О новой заре российского автопрома

Артем Ферье: литературный дневник

Намедни много шуму наделали покатушки Владимира Владимировича и Дмитрия Анатольевича на прохоровском Ё-мобиле.
Некоторые юные мои друзья интересуются: насколько это серьёзно, амбициозные российские автопроекты вроде этого Ё-мобиля и фоменковской Маруси.


Что ж, я конечно, не автоконструктор и не аналитик авторынка. Могу судить лишь как наблюдатель, кое-что понимающий в потребительских свойствах машин и в рекламных стратегиях.


В целом – нельзя отрицать определённые успехи отечественного автопрома за последние годы. Скажем, вазовская Калина уже чем-то похожа на машину и более-менее способна конкурировать с Логаном, новые Волги (от пятёрки начиная) – чуть ли не самые, наверное, дешёвые в мире легковушки E-класса с уже не окончательно позорной динамикой, а Патриот – приличный за свои деньги джип, хотя качество сборки по-прежнему оставляет желать много лучшего.


Но это, как бы, «солидные» фирмы с давней историей, традициями, собственными конструкторскими бюро и т.п. Данные же проекты – развиваются с нуля, и про их "продюсеров" пока ничего практически нельзя сказать, кроме того, что Фоменко и Прохоров – прикольные чуваки. Я их обоих уважаю, они оба лапочки, но, боюсь, этого мало для гарантии успеха их детищ.


Вместе с тем, конечно, свежий глаз, свежие мозги и свобода от тех самых пресловутых традиций отечественного автопрома – могут дорогого стоить. Однако ж, в обоих случаях есть некоторые не очень приятные симптомы, которые не могут не настораживать.


Во-первых Маруся. Позиционируется как спорткар, достаточно навороченный, но довольно дешёвый. Что уже смешно. Честно, я не очень понимаю людей, покупающих спорткары (тем более в России), но, очевидно, это люди, у которых просто ОЧЕНЬ дохуя лишних денег. Соответственно, вопрос о цене для них не принципиален. Во всяком случае, когда разница составляет десятки тысяч, а не миллионы долларов. Если ж для человека проблема накинуть лишний полтинник, но он хочет непременно спорткар, - феерический мудак, должно быть. Насколько много таких мудаков – сложно сказать.


Вменяемый же покупатель спорткара – интересуется практическими свойствами машины. Динамикой, надёжностью, управляемостью. Дизайн – имеет значение, но это всё же дело десятое. Это категория оценочная, тут достаточно, чтобы эксперты по эстетике сказали, что дизайн охуительный, – и все будут так считать. Но практические свойства – всё же объективны. И когда ты покупаешь машину с намерением гонять на ней хорошо за двести – нужно быть самоубийцей, чтобы не требовать гарантий её надёжности и управляемости на таких скоростях.


В случаях с признанными фирмами такой гарантией выступает, отчасти, сама по себе репутация. Но и в этом случае проводятся тест-драйвы уважаемыми специалистами, и они излагают свои впечатления.


Что мы имеем с Марусей? Проекту уже три года, осенью, вроде как, началась подписка, и машина прошла краш-тест. Выяснилось, что водитель, как и положено, остаётся жив при столкновении на 64. Это здорово. Правда, у Дэу Матиза – та же фигня. Как насчёт возможности избежать столкновения хотя бы на полутора сотнях? Как машина держит дорогу, как слушается руля? Это кто-нибудь испытывал? И где результаты?


Имеется ещё некоторый набор видео. Преимущественно – стоячая Маруся, на месте изготовления или на выставке. И создатели рассказывают, какая она клёвая. Верю, что они действительно любят своё детище. Ради этой любви – готов простить видную невооружённым глазом небрежность сборки, чудовищные щели между панелями углепластика. Правда, эти издержки экстерьера всё же наводят на мысль: а рама так же собрана? А ходовая? А трансмиссия? И как она вообще ездит-то?



