Мыслящая пустота и онтологический Фундамент Бытия

Онтологические пространства как пространства Присутствия, наполненные бесконечным количеством связанных между собой «объектов», может создавать только «мыслящая пустота». Это ее главная функция, свойство и способ существования. Это и есть «мыслю, следовательно, существую».

Нужно только понимать, что «мыслю» — это не «интеллектуальные операции», для которых, как нам показал ИИ, даже не нужно «существовать», — это «мыслю» в стиле Декарта, давшего нам эту формулу, — т.е. «мыслю — это осознаю свои мысли, чувства, ощущения, желания, озарения и интуиции».

Но «мыслю» — это и еще кое-что.

«Мыслю» — это создание «онтологических пространств Присутствия».

«Присутствие» будем понимать здесь в стиле Бибихина, — так он переводил Хайдеггеровский «Дазайн».

Понимать нужно так:

«Мыслящая пустота», родившись, открывает глазки и говорит: «Я здесь».

Она говорит это не столько другим, сколько себе.

А это значит, что есть «кому» говорить. Т.е. есть это самое «себе».

И это «себе» появляется в тот момент, когда мыслящая пустота «открывает глазки».

В этот момент возникает «Присутствие», в этот момент рождается «Дазайн».

Далее в какой-то подходящий момент она может сказать: «О! Я мыслю следовательно существую».

Указав тем самым, что единственным ее свойством (атрибутом), необходимым для того, чтобы она «существовала», является «мыслю». — Больше ничего не надо! «Мыслю», следовательно, уже «существую».

В какой-то момент она видит, что постоянно создает «образы» — «отражения» внешнего мира. И что все эти «образы» — иллюзорны. И надо бы как-то прекратить это бесконечное создание иллюзий... (Будда)

В какой-то момент она видит, что иначе, чем через «образы», до внешнего мира никак не дотянуться — появляются «вещь-в-себе» и «феноменология» (Кант и Гуссерль).

В какой-то момент появляется идея о том, что абсолютно все эти «образы» связаны друг с другом (Витгенштейн), — мы живем во вселенной Языка, Слова — причем, каждая пара «объектов» этой вселенной представляет собой «объекты, связанные друг с другом бесконечным количеством связей». (Скажу так: все слова этой вселенной — это одно Большое слово, которое может «сворачиваться», благодаря гегелевскому «схватыванию», в одно слово, являющееся «аватаром» бесконечно-длинного Большого слова).

Появляется представление о том, что даже разделение на «я» и «мир» — это образы, иллюзия, — появляется «экзистенция» (Кьеркегор).

Затем появляются «Дазайн» и «квалиа» (Хайдеггер и Дэвид Чалмерс).

Затем (не в хронологическом смысле) появляются «плоские онтологии» (Мануэль ДеЛанда, а также Уиллард Куайн с его принципом «онтологической относительности»).

И теперь мы можем сказать:

Главное, что делает «мыслящая пустота» — это создает «онтологические пространства Присутствия», заполненные образами-объектами, бесконечно связанными друг с другом.

То, что главной задачей «мыслящей пустоты» является «создание образов» — это иллюзия.

Главная задача «мыслящей пустоты» — это создание «онтологических пространств присутствия».

Которые затем «автоматически» наполняются образами.

«Образы» — это и есть практический, «видимый», способ существования этих «пространств». (Именно этим, замечу, «практический» Разум отличается у Канта от «чистого» Разума — «видимостью»).

Так же, как «практический», видимый способ существования физического «пространства» — это «вещи», «материя».

«Онтологические пространства Присутствия» (заполняемые бесконечным количеством бесконечно-связанных друг с другом объектов) умеет создавать только «мыслящая пустота».

Это ее уникальное «магическое» свойство.

Эти пространства и есть Бытие.


Александр Клейн
15 сентября 2025 г.
Илл.: Мыслящая пустота и Онтологические пространства Присутствия. Кл.&AI.&Интернет. 15.09.25


Мыслящая пустота
http://proza.ru/2025/08/14/1951

Онтологические пространства. Формула существования
http://proza.ru/2024/08/19/1202

Мыслящая пустота и Бирки. Витгенштейн и Мюнхгаузен
http://proza.ru/2025/08/16/1679

Почему Будда называл себя Так Приходящим?
http://proza.ru/2025/09/07/1506

Алмазная сутра - «образы»
http://klein.zen.ru/old/Almaz.htm

Ничто Хайдеггера
http://proza.ru/2025/09/07/974

Образы и Плоскости рассмотрения. Одинаковое как фикция
http://proza.ru/2025/09/14/1083

Разум Канта и Книга Витгенштейна
http://proza.ru/2025/08/24/1666

Конфликт и Масло масляное. Тавтология и Знание
http://proza.ru/2025/09/17/814

Осознанное схватывание и Диалектическая логика Бытия
http://proza.ru/2025/09/17/1270

Аватары и Вселенные. Диалектическая логика
http://proza.ru/2025/09/20/1024


«»


Рецензии