дуэли? Не знаю, там такой позор уже был на весь Петербург, вроде, все понятно.

Тоже думаю, Наталью Гончарову совершенно не за что поливать грязью. Хотя лично меня смущает, что она после гибели Пушкина довольно скоро вернулась в Петербург, в большой свет и даже ко двору. Это не моя "группа крови", я бы на ее месте возненавидела там всех, вообще бы уже туда никогда не вернулась. Но люди все разные.

Галина Богословская   17.07.2019 11:06   Заявить о нарушении
Да, такого рода неприязнь к Дантесу могла сыграть роль. А насчет того, что Натали вернулась - она могла не считать, что в случившемся все виноваты.

Наталия Май   17.07.2019 11:31   Заявить о нарушении
В ЖЖ я писала о гибели Пушкина один пост, не знаю, дошла ли ты до него. Что зря он, я думаю, так уже рвался в верхушку высшего света и даже ко двору. Наверное, не должен художник быть до такой степени близок к власти.

Галина Богословская   17.07.2019 12:06   Заявить о нарушении
Тут еще и интересы детей - надо им дать образование, ввести их в общество.

Наталия Май   17.07.2019 12:12   Заявить о нарушении
Успелось бы.))
Розанов правильно, я считаю, говорил, что Пушкиным стоило в деревню на 2-3 года уехать, все это переждать. Но Пушкин после ссылок молодости решил, что свет не покинет уже ни за что... Ошибка.

Галина Богословская   17.07.2019 12:18   Заявить о нарушении
Я нашла свой пост из ЖЖ "О гибели наших поэтов". Приведу его здесь:

В продолжение все той же полемики с полемикой... "А почему это мы считаем, что Дантес и Мартынов никак не могли быть достойными людьми?" - читаем мы сегодня на интернет-страницах. Да могли, наверное... Но были ли? И вообще важны ли они сами по себе?

Кто-то из мыслителей Серебряного века написал, что в отличие от Дантеса Мартынов не несет в себе темной миссии... Да и Дантес не несет в себе никакой миссии! Кто они такие, чтобы на них были миссии? Миссии были на таких людях, как Пушкин и Лермонтов, и вот, когда эти миссии заходили в тупик, кто-то становился орудием их гибели. "Топором в руках судьбы".

Пушкин, как я теперь думаю, ошибся, решив войти непременно в большой свет - в самую верхушку высшего света, да к тому же близость к императору. Вечная тема о том, должен ли художник быть близок к власти? А казненных декабристов он знал лично... Видимо, была та дань, которую он должен был отдать друзьям и идеалам юности в зрелые годы, которой он не отдал, пренебрег. И в этой великосветской жизни их с женой окружили клеветники и завистники, и случилось то, что случилось... Семье поэта больше бы подошел иной образ жизни - удалиться в деревню, жить в более спокойной атмосфере, иметь свободу выбирать себе друзей.

А Лермонтов устал от войны и ссылок. Ему казалось - и вполне возможно, справедливо - что ему уже не дадут свободы, возможности выйти в отставку и заняться литературой так, как он мечтал. А вот "во глубине сибирских руд хранить гордое терпенье", как декабристы, он не умел - это был совсем другой характер. Ему не хватило терпения... И он погиб в ситуации экзистенциального тупика, когда кажется, что будущего нет (хотя не путать с самоубийством!). Именно в такой ситуации человек наиболее уязвим, именно в такие моменты жизни кирпич "случайно" на голову и падает. Современные комментаторы многие его обрекли: дескать, будущего не было в любом случае. Не знаю...

Вообще, сама пережившая трудную молодость, думаю следующее: молодежь - это молодежь, и до 30-и человека надо спасать. А дальше уже действительно пусть как знает.

Галина Богословская   17.07.2019 12:23   Заявить о нарушении
.
-- "Но Пушкин после ссылок молодости решил, что свет не покинет уже ни за что... Ошибка."

Это он вам лично сказал? Или письменно сообщил?