Видел один ролик, где троица разноцветных Марусь вальяжно дефилирует по Дмитровскому полигону. Под попурри из классической музыки. Красиво. Троица тарахтящих Запорожцев смотрелась бы не так эстетично. Но технически – такой парад им был бы тоже под силу. Скорость – километров восемьдесят, не больше.


И чем больше проходит времени – тем сильнее недоумение: если Маруся позиционируется как спорткар – где хоть одно доказательство её пригодности к этому амплуа?


Фоменко, меж тем, уверяет, что уже продал чуть ли не несколько сотен Марусь. В смысле, люди восторгаются и заказывают. Без экспертных оценок? Без полноценных тест-драйвов? Без прогона пробной партии хотя бы тысячи на три по шоссейкам? Ну, разве лишь для коллекции можно купить столь неведомый автомобиль. Чисто, чтоб было.


Или же – Фоменко выдаёт желаемое за действительное. Типа, подогревает интерес. Вот только он же не стиральный порошок домохозяйкам впаривает. Он впаривает скоростную (как бы) машину за 100+ килоевро – людям, способным такие деньги выложить. А такие люди – редко всё же бывают кромешными идиотами, готовыми купить кота в мешке исключительно из стадного инстинкта или стремления следовать моде. Тем более, что и мода на такие вещи, как спортивные автомобили, создаётся не голословными заявлениями и не девичьими визгами в прессе (надо отметить, поразительно имбецильные и чересчур уж, выпирающее «джинсовые» статьи). И даже – не призывами к патриотизму.


В общем, хочется надеяться на лучшее, но пока что история продвижения Маруси выглядит довольно странно. Создатели (и заказные журналисты) много хвалят свой проект, не жалея красок и расписывая какие-то совершенно несущественные, трёхкопеечные достоинства, но никак до сих пор не подтверждают собственно технические возможности машины.


С Ё-мобилем – странностей не меньше. Замах, конечно, от души. Куча революционных и, в общем-то, прогрессивных новшеств. Тут тебе и роторно-лопасной движок эксклюзивного дизайна, тут тебе и гибридная схема, тут тебе и ионистор как хранилище «ли****ричества».


В целом – само собой понятно, что классический, поршневой двигатель внутреннего сгорания должен смениться чем-то более совершенным. Работы в этом направлении идут уже много десятилетий, патентов напринимали массу, но пока выходит, что в общем и целом, по совокупности технологических и эксплуатационных характеристик, старый-добрый ДВС по-прежнему рулит. Одна лишь Мазда серьёзно занимается роторными двигателями Ванкеля, ставит их на серийные модели (не все), далеко продвинулась в их усовершенствовании, но пока что преимущества этих движков – мягко говоря, не подавляющи.


Тут же – двигатель совершенно нового типа, какой никогда не опробовался в сколько-нибудь широкой эксплуатации, и абсолютно ясно, что он ещё долго будет иметь кучу детских проблем, которые бог весть когда удастся устранить (если удастся вовсе). Ставить такой движок на массовый, «народный» автомобиль – очень смелый, я бы сказал, шаг. За гранью безумия.


Поэтому, насколько понимаю, пока что на прототипы Ё-мобиля эти революционные движки и не ставятся. Ставятся обычные ДВС.


Что ж, и в этом виде – гибридная схема довольно прогрессивна. Достоинств много. Возможность работы движка на оптимальных оборотах, ровный крутящий момент электродвигателей, подзарядка на рекуперации при торможении.


Правда, дело это новое, незнакомое, и потому развитие идёт довольно осторожно даже у крупнейших автоконцернов вроде Тойоты, несмотря на всяческую государственную и общественную поддержку гибридов.


Каково будет доверие покупателя к российской разработке, совершённой некой маленькой и никому не известной фирмой, - трудно сказать. Разве лишь – капиталы Прохорова служат гарантией money-back в случае, если этот ионистор повадится сгорать через месяц езды (что не исключено).


