Проект Витгенштейн. Глава 20. Логика

Витгенштейн о диалектической логике. Весь параграф 81 из «Философские исследования».

Основное в нем:

"...произнося предложение и осмысливая или понимая его, человек тем самым проводит исчисление по определенным правилам". Т.е. применяет логику.

Полный текст:
___

81. Ф.П.Рамсей в разговоре со мной однажды подчеркнул, что логика "нормативная наука". Не знаю точно, что он под этим подразумевал, но это, бесспорно, было тесно связано с тем, что позднее осенило меня; что именно в философии мы часто сравниваем употребление слов с играми, вычислениями по строгим правилам, но не можем утверждать, что употребляющий данный язык должен играть в такую игру. Если же говорить, что наше речевое выражение только приближается к подобным исчислениям, то это граничит с непониманием. Ведь при этом может показаться, будто в логике идет речь о некоем идеальном языке. Будто наша логика является логикой как бы безвоздушного пространства. Между тем логика рассматривает язык или мышление не в том плане, в каком естествознание изучает некое явление природы, и в крайнем случае можно сказать, что мы конструируем идеальные языки. Но при этом слово "идеальное" вводило бы в заблуждение, создавая впечатление, будто эти языки лучше, совершеннее, чем наш повседневный язык; будто задача логики показать наконец людям, как выглядит правильное предложение.

Но все это может предстать в верном свете лишь тогда, когда удастся добиться большей ясности в отношении понятий понимания, осмысления и мышления. Ибо тогда прояснится также, что может подталкивать (и прежде подталкивало меня) к мысли, что, произнося предложение и осмысливая или понимая его, человек тем самым проводит исчисление по определенным правилам.
___

О чем идет речь?

Витгенштейн подходит к тому, чтобы расширительно трактовать понятие "логика".

Видя, что язык, речь не укладывается в рамки формальной логики, но понимания, что  "связно произносить что-либо" означает "применять логику", он, фактически, утверждает, что существует логика... за пределами логики.

Не имея представления о "диалектической логике", зная лишь "формальную логику", т.е. отождествляя "логику" лишь с "формальной логикой", - он приходит к парадоксу "логика за пределами логики". Но так как это парадоксальное "существование логики за пределами логики" для него неизбежно и неоспоримо, он видит выход в более точном понимании "мышления" ("...когда удастся добиться большей ясности в отношении понятий понимания, осмысления и мышления"), т.е. во включении в сферу мышления не только интеллекта, но и интуиции и образного мышления, как полноправных частей мышления.

Мышление невозможно без "базовой логики", поэтому область "логического" должна быть расширена; точнее, понятие "логического" должно  быть расширено. Такова позиция Витгенштейна.

Это полностью совпадает с позицией Гегеля в его споре с Кантом. Гегель, считая, что логика должна позволять адекватно видеть мир, и видя противоположности в каждом живом развивающемся явлении, неразрывно связанные, и отражая их в своей, гегелевской "логике" ("диалектике"!) в виде противоположных определений, моделей, категорий, существующих одновременно и совместно (*) — он выступает против "рассудочной" логики Канта, т.е. против мышления, основанного исключительно на формальной логике, не позволяющего видеть мир адекватно, т.е. в его движении и развитии. Т.е. Гегель трактует "логику" расширительно (правда, он отождествляет ее с "диалектикой", т.е. с "результатом применения диалектической логики"... но на это есть свои причины, и это ему простительно, так же, как, впрочем, Марксу и Ленину).

Подробнее:

Пафос Канта
http://proza.ru/2023/11/25/1715

Гегелевское понятие. Колбаса Эйнштейна-Гегеля
http://proza.ru/2022/06/07/729

Витгенштейн прав. Диалектическая логика проводит исчисления. 1) Эти исчисления проводятся с бесконечным количеством объектов. 2) В процессе этих исчислений участвует не только "интеллект" ("рассудок"). 3) Важнейшую роль в этом процессе играет гегелевское "схватывание", именно оно позволяет "исчислять" бесконечности (имеется в виду бесконечное число факторов, которое включает в себя любое явление, любое принимаемое решение, любое адекватное видение любого участка реальности).

