Пара слов о WOWКогда ребёнок увлекается игрой на скрипке и готов посвятить этому всю жизнь – родители обычно считают это за счастье и всячески приветствуют (а бывают даже случаи, когда ребёнок не изъявляет ни малейшей расположенности к игре на скрипке, но его всё равно пихают в музыкальную школу). Когда ребёнок увлекается опиатами и готов спустить на них свою жизнь, – ни один родитель на свете не считает это великим счастьем и уж точно не поощряет подобные пристрастия. Случай с онлайновыми ролевыми играми я бы назвал средним. Поэтому, когда мой собственный ребёнок подсел на World of Warcraft – я не особо напрягся. Только поставил условие, чтобы он зарегистрировался на европейском серваке, а не на русском (хоть в инглише лишняя практика). Конечно, бессонные ночи. Конечно, красноватые глаза. Конечно, школа идёт лесом (но, собственно, Лёшка и в пять лет знал больше, чем они проходят сейчас во втором классе). Но я своё исчадие знаю: истинным хардкорным задротом он не станет. Он физически слишком активный мальчуган, в реальной жизни. И конечно, месяцок он поотвисает плотно, пока не достигнет предельного уровня, а потом – всё сведётся к паре часиков в день на прогулочные рейды с друзьями. Тем не менее, чего я не понимаю – так это недоумения многих людей по поводу как раз хардкорных игроков в MMORPG в целом и в WOW в особенности. То есть, когда десять здоровых парней бегают по полю с целью запинать кожаный шарик в сетчатые ворота – это всё всерьёз и «по взрослому». И каждый забитый гол – конечно, имеет огромное значение для реального мира и даёт огромный прирост к производству материальных ценностей. А потому – совершенно нормально в течение многих лет тратить часов по шесть-восемь в день на изнурительные тренировки в надежде, что когда-нибудь попадёшь в число тех нескольких сотен футболистов на глобусе, которые действительно кому-то интересны. И ладно ещё парни, которые сами гоняют мячик. Им это нравится, и они улучшают через это свою физическую форму. Но ведь есть десятки миллионов людей, которые сами в футбол не играют, но сидят перед ящиком, обложившись пивом и собственным выпирающим брюхом, и смотрят на то, как здоровые парни пинают кожаный мячик в ворота. А то и – мотаются с ними по свету, платят изрядные бабки за жопоместо на трибунах и ловят инфаркты от радости, если забивает твоя команда, и от горя – если забивают ей. Если кому-то показалось, будто я имею что-то против футболистов или болельщиков – да вовсе нет. Мы и сами порой гоняем мячик на корпоративных пикниках, и я порой не без удовольствия смотрю интересные матчи. И ключевое слово тут – удовольствие. Да, жизнь человека не сводится к производству материальных ценностей ради приближения полёта на Альфу Центавру (хотя, конечно, в этом состоит ближайшая сверхцель нашей Цивилизации). Вернее сказать, люди бы не смогли так шустро идти по пути технического прогресса и наращивания производства, если б не развлекали себя мимоходом (All work and no joy makes Johnny a dull boy, как говаривал один персонаж романа Стивена Кинга, изготовившись порубать свою семью топором). И на мой взгляд, всякое развлечение, которое не вредит ДРУГИМ людям, – законное право любого индивида. Воркрафт – всего лишь игра? Да, конечно. Но и футбол – всего лишь игра. Поэтому довольно странно признавать нормальность увлечения футболом (подчас – всепоглощающего) – и недоумевать по поводу увлечения Воркрафтом (строго говоря, и игра на скрипке - тоже всего лишь игра, которая не создаёт ни грамма материальных ценностей и не открывает ровно никаких новых свойств материи, но – вдохновляет тех, кто создаёт и открывает). Однако же, наш мир устроен так, что если какое-то занятие востребовано людьми и приносит им удовольствие – оно может приносить и деньги. Сам я – имею очень ограниченный опыт WOW. Я вообще, наверное, сам бы не занялся ею (как и на героин бы по собственной воле никогда бы не присаживался), но пару лет назад пришлось пройти трёхмесячный курс, обязательный для руководящих сотрудников Корпорации (своего рода «прививка» и проверка возможности сочетать должностные обязанности с аддиктивным хобби, а также – чтобы лучше понимать опасности, грозящие подчинённым). Я тогда вытянул четырёх своих персонажей на предельный уровень и малость побегал с «хардкорщиками», заодно – пообщался. Сейчас, когда сынок увлёкся,в – решил тряхнуть стариной, тоже малость погонял, составляя ему компанию и давая советы (а для этого нужно было знать, что изменилось в игре со всеми патчами). Это я и называю «родительским контролем» :-) Ну и поскольку я кое-что всё-таки знаю об игре – решил написать о «самом главном». О том, как делать на Воркрафте деньги. Для начала – игровые деньги. Которые бывают медные, серебряные и золотые. 