Ещё более убивают перспективы – весьма сомнительные заявочки создателей. Например, принудительное ограничение скорости 130 километрами в час. Мол, из соображений безопасности. Реально – в России и мало кто ездит быстрее на легковушках такого класса. Но всё же всякому водителю приятно СОЗНАНИЕ, что он может выжать хотя бы полтораста (что вполне реально даже для жиги-классики в хорошем состоянии). И думаю, ни один российский мужчина не купит машину, которая конструктивно так ограничена Запорожцы – покупали всё же от бедности, но когда этот Ёщка будет стоить дороже Калины и Логана – нахуй он нужен, такой тихоходный?


Впрочем, что один человек может зачиповать – другой расчипует. У меня на Туареге тоже стояли кое-какие заводские ограничения – но, естественно, я их тут же снял. Поскольку при обгоне по встречке на Первой Бетонке – мне нужно, чтобы машина выкладывалась на максимум, а не делала «ку!» в адрес скоростного режима.


Иное дело, что скорее всего, чахоточного движка этой Ёшки – и не хватит, чтобы держать за 130. Но об этом можно было сказать честно, а не колотить понты.


Другой момент – декларативное отсутствие пепельницы и прикуривателя. Мол, мы сами не курим и другим не дадим, поскольку осуждаем эту вредную привычку.
Я бы сказал, довольно странный подход к бизнесу. Если хочешь бороться за здоровье нации – дай денег фонду «Россия без сигарет», или как там. А если вкладываешься в разработку машины с намерением её продавать – имей лозунг «любой каприз за ваши деньги». Или прогоришь, если будешь намеренно создавать потребителю неудобства на ровном месте ради каких-то своих бзиков.


Честно, пепельницей я пользуюсь редко, предпочитая стряхивать в окно. Прикуривателем – не пользуюсь вовсе (привык как-то зажигалкой обходиться). Но мне приятно, что производитель заботится обо мне, а не порывается учить жизни. К тому же, гнездо прикуривателя – это универсальный разъём, под который заточено масса всякого внутрисалонного оборудования. Если его нет – машина выходит уже изрядно неполноценной. А если есть – значит, в него можно воткнуть и прикуриватель.


И что получается в идеале, если допустить, что все революционные новшества будут работать без сбоев (а это крайне маловероятно)? Весьма некомфортная машина с очень тупой динамикой, единственным достоинством которой является низкий расход топлива, и при этом стоящая дороже верховых модификаций Хёндая Гетца и примерно на уровне низовых модификаций Фокуса.


Ей-богу, я хорошо отношусь к Прохорову, но, боюсь, ему придётся дёргать правительство за рукав и требовать ещё процентов на пятьдесят задрать пошлины (и сжечь заводы в Москве, Всеволжске и Калуге), чтобы кому-то впарить своё творение. Если же Россия вступит в ВТО (на что хочется надеяться) – проект попросту накроется медным тазом. Кто готов платить дороже за гибрид, ублажая своё чувство экологической ответственности, возьмёт Приус. А для Ё-мобиля – рынок выходит крайне ограниченным, если вовсе существующим. И это, повторю, при условии, что машина не будет иметь конструктивных дефектов (а это обязательно), качество сборки будет на мировом уровне (может, этого Прохоров и сумеет добиться, но в России для этого, конечно, надо послать нахер Трудовой Кодекс), и удастся быстро развернуть сеть сервисных центров, где клиентов буквально будут вылизывать (однако ж такие замашки, как борьба за скоростной режим и здоровый образ жизни – заставляют заподозрить, что и дальше отношение к потребителю будет столь же хамским).