Замечу также, что Витгенштейн прав, когда говорит "...добиться большей ясности в отношении понятий понимания, осмысления и мышления".

Дело в том, что не существует ни "понимания", ни "мышления", ни "рассудка", ни "сознания". Это всё понятия, модели, идеальные объекты - не ощущаемые, не измеряемые, не видимые. Их нет. Точнее, они есть, но их, одновременно, нет. Они существую и не существуют одновременно. Короче, их существование под вопросом.

А, следовательно, осмысливать их, принципиально переосмысливать, "добиваться большей ясности в их отношении" — можно.
___

(*) Пример противоположных категорий, существующих одновременно и совместно. Даже в таком простом предложении, - пишет Ленин, читая Гегеля, - как "Иван есть человек", мы уже видим диалектическое тождество категорий "особенного" и "всеобщего". Особенное приравнивается ко всеобщему, из "разного" они превращаются в "одинаковое".

Точная цитата: «Уже здесь (как гениально заметил Гегель) есть диалектика: отдельное есть общее» [2, 29, 318] Ленин. «К вопросу о диалектике», по поводу "Иван есть человек".


Александр Клейн
26 ноября 2023 г.
Рис.: Кл.


Бессознательное и диалектическая логика. Схватывание
http://proza.ru/2023/11/28/1704

Проект Витгенштейн. Глава 17. Диалектическая логика
http://proza.ru/2023/08/19/25


Проект Витгенштейн
Глава 1 Вступление http://proza.ru/2022/12/25/1113
Глава 2 Подходящее описание http://proza.ru/2023/01/20/155
Глава 3 Модели и цели http://proza.ru/2023/01/20/175
--- Модели-ступени, или Как читать Витгенштейна? http://proza.ru/2023/02/12/1522
Глава 4 Умничать http://proza.ru/2023/02/19/1307
Глава 5 Вопрос или утверждение http://proza.ru/2023/02/19/1395
Глава 6 Слово и процесс http://proza.ru/2023/02/19/1419
--- Фундамент речи, или Мысли менеджера чайника http://proza.ru/2023/02/19/1504
--- Маркс и Витгенштейн http://proza.ru/2023/08/20/1793
Глава 7 Слово и процесс II http://proza.ru/2023/02/22/1149
Глава 8 Слово процесс дхарма http://proza.ru/2023/02/22/1721
--- Хотел ли Витгенштейн разрушить ловушки слов? http://proza.ru/2023/02/23/13
Глава 9 Шекспир и физикалисты http://proza.ru/2023/02/26/1181
Глава 10 Языковые игры http://proza.ru/2023/03/02/1497
Глава 11 Два Витгенштейна http://proza.ru/2023/03/04/892
--- Люблю! http://proza.ru/2023/03/04/1293
--- Формула диалектического противоречия, или Слова против Процессов http://proza.ru/2023/03/12/965
Глава 12 Мышление или действие? http://proza.ru/2023/03/04/1464
--- Пелевин и язык - к Проекту Витгенштейн http://proza.ru/2023/04/02/855
--- Пелевин Ум Б - слова и процессы http://proza.ru/2023/04/19/1054
--- Моторшилова и Хайдеггер - к проекту Витгенштейн http://proza.ru/2023/04/02/907
Глава 13 Логос и эйдос http://proza.ru/2023/07/17/1543
Глава 14 Мечта Витгенштейна http://proza.ru/2023/07/30/1401
Глава 15 Господин N http://proza.ru/2023/07/31/21
Глава 16 Алайнмент http://proza.ru/2023/08/18/888
Глава 17 Диалектическая логика http://proza.ru/2023/08/19/25
Глава 18 Ошибка резидента http://proza.ru/2023/08/19/929
--- Огрызок яблока, или Значение и смысл у Витгенштейна http://proza.ru/2023/09/24/1500
--- Философская игра Пудин и Мисин http://proza.ru/2019/11/22/84
Глава 19 Точность vs адекватность. Закон меняющихся объектов http://proza.ru/2023/11/14/116
Глава 20 Логика http://proza.ru/2023/11/26/944


Рецензии