100 медяков = 1 серебряк, 100 серебряков = 1 золотой. На тему того, как зарабатывать эти денежки – есть масса руководств. Ну и это просто, всё – как в жизни. Вот, допустим, в жизни вы собираете бутылки. И сдаёте по 50 копеек за штуку (честно, я не знаю, сколько сейчас стоят бутылки, но где-то такого порядка). Соответственно, сто бутылок – это уже 50 рублей. Тысяча бутылок – это уже 500 рублей (неплохая прибавка к пенсии). Ну а миллион бутылок – это уже «Форд Фокус» (честно, я не знаю, сколько сейчас стоят Фокусы, но где-то такого порядка). А ещё бывают такие вот всякие акции, типа, собери сто крышечек с одинаковым рисунком – получи пивную кружку в подарок. А её – уже за реальные деньги толкнуть можно. Когда новички (включая моего сына) спрашивали, как поднять в Воркрафте игрового бабла, - я отвечал именно так: «Да ходишь по полям, собираешь всякую травку и лут, выпадающий из мобов, шкуры со зверушек сдираешь, да продаёшь торговцам. Вот тебе и счастье». Но Лёшка – грамотный парень. Он вычитал, что продавать сырьё и лут надо не торговцам-неписям, а на аукционе – другим игрокам. Что так гораздо выгоднее. Секрет очень прост. Вот есть парень, который прокачал своего первого персонажа до предельного уровня, но он не хочет посвящать дальнейшую игровую жизнь исключительно рейдам с целью прибарахлиться и приодеться в уникальный «эпичный» шмот. Он, конечно, ходит в рейды – но ему интересно узнать побольше об игре. О возможностях других рас, классов, профессий. Поэтому он заводит нового персонажа и начинает его качать. Скажем, первый персонаж – охотник, умеющий искать траву и сдирать шкуры, а второй – друид, которого хочется выучить на чаротворца и скорняка (мой случай). Для чар нужны красители из мелко порубленной травы, для скорняжного дела – шкуры. Вроде, я могу обеспечить второго своего персонажа (альта) материалом. Однако ж, тут есть тонкость. Дело в том, что мой начинающий друид покамест может работать только с самыми простенькими травками и шкурами. А в той местности, где гуляет мой первый «чар», - растут высокоуровневые травы и бродят высокоуровневые монстры. С этим материалом – новичок в принципе работать не может. Ему ещё качаться и качаться до таких навыков. Конечно, я мог бы отправить своего основного персонажа в простенькие локации и «фармить» там простенькие материалы. Это совершенно ненапряжно, поскольку все монстры в таких локациях – лопаются от одного только рыка моего питомца 85-го уровня. А уж о том, чтобы прокусить мою броню, – речи близко не идёт. Можно ходить, собирать и вовсе не обращать внимания на местную фауну. Но это была бы совершенная глупость, тратить время своего основного чара на такой вздор. Во-первых, он не получает никакого опыта от убийства монстров, чьё здоровье примерно равняется урону, наносимому мизинцем левой руки за миллисекунду. Во-вторых, это дико смотрится со стороны (примерно как Билл Гейтс, подрабатывающий дизайном вебсайтов по двести баксов за штуку). В-третьих, это неэтично по отношению к низкоуровневым игрокам, которые выполняют там свои квесты (у него была задача завалить десять кабанов, а тут приходит большой дядя, сметает всё живое – и жди, когда эти кабаны снова возродятся). Ну и наконец – это просто иррациональная совершенно суходрочка. Что рационально – работать в своих, адекватных уровню локациях, где ты получаешь и опыт, и хорошие деньги с каждого убитого «моба». А за эти деньги – ты действительно покупаешь на аукционе тонны какого-нибудь мироцвета и сотни тонких шкур для прокачки второго персонажа. И тебя, на самом деле, не очень волнует, сколько стоит пачка того же мироцвета или тонких шкур – то ли десять золотых, то ли тридцать (хотя, конечно, берёшь по наиболее выгодной цене). Тебя это не очень волнует – потому что в среднем ты зарабатываешь ТЫСЯЧИ голдов за час игрового времени (с учётом «синьки» и «эпиков», которые выпадают из ТВОИХ, твоей локации и твоего уровня монстров, и которые уходят порой за сотни тысяч на аукционе). Соответственно, когда на сервере много высокоуровневых игроков, качающих своих младшеньких «альтов», - это правда, что новичок может срубить нехило бабла на продаже самых простеньких материалов. Именно потому, что есть богатенькие 85-ники, которые