При этом, если они действительно доведут до ума свой прорывной роторно-лопастной двигатель – работа по обучению сервисного персонала предстоит колоссальная. Это ж жигу на любой МТС перебрать по винтикам могут. А уже с инжекторными движками – в провинциальных сервисах до сих пор возникают порой проблемы. Что говорить про радикально иное двигло, которое никто в глаза не видал?
Собственно, поэтому и стрёмная идея – использовать революционные наработки на массовом недорогом автомобиле. Как-то обычно они сначала обкатываются на элитных и эксклюзивных тачках с элитным и эксклюзивным сервисом, а потом только – в народ идут. Не уверен, что идея сделать всё наоборот – действительно блестящая.


Короче, хотелось бы надеяться на лучшее, но пока что вижу в этих проектах много пафоса, много надувания щёк, желания утереть кому-то нос и показать Маму Кузи, – и весьма сомнительные практические перспективы.
Может, я чересчур осторожен – но не вложился бы в эти проекты. Пугают не столько даже амбиции, сколько – зашкаливающая бравурность трескотни на фоне полного отсутствия разговора по делу.


P-s.: Присмотрелся сейчас повнимательнее к Ё-мобилю, почитал описания, послушал интервью с инженерами - и понял: эта тачилка никогда не пойдёт в серию, и такой задачи попросту не ставится. Тупо - имитация инновационной активности, на что Прохорову, надо полагать, не жалко 150 лямов. Для него это примерно то же, что покупка "Челси" Абрамовичем.


Ей-богу, когда инженер заявляет, будто в роторно-лопастном движке нет трения между поршнями и цилиндрами - это не может быть оговоркой. Это может означать только, что он намеренно ****ит, как Троцкий. И не собирается доводить предполагаемый двигатель до рабочей кондиции.


Но, собственно, и одного взгляда на именно эту схему РЛД - ясно, чтобы понимать: никогда он не будет работать с КПД, хоть немного близким к классическому поршневому. Видел гораздо более интересные схемы РЛД, но эта - самая примитивная, самая ранняя из всех. Чисто теоретическая, для демонстрации принципа. И её никогда никто не пытался воплотить на практике, поскольку нагрузки на поршни будут заведомо несовместимы с жизнью.


Поэтому неудивительно, что для путинских покатушек они воткнули на Ё-мобиль двухтактную веберовскую трещалку (надо полагать, четырёхтактный двигатель достаточной мощности - просто не поместится в моторном отсеке). Соответственно, приходится признать, что весь проект - чистейшая профанация.


Впрочем, повторю, даже если б он был реален - затрудняюсь представить себе покупателя этой машины, когда за ту же цену имеется масса альтернатив от проверенных производителей без идиотских ограничений скорости, с гораздо лучшей эргономикой и со сравнимым расходом горючки.


Вообще же говоря, как сойдёт на нет эта шизофреническая мания с Глобальным Потеплением - можно ожидать спада моды на экономичность двигателей. По экологии, по чистоте выхлопа - они и так практически безвредны нынче. CO2 да пар. Но скоро встанет задача - как успеть продать побольше нефтепродуктов, когда сделается окончательно ясно, что запасы нефти практически безграничны (вернее, не будут востребованы и в малой части до перехода на другие источники энергии). При этом нефть по-любому используется в химической промышленности, во вся возрастающих масштабах, и куда-то нужно девать её лёгкие фракции. Соответственно, придётся опускать цены на бензин и солярку, которые сейчас здорово завышены (при видимости дефицита ресурсов - можно облагать топливо огромными акцизами).


К тому же, сейчас автомобилизация планеты идёт по нарастающей (за счёт развивающихся стран), но довольно скоро поголовье автомобилей в целом стабилизируется (как и численность населения). В развитых странах - пойдёт переход на частные летательные аппараты. На фоне которых будет уже совершенно смешно экономить три-четыре литра на сотню в автомобиле. Поэтому КПД двигателей, конечно, будет расти, а с ним - неизбежно, и экономия топлива при равной мощности, но само по себе сокращение расхода - станет весьма сомнительным приоритетом на фоне общего удешевления энергии.



Другие статьи в литературном дневнике: