Пара слов о WOW

Артем Ферье: литературный дневник

Когда ребёнок увлекается игрой на скрипке и готов посвятить этому всю жизнь – родители обычно считают это за счастье и всячески приветствуют (а бывают даже случаи, когда ребёнок не изъявляет ни малейшей расположенности к игре на скрипке, но его всё равно пихают в музыкальную школу).


Когда ребёнок увлекается опиатами и готов спустить на них свою жизнь, – ни один родитель на свете не считает это великим счастьем и уж точно не поощряет подобные пристрастия.


Случай с онлайновыми ролевыми играми я бы назвал средним.
С одной стороны, многих родителей тревожит, когда их чадо висит в WOW по тридцать часов в сутки по десять дней в неделю и откликается только на эльфийское своё имя.
С другой стороны, бегать по полям и пещерам Азерота с виртуальным мечом наперевес -это всё-таки лучше, чем ширяться гером в зассанном парадняке или отжимать мобилы в тёмных подворотнях.


Поэтому, когда мой собственный ребёнок подсел на World of Warcraft – я не особо напрягся. Только поставил условие, чтобы он зарегистрировался на европейском серваке, а не на русском (хоть в инглише лишняя практика).


Конечно, бессонные ночи. Конечно, красноватые глаза. Конечно, школа идёт лесом (но, собственно, Лёшка и в пять лет знал больше, чем они проходят сейчас во втором классе). Но я своё исчадие знаю: истинным хардкорным задротом он не станет. Он физически слишком активный мальчуган, в реальной жизни. И конечно, месяцок он поотвисает плотно, пока не достигнет предельного уровня, а потом – всё сведётся к паре часиков в день на прогулочные рейды с друзьями.


Тем не менее, чего я не понимаю – так это недоумения многих людей по поводу как раз хардкорных игроков в MMORPG в целом и в WOW в особенности.
«Как же можно тратить столько времени на такую ерунду? Ведь это же всего лишь игра, это же всё понарошку, это же не даёт никакого результата в реальном мире, это же совершенно непроизводительное занятие».


То есть, когда десять здоровых парней бегают по полю с целью запинать кожаный шарик в сетчатые ворота – это всё всерьёз и «по взрослому». И каждый забитый гол – конечно, имеет огромное значение для реального мира и даёт огромный прирост к производству материальных ценностей. А потому – совершенно нормально в течение многих лет тратить часов по шесть-восемь в день на изнурительные тренировки в надежде, что когда-нибудь попадёшь в число тех нескольких сотен футболистов на глобусе, которые действительно кому-то интересны.


И ладно ещё парни, которые сами гоняют мячик. Им это нравится, и они улучшают через это свою физическую форму. Но ведь есть десятки миллионов людей, которые сами в футбол не играют, но сидят перед ящиком, обложившись пивом и собственным выпирающим брюхом, и смотрят на то, как здоровые парни пинают кожаный мячик в ворота. А то и – мотаются с ними по свету, платят изрядные бабки за жопоместо на трибунах и ловят инфаркты от радости, если забивает твоя команда, и от горя – если забивают ей.


Если кому-то показалось, будто я имею что-то против футболистов или болельщиков – да вовсе нет. Мы и сами порой гоняем мячик на корпоративных пикниках, и я порой не без удовольствия смотрю интересные матчи. И ключевое слово тут – удовольствие.


Да, жизнь человека не сводится к производству материальных ценностей ради приближения полёта на Альфу Центавру (хотя, конечно, в этом состоит ближайшая сверхцель нашей Цивилизации). Вернее сказать, люди бы не смогли так шустро идти по пути технического прогресса и наращивания производства, если б не развлекали себя мимоходом (All work and no joy makes Johnny a dull boy, как говаривал один персонаж романа Стивена Кинга, изготовившись порубать свою семью топором).


И на мой взгляд, всякое развлечение, которое не вредит ДРУГИМ людям, – законное право любого индивида. Воркрафт – всего лишь игра? Да, конечно. Но и футбол – всего лишь игра. Поэтому довольно странно признавать нормальность увлечения футболом (подчас – всепоглощающего) – и недоумевать по поводу увлечения Воркрафтом (строго говоря, и игра на скрипке - тоже всего лишь игра, которая не создаёт ни грамма материальных ценностей и не открывает ровно никаких новых свойств материи, но – вдохновляет тех, кто создаёт и открывает).


Однако же, наш мир устроен так, что если какое-то занятие востребовано людьми и приносит им удовольствие – оно может приносить и деньги.
Поэтому мне смешно слышать бурчание «реалистов» про то, как заядлые виртуальные игроки якобы гробят свою жизнь, не получая ничего взамен.
Нет, конечно, прежде всего WOW – это всего лишь игра, занятное времяпровождение. Для большинства клиентов. Но, поверьте, есть люди, которые зарабатывают на ней и очень успешно. И это не только Blizzard, конечно.


Сам я – имею очень ограниченный опыт WOW. Я вообще, наверное, сам бы не занялся ею (как и на героин бы по собственной воле никогда бы не присаживался), но пару лет назад пришлось пройти трёхмесячный курс, обязательный для руководящих сотрудников Корпорации (своего рода «прививка» и проверка возможности сочетать должностные обязанности с аддиктивным хобби, а также – чтобы лучше понимать опасности, грозящие подчинённым).


Я тогда вытянул четырёх своих персонажей на предельный уровень и малость побегал с «хардкорщиками», заодно – пообщался. Сейчас, когда сынок увлёкся,в – решил тряхнуть стариной, тоже малость погонял, составляя ему компанию и давая советы (а для этого нужно было знать, что изменилось в игре со всеми патчами). Это я и называю «родительским контролем» :-)


Ну и поскольку я кое-что всё-таки знаю об игре – решил написать о «самом главном». О том, как делать на Воркрафте деньги.