Пушкиноведы выставляют поэта каким-то дураком и моральным уродом. Самая высокая честь для дворянина -- служение отечеству. И для Пушкина в том числе. Он и служил в МИД России. По этому поводу много уже интереснейших материалов собрано и опубликовано. У него там и чин был немаленький. Генеральский, вроде.

Когда коммунисты пришли к власти и судили-рядили кого на уроках литературы будут изучать дети в СССР, Пушкина допустили в эти ряды только изуродовав ему биографию, сделав врагом самодержавия и России. А чтобы объяснить несуразности и явную лживость многих деталий той самой биографии, придумали и стали ссылаться на дурной характер поэта.

А мы уж и состарились давно, а всё верим тем школьным лживым талмудам, пережевываем их и пережевываем. Знали бы, что Пушкин -- котрразведчик, то и поняли бы, что поэтому никуда из столицы уехать он и не мог.

Ведь до сих пор не "разбрались" даже с могилой поэта. Ведь там нету его останков. Гейченко после войны её вскрывал-восстановливал, якобы. Но ничего толком по этому поводу не написано. Н И Ч Е Г О. Почему? Вскрывалась могила и до 1917 г. Дважды. Но и тут ничего толком не рассказали. Замяли и тогда. Почему? О Пушкине больше скрывается, чем рассказывается. Но Наталью Николаевну грязью поливают от всей души. Ещё со дня его смерти. Особенно сильно старались наши великие поэтессы, Ахматовы-Цветаевы, дамы очень далёкие от понятий порядочности-нравственности.

С Лермонтовым та же самая картина.
Ничего мы толком о нём не знаем. Кроме произведений.

Надежда Андреевна Жукова   24.07.2019 07:23   Заявить о нарушении
Ой сколько тем вы набросали! Тут несколько суток можно обсуждать.))

Солидарна с вами в отношении Цветаевых-Ахматовых, посмевших осуждать за что-то Гончарову. Цветаева жизнь семьи превратила в ад, до Гончаровой ей как жене и матери как до луны пешком.



Галина Богословская   24.07.2019 14:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «Прощай» (Наталия Май)

Поскольку произведения с английским заголовком нельзя анонсировать на этом сайте, в первой строке стоит русское слово. А так - мой заголовок Say goodbye.

Наталия Май   13.07.2019 14:13     Заявить о нарушении
Рецензия на «Последняя дуэль Лермонтова» (Галина Богословская)

Я напишу отзыв по порядку, чтобы все в одну кучу не сбилось.

1. Прочитала с большим интересом. Понравилось, как написано - с точки зрения историка, отстраненно, хотя и есть эмоциональные всплески. Сама я все-таки больше интересуюсь творчеством, чем личной жизнью (с Пушкиным так же - мне о его творчестве интереснее всегда было читать, чем о конфликте с Дантесом). Хотя читаю развернутые биографии - самый лучший биограф, на мой взгляд, Андре Моруа, я с удовольствием прочитала его романы о Байроне, Шелли, Гюго, Дюма, Жорж Санд и прочих (у него их очень много).

2. Творчество Лермонтова люблю, не выбираю для себя - он или Пушкин, люблю обоих. Мне очень нравится статья Мережковского про Лермонтова, не знаю, читала ли ты, а если не читала, как она тебе покажется. Там о связи творчества с личной жизнью. Он - эссеист, пишет не биографии, а творческие исследования (хотя написал роман о Леонардо да Винчи, но как художественную прозу). Мережковскому точно ближе Лермонтов, чем Пушкин, про Пушкина он написал, на мой взгляд, хуже. Но вообще я очень резонирую с этим автором, невзирая на некоторые разногласия. А если у людей такого резонирования нет, они никогда не найдут общий язык.