в жизни не станут сами добывать эти материалы, которым проще забашлять на аукционе, и что для новичка – целое состояние, для них – тьфу и растереть. Ну и тут я задал Лёшке встречный вопрос: «Да, можно зарабатывать и сотни голда, имея пятый уровень и собирая всякую травку/ловя рыбку. Но один вопрос: а что ты с ним делать-то будешь, с этим голдом?» На самом деле, WOW устроен так, что новичок с низкоуровневым персонажем – может заработать через аукцион существенно больше (в сотни раз больше), чем если б продавал весь «лут» торговцу-неписю. Шутка, однако, в том, что ему этот излишек золота – тупо не на что потратить. Да, он видит на аукционе некие мега-супер-вещицы за огромные бабки, но фишка с ними в том, что их в принципе нельзя надеть на новичка. Они – требуют уровня. Обычно – предельного. Но бывают и такие, которые годятся для более низких. Однако ж, если у тебя достанет дури вывалить тонны золота за синий какой-нибудь меч, который ложится в твой двадцатый уровень и даже несколько круче того, что даётся тебе за квесты (а разница с «квестовым» шмотом, который нельзя передать, на самом деле, невелика), то уже к двадцать пятому ты поймёшь, что твой «мега-меч» - безнадёжно устарел. Пока не устарел – ты будешь иметь некоторое преимущество перед игроками своей «весовой категории», но тех, кто хоть на двадцать уровней выше, – ты в PvP (режим боёв между игроками) будешь видеть как «чудовищ». В смысле, там, где должен показываться их уровень, – будет иконка черепушки. Это означает, что они тебя прихлопнут за долю секунды (потому что их DPS, «урон за секунду», - раз так в несколько выше твоего здоровья, и им плевать, чего ты там себе прикупил на аукционе). Соответственно, пока ты не достиг предельного уровня, шмот – ничто, прогресс – всё. Светлая сторона Воркрафта – уровни набиваются очень быстро и ненапряжно на выполнении квестов. И я, честно, не знаю случаев, чтобы какая-то нехватка денег была на пути стандартной прокачки по квестам (ну и подземельям, «инстам»), даже если выкладывать весь лут игровым продавцам, а не на аукционе. Да, можно заработать лишнего голда, сдавая свой «льяной материал» на аукцион, но только – тебе не особо нужен этот голд. Не на что тратить. Лёшка, правда, спрашивал: «Но ведь, говорят, можно продавать этот голд на сторону за реальные деньги». Отвечаю: «Можно. Хотя Blizzard считает это нарушением условий контракта, и жёстко карает, когда обнаруживает. Тут они – хозяин-барин. Они совершенно вправе вводить какие угодно ограничения на транзакции, которые, по их мнению, подрывают баланс их детища. Но я, честно признаюсь, когда подвисал на Воркрафте те три месяца, ради эксперимента и хохмы продал таки несколько миллионов своего игрового голда за реальные деньги. Что-то в районе ста тысяч рублей наварил. Что для меня лично не деньги, но для кого-то – ощутимый заработок. Правда, я действовал очень осторожно, создавая новые учётные записи с других компьютеров для передачи голда (там ведь не только IP-адрес светится, который легко сменить, но и привязка WOW к конкретной машине) , но всё равно – две из них, учётных записей, отрубили». Можно ли получать реальные деньги, продавая воркрафтовское золото серым дилерам? Более того, я знаю конторы, которые скупают у игроков 50к, 100к по нескольку раз, а потом берут пару миллионов игрового голда – и стучат в Blizzard. «Извини, парень, но нашу сделку накрыли, и все задействованные аккаунты аннигилировали. Мы тоже ничего не получили и потеряли своих людей. Утешься этим». Поэтому, повторю, продажа игрового золота за реальные деньги – это бизнес а) стрёмный; б) не очень выгодный. На чём же реально можно наварить, будучи профессионалом в Воркрафте? Но пробиться в такие команды – примерно то же, что пробиться в сборную по хоккею. То есть, это очень много «задростства» нужно. Но если оно оправдано – то оправданно. Своему сыну, конечно, я не желаю такой судьбы (он физически очень развитый паренёк, который может быть кем угодно IRL). Но, скажем, для инвалида-колясочника – чем плохо, если он достигнет вершин в MMORPG и войдёт в какую-то сборную и заработает себе хороших денег? Повторю главную мысль. Если что-то нравится другим людям, – значит, они готовы за это платить. Если люди готовы платить за что-то, – значит, на этом можно заработать. И если заработаешь, – это абсолютно моральный заработок, когда люди добровольно заплатили тебе за то, что им нравится.
© Copyright: Артем Ферье, 2011.
Другие статьи в литературном дневнике:
|