3. Моей дочери в выпускном классе задали Солженицына - "Архипелаг "ГУЛАГ". Я добросовестно одолела два гигантских тома, законспектировала их, и так же, как и ты погрузилась в Лермонтова, я - в Солженицына. После него самого прочитала книгу Островского (доктора исторических наук) "Солженицын - прощание с мифом", Бушина (литературного критика) - "Гений первого плевка". И поняла, что в России ведется информационная война с целью облить грязью вообще все хорошее, что у нас было, есть и будет. В любую эпоху. Уже и роман о том, что Кутузов был плохим полководцем и бездарным руководителем, написали, нивелировав нашу победу в войне 1812 года. Идет тотальное очернение всего и вся. И Лермонтов для них - очередной "плохой русский".

Наталия Май   07.07.2019 16:18     Заявить о нарушении
Это ты! Как здорово, мы так давно с тобой не говорили! У меня такой всплеск радости сейчас!
Я вела ЖЖ, потом бросала, сейчас вернулась туда опять. Столько перемен произошло. Я живу теперь под Питером с родителями, и у нас теперь дом, не квартира. Как и у вас. Тишина, природа.
Ты, я знаю, давно не ведешь ЖЖ, но я есть еще Вконтакте. А ты есть Вконтакте? Где-нибудь в интернете ты есть?
Вот теперь только и про Лермонтова что-нибудь напишу.))

Галина Богословская   07.07.2019 21:33   Заявить о нарушении
Да, ты права, именно так - "очернение всего и вся". Что написали и наснимали к двухсотлетию Лермонтова - я поразилась, оскорбилась, возмутилась, просто слов уже никаких у меня не было на некоторые вещи! Я, конечно, понимаю, развенчание идеализированных советских представлений, они были живые люди, не ангелы и все такое прочее. Но то, что происходит сейчас - это уже другое. Облить грязью все, что было когда-то дорого, оплевать, отречься - это тоже не правильно, не видят важной какой-то грани.

Конечно, это не только о Лермонтове. О Пушкине тоже. О Кутузове. Наверное, за кого ни возьмись, обнаружишь именно это.

Эта моя статья - не статья даже, собрание постов из ЖЖ. Мне казалось, она вся - эмоциональный всплеск!) Заведомо полемическая, если объективность, то полемическая.

У меня есть еще одна статья "Последняя дуэль Лермонтова: дискуссия об "истинных причинах". Вот там нормальная композиция, более спокойный слог, она больше на статью похожа. Здесь же, на Прозе.ру.

Да, Лермонтов оказался моим автором. Только после 30-и открыла. Вообще поэзию пыталась полюбить после 20-и, но не смогла. Лермонтов - первый поэт, "показавший" мне, что я вообще могу любить стихи. Удивительный, невероятный дар, нездешний.

Галина Богословская   07.07.2019 21:45   Заявить о нарушении
Да, читала о Лермонтове статьи Мережковского, Розанова, Соловьева. Прочитала его биографию, написанную Висковатовым, сейчас читаю Эмму Герштейн (советский лермонтовед).

Розанов и Мережковский любили Лермонтова (особенно Розанов). Соловьев - нет. Снимают передачу "Неизвестный Лермонтов" к его двухсотлетию - цитируют Соловьева. Двух других никто не вспоминает: правильно, зачем, если они не ругали, а наоборот?

Прекрасный пример того, как можно очернять без желтизны и без явной лжи. И таких примеров много.

Галина Богословская   07.07.2019 21:50   Заявить о нарушении
В ЖЖ в последнее время очень много писала о Лермонтове.

http://nephytania-1.livejournal.com/tag/%D0%9B%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2

Галина Богословская   07.07.2019 22:03   Заявить о нарушении
А, я поняла, ты прочитала обе мои статьи о Лермонтове.

Галина Богословская   08.07.2019 00:18   Заявить о нарушении
Да, я прочитала обе статьи. Написала в этой отзыв, потому что здесь зашла речь о творчестве. Пишу я сейчас только в Прозе ру и по и-мейлу. Увлеклась чтением Бушина - он коммунист, очень язвительный, оппонирует всем, кто очерняет нашу историю. У него вышла книга "Злобный навет на Великую Победу". С грязью смешиваются все герои Великой Отечественной войны и перевирается все абсолютно, а он воевал, прошел всю войну. Он считает, что все началось с таких вот "солженицыных". Сначала был антисоветизм, а потом он перерос в русофобию, когда чернили уже не только советский период или конкретно одного руководителя, а вообще всю историю всех периодов.

У меня из новостей - что дочь перешла на второй курс МГУ (специальность "Государственное управление"), приезжает домой на выходные, а так живет в общежитии. А у меня пьесу взяли в театр, он называется "Лаборатория современного театра", на моей страничке в Прозе ру есть ссылка. Сначала эта пьеса прошла у них в Волгограде, теперь была премьера в Москве. Называется спектакль "У моря" по пьесе "Возвращение Бет". С осени этот спектакль пойдет регулярно. На премьере были мы с мамой и дочкой.

Наталия Май   08.07.2019 09:36   Заявить о нарушении
Не дело, конечно, очернять героев войны, но меня в последние годы наоборот раздражает педалирование темы войны у нас, попытки как-то искусственно "приблизить" к нам это событие, заставить говорить о нем больше, чем объективно бы о нем говорили.

Пьесу взяли в театр? Поздравляю, это здорово!

Галина Богословская   08.07.2019 11:33   Заявить о нарушении
Спасибо. Насчет войны - я просто не знала, сколько грязи на СССР в связи с этим льется, не читала этот поток статей и не смотрела документальные фильмы по телевизору. А когда узнала, мне перестало это казаться чрезмерным, это реакция на гигантские потоки нечистот в оппозиционных СМИ. Поэтому для меня эта книга оказалась интересной. Там цитируется это все - из газет, с телевизора... и ответы на море цитат. Начало чернухи пришлось на мое поколение - мы были подростками, когда все это стало процветать в средствах массовой информации, мы "дети горбачевской Перестройки". Мы верили, что Запад нас хочет просветить, открыть нам глаза и освободить нас из-под ига "диктаторов коммунистов", чтобы мы стали процветающей богатой свободной страной. А на самом деле за этим крылось другое - желание банально развалить и разграбить государство.
Как раз Островский в своей книге про Солженицына пишет об этом - все завоеватели пытались превратить нас в колонию под видом якобы "освобождения" от наших тиранов, чтобы прибрать к рукам природные ресурсы, территорию, а население превратить в дешевую рабочую силу. Они под видом разных демократов и диссидентов говорят красивые слова о свободе личности, а на уме у них как раз - порабощение. Вот нашему поколению так промыли мозги, что мы когда-то этим людям поверили и восприняли развал страны на "ура".

Про Солженицына, кстати, любопытные книги - они развенчивают его мифы о собственной жизни, его жизнь расследуется как детектив, он предстает патологически лживым человеком. При этом все время призывающим "жить не по лжи".


Наталия Май   08.07.2019 11:56   Заявить о нарушении
Мало знаю о Солженицыне, слишком мало, чтобы как-то определенно высказываться "за" или "против".

Что касается войны, противно просто все неестественное, фальшивое, что исходит из обоих лагерей. Мне не нравилось слушать нашу учительницу истории в старших классах, пытавшуюся как-то принизить Матросова и Космодемьянскую, даже в 17 лет было чутье на такие вещи. Но и сейчас мне противно, когда идут с портретами, и ребенок показывает: "Это мой дедушка, он воевал..." А это не дедушка и даже не прадед, это прапра- только с точки зрения здравого смысла. Многие годы уже День победы считаю рядовым днем для себя, ни практически, ни даже эмоционально в этом участвовать никак не хочется.

Галина Богословская   08.07.2019 17:53   Заявить о нарушении
Это - ладно. Я не лермонтовед. Но видела по телевизору документальный фильм, в котором рассказывалось о том, что в подростковом возрасте его унизила девушка старше него (звали ее, кажется, Екатерина), и он затаил страшную обиду, потому что был очень влюблен. А, став старше, отомстил, начав ухаживания, а потом ее бросив. Правда это или нет, я не знаю, просто пересказываю то, что там говорили. И объясняли, что это, мол, разгадка его обиды на женщин и желания с ними поступать так, как Печорин с княжной Мери. Может быть, он не поступал именно так, как описал в романе, но желание такое вроде как у него было. Это со слов людей, снявших этот документальный фильм. А никак не мое мнение. Причем такое же пишут о Байроне, у которого была подобная история. Моет быть, по характеру они чем-то и были схожи. Но Лермонтов, судя по словам современников, хотя и был, конечно несоизмерим по уму с Мартыновым, но тоже отличался мнительностью и обидчивостью, злопамятностью и мстительностью. Так говорят и пишут. Причем отнюдь не его "враги", а люди, которые с уважением относятся к его творчеству.

Наталия Май   09.07.2019 08:02   Заявить о нарушении
Да, это правда про Сушкову. Вообще этих историй «влюбить и бросить» было у него, видимо, много, но не думаю, что из одной мстительности – есть еще понятное желание влюбляться при нежелании жениться. Он вообще был сложный человек со своим темным «я», многие негативные вещи, которые говорят и пишут о нем, – правда. И с Байроном было сходство, и Мережковский ведь, о котором мы с тобой недавно заговаривали, тоже очень резкие вещи писал о Лермонтове, но делал это как умный человек.
Первый биограф Лермонтова Висковатов обращался с ним вовсе не по-советски, как с живым человеком. Так он тоже писал, как Лермонтов своими стихами, пьесами, колкостями в них мстил Вареньке Лопухиной, когда она вышла замуж. И это при том, что, если она не за него вышла замуж, так других виноватых кроме него в том не было. Но у Висковатова это обыкновенно все звучит – не оправдывает, не порицает, просто описывает, как было, это жизнь. И сегодняшняя истерика ненавистников Лермонтова мне в любом случае непонятна.
Просто для того, чтобы узнать, чем возмутилась я, нужно прочитать тот ворох халтурных, нагло-оплевательских статей, которыми полон сегодня интернет, и посмотреть пару паскудных телепередач, которые я не буду сейчас рекламировать.))

Галина Богословская   09.07.2019 17:24   Заявить о нарушении
Приведу все-таки один пример, чем я возмутилась с полным основанием. В передаче "Неизвестный Лермонтов" рассказывали о нем на войне - это самая славная страница его жизни! Сказали, делал что попало, безо всякой дисциплины, так, смерти искал, немытый, небритый, полковник Генштаба Россильон его на дух не переносил. И поставили на этом точку.

А на самом деле. Генералы Граббе, Галафеев, под непосредственным началом которых он воевал, отзывались о Лермонтове исключительно в превосходных степенях, по три-четыре раза приставляли его к награждениям, в которых ненавидевшая его власть раз за разом ему отказывала. Жил он одной жизнью с отрядом, не дозволяя себе лишних удобств, потому и выглядел соответствующе. В отряде его любили, уважали, то есть, любили и уважали именно за то, что полковнику Генштаба, видите ли, не нравилось. Он да Дорохов могли найти общий язык с этим специфическим контингентом - знаменитая "лермонтовская сотня".

Вот так врать, крайне избирательно выбирая мнения и недоговаривая, - это никакой совести, я считаю, не иметь! И никакой ответственности не нести перед современными школьниками, студентами, молодыми поколениями за то, что говоришь.

Галина Богословская   09.07.2019 17:36   Заявить о нарушении
Это я понимаю. Но если человек просто не хочет жениться, в то время для этого был простой выход: дамы полусвета, как тогда говорили, "женщины определенного сорта".

Наталия Май   09.07.2019 18:32   Заявить о нарушении
Да, вот, я заметила, у Лермонтова в этом плане что-то специфическое было, "власть над чужой душой" ему была нужна, и он не различал, с кем можно, с кем нельзя.

Мне кажется, лет в 25-таки начал различать, с кем можно, с кем нельзя - история со Щербатовой, с вдовой дипломата, была уже не скандальная.

Галина Богословская   09.07.2019 18:50   Заявить о нарушении
Не знаю, будешь ли ты смотреть... По-моему, очень хороший документальный фильм о Лермонтове.

http://www.youtube.com/watch?v=nU7g1SOiU7E

Хоть одно хорошее к двухсотлетию сняли.

Галина Богословская   09.07.2019 18:57   Заявить о нарушении
Посмотрю.

Наталия Май   10.07.2019 08:37   Заявить о нарушении
Знаешь, меня вообще волнует вопрос, что у нас в стране не занимаются адекватно культурой. Может быть сколько угодно разных и полезных передач, но это не то. В советское время некий объем информации "спускали", особенно молодым поколениям - школьникам и студентам - централизованно, сверху. Сейчас это критикуют - и зря, дескать, ничего не надо навязывать. А в итоге нет элементарного просвещения.

А "ленивым и нелюбопытным" и просто невежественным людям можно лить в уши уже что угодно.

Вот сделали бы у нас настоящий год культуры! Выбрали бы хотя бы самое главное - Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов, Бунин, Булгаков, Шолохов. Поэзия Серебряного века. И больше не надо, не надо даже всех подряд. Сделали бы длинные, подробные, красочные документальные фильмы о них. Усадили бы всех школьников и студентов страны за это. И нормальное бы дали понятие при этом о наших творцах как о живых людях, свободу думать самим - но при предоставлении базиса, с которого вообще можно начинать! Но и, разумеется, этот базис все-таки не в том должен состоять, чтобы банально обгадить то, что нам дорого.

Но никому не надо.(

Галина Богословская   10.07.2019 09:24   Заявить о нарушении
Сейчас только на канале "Культура" все это. А остальные - больше по принципу "желтизны", "желтой прессы", выискивая скандалы. Умерла певица, так не постеснялись ее близким родственникам предлагать продавать скандалы из ее жизни и обещать за это большие деньги. А один артист открыто заявляет: что я - дурак, преподаванием музыки зарабатывать деньги, за это мало платят, я лучше буду ходить по скандальным ток-шоу, за это много платят, это для него вроде как "работа" теперь такая.

Наталия Май   10.07.2019 14:18   Заявить о нарушении
Нет, канал "Культура" для этого не пойдет, конечно. Да и снимать нужно не абы что, кому что захочется, а систематически, от "а" до "я", и чтобы человек натыкался на это повсюду - ТВ, интернет, кинотеатры, афиши. Но в таком виде это действительно если бы только "партия и правительство" занялись.

Галина Богословская   10.07.2019 15:35   Заявить о нарушении
Галя, это оказался тот самый фильм, который я видела, но я с удовольствием его пересмотрела. Хороший подбор актрис на роли Екатерины Сушковой и Вареньки Лопухиной (хотя в ее случае можно скорее говорить о чисто внешнем "попадании", потому что играла она меньше, чем Сушкова). Мужчин наивных и неискушенных влечет к таким девушкам, как бойкая и кокетливая Сушкова, а мужчин с богатым жизненным опытом и внутренней изломанностью, душевными ранами влечет к невинным ангелам, как Лопухина. В натуре Лермонтова была некая раздвоенность - в нем было и то, и другое. Когда он был подростком, в нем доминировало первое, а потом - второе. И он стал стесняться своих былых наивных порывов, когда он выглядел смешным в глазах светского общества, и стал отчасти некоторым представителям этого общества платить той же монетой - высмеивать их. Мне нравится его стихотворение "Молитва" о Лопухиной.

Наталия Май   12.07.2019 16:40   Заявить о нарушении
"Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..." Да, и я очень люблю эти стихи, я их знаю наизусть. Не помню, какой критик назвал их неискренними, очень неестественными ему показались последние строфы: "День же приблизится часу прощальному/В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,/ты восприять пошли к ложу печальному/Лучшего ангела душу прекрасную". Дескать, ерунда какая-то, смерти ей желает. Критик этот не знал Лермонтова - что для него это очень естественно и искренне. Он много думал о смерти - своей и чужой... больше, чем стоило о ней думать.((

Очень мне понравился фильм - вообще единственная попытка взглянуть на Лермонтова и без советского лоска, но и без избыточного затемнения - как на молодого человека, ищущего свой путь.

Галина Богословская   13.07.2019 09:59   Заявить о нарушении
Мне тоже понравился фильм - сейчас такая манера смешения документального и художественного с голосом за кадром часто используется, так снимают фильмы про русских царей и царские династии. Их тоже показывали по первому каналу, это были очень достойные фильмы.

Кстати, женские типажи у Лермонтова часто отличаются друг от друга только внешне (так и Набоков, очень любящий Лермонтова, считал), но интересные характеры у них не особенно выписаны. Княжна Мери - не Сушкова и не Лопухина, она не "роковая женщина" и не "ангел-хранитель", она просто среднеарифметическая девушка, среднестатистическая. Не интересная как личность. Не относящаяся к какому-то яркому психотипу. Не удивительно, что она не интересует Печорина. Но и о Вере, которая внешне может напоминать Лопухину, сказано так мало (в основном, в ее письме Печорину), что о ней вообще очень трудно хоть как-то судить.

А в чувства к девушкам, показанным в этом фильме о Лермонтове, верится, они убедительны, и даже в этой игре с Сушковой ощущается неравнодушие, некий азарт, призрак былых страстей - ощущение, что они реально были когда-то.

Наталия Май   13.07.2019 17:05   Заявить о нарушении
Наверное, потому что она списана с Лопухиной, она и не дописана, может показаться кому-то неясной.

Галина Богословская   13.07.2019 22:32   Заявить о нарушении
У Веры очень странная биография. Один раз ее могли выдать замуж без любви, по расчету, это было для того времени нормально. Но, оставшись вдовой (видимо, обеспеченной), никакой нужды не было ей самой опять искать мужа из-за денег, выходить замуж снова без любви. Два брака по расчету уже кажутся странными. Может, Печорин и не хотел женитьбы, но это не значит, что ей надо менять мужей. Варенька-то своему единственному супругу не изменяла. Так что персонаж несколько "мутный".

В Вере, видимо, привлекало Печорина после его властной бабушки - ее послушность, покладистость, покорность его воле. Потому что рядом с такой бабушкой, конечно, мальчик себя не ощущает мужчиной. Это могло на него повлиять. А так - в какие-то моменты мне Вера понравилась, хотя я считаю ее не совсем продуманным персонажем.

Наталия Май   15.07.2019 09:08   Заявить о нарушении
Трудно сказать, почему там у нее два брака. Может, она Печорина "боялась": овдовела раз, быстрее выходить замуж снова, чтобы "не быть его рабой".
Может, она с Адель Оммер де Гелль списана, может, у нее была такая биография, и Лермонтов списал ее.
Я поняла так, что Вера - настолько близкий Печорину человек, что для него много говорить о ней невозможно и совершенно не уместно, даже для того, чтобы что-то разъяснить читателям своего дневника. Она для него - его юность, в ней частичка того, что, как он думает, уже умерло в нем. В этом качестве Вера и важна в романе.

Галина Богословская   15.07.2019 13:23   Заявить о нарушении
Насчет послушности и покорности воле Печорина. С одной стороны, вроде не возразишь. С другой, Вера - единственная, по-моему, женщина, с которой Печорин хоть как-то считается, она может ему сказать, чтобы он сделал то и это, и он сделает.

Галина Богословская   15.07.2019 13:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «Анна и Клара» (Наталия Май)

Ранее написанный сценарий "Ана и Клара" переработан в роман.

http://www.proza.ru/2007/04/13-199
http://www.proza.ru/2007/04/13-201
http://www.proza.ru/2007/04/13-203
http://www.proza.ru/2007/04/13-206
http://www.proza.ru/2007/04/13-207
Имя одной из главных героинь отличается на одну букву, потому что действие в сценарии происходило в Бразилии, и ее звали Ана, а действие романа происходит в России, и она соответственно - Анна.

Наталия Май   30.12.2018 17:28     Заявить о нарушении