Для начала – игровые деньги. Которые бывают медные, серебряные и золотые. 100 медяков = 1 серебряк, 100 серебряков = 1 золотой.


На тему того, как зарабатывать эти денежки – есть масса руководств. Ну и это просто, всё – как в жизни.


Вот, допустим, в жизни вы собираете бутылки. И сдаёте по 50 копеек за штуку (честно, я не знаю, сколько сейчас стоят бутылки, но где-то такого порядка). Соответственно, сто бутылок – это уже 50 рублей. Тысяча бутылок – это уже 500 рублей (неплохая прибавка к пенсии). Ну а миллион бутылок – это уже «Форд Фокус» (честно, я не знаю, сколько сейчас стоят Фокусы, но где-то такого порядка).


А ещё бывают такие вот всякие акции, типа, собери сто крышечек с одинаковым рисунком – получи пивную кружку в подарок. А её – уже за реальные деньги толкнуть можно.
Ну и в Воркрафте – та же фигня.


Когда новички (включая моего сына) спрашивали, как поднять в Воркрафте игрового бабла, - я отвечал именно так: «Да ходишь по полям, собираешь всякую травку и лут, выпадающий из мобов, шкуры со зверушек сдираешь, да продаёшь торговцам. Вот тебе и счастье».


Но Лёшка – грамотный парень. Он вычитал, что продавать сырьё и лут надо не торговцам-неписям, а на аукционе – другим игрокам. Что так гораздо выгоднее.
И я сказал: «Это совершенно верно. Однако же, сын мой, попробуй понять, ПОЧЕМУ люди на аукционе готовы платить по нескольку золотых за какую-то травинку, которую торговец примет максимум за пару медяшек».


Секрет очень прост. Вот есть парень, который прокачал своего первого персонажа до предельного уровня, но он не хочет посвящать дальнейшую игровую жизнь исключительно рейдам с целью прибарахлиться и приодеться в уникальный «эпичный» шмот. Он, конечно, ходит в рейды – но ему интересно узнать побольше об игре. О возможностях других рас, классов, профессий. Поэтому он заводит нового персонажа и начинает его качать.


Скажем, первый персонаж – охотник, умеющий искать траву и сдирать шкуры, а второй – друид, которого хочется выучить на чаротворца и скорняка (мой случай). Для чар нужны красители из мелко порубленной травы, для скорняжного дела – шкуры. Вроде, я могу обеспечить второго своего персонажа (альта) материалом. Однако ж, тут есть тонкость.


Дело в том, что мой начинающий друид покамест может работать только с самыми простенькими травками и шкурами. А в той местности, где гуляет мой первый «чар», - растут высокоуровневые травы и бродят высокоуровневые монстры. С этим материалом – новичок в принципе работать не может. Ему ещё качаться и качаться до таких навыков.


Конечно, я мог бы отправить своего основного персонажа в простенькие локации и «фармить» там простенькие материалы. Это совершенно ненапряжно, поскольку все монстры в таких локациях – лопаются от одного только рыка моего питомца 85-го уровня. А уж о том, чтобы прокусить мою броню, – речи близко не идёт. Можно ходить, собирать и вовсе не обращать внимания на местную фауну.


Но это была бы совершенная глупость, тратить время своего основного чара на такой вздор. Во-первых, он не получает никакого опыта от убийства монстров, чьё здоровье примерно равняется урону, наносимому мизинцем левой руки за миллисекунду. Во-вторых, это дико смотрится со стороны (примерно как Билл Гейтс, подрабатывающий дизайном вебсайтов по двести баксов за штуку). В-третьих, это неэтично по отношению к низкоуровневым игрокам, которые выполняют там свои квесты (у него была задача завалить десять кабанов, а тут приходит большой дядя, сметает всё живое – и жди, когда эти кабаны снова возродятся). Ну и наконец – это просто иррациональная совершенно суходрочка.


Что рационально – работать в своих, адекватных уровню локациях, где ты получаешь и опыт, и хорошие деньги с каждого убитого «моба». А за эти деньги – ты действительно покупаешь на аукционе тонны какого-нибудь мироцвета и сотни тонких шкур для прокачки второго персонажа. И тебя, на самом деле, не очень волнует, сколько стоит пачка того же мироцвета или тонких шкур – то ли десять золотых, то ли тридцать (хотя, конечно, берёшь по наиболее выгодной цене). Тебя это не очень волнует – потому что в среднем ты зарабатываешь ТЫСЯЧИ голдов за час игрового времени (с учётом «синьки» и «эпиков», которые выпадают из ТВОИХ, твоей локации и твоего уровня монстров, и которые уходят порой за сотни тысяч на аукционе).


Соответственно, когда на сервере много высокоуровневых игроков, качающих своих младшеньких «альтов», - это правда, что новичок может срубить нехило бабла на продаже самых простеньких материалов. Именно потому, что есть богатенькие 85-ники, которые в жизни не станут сами добывать эти материалы, которым проще забашлять на аукционе, и что для новичка – целое состояние, для них – тьфу и растереть.


Ну и тут я задал Лёшке встречный вопрос: «Да, можно зарабатывать и сотни голда, имея пятый уровень и собирая всякую травку/ловя рыбку. Но один вопрос: а что ты с ним делать-то будешь, с этим голдом?»


На самом деле, WOW устроен так, что новичок с низкоуровневым персонажем – может заработать через аукцион существенно больше (в сотни раз больше), чем если б продавал весь «лут» торговцу-неписю. Шутка, однако, в том, что ему этот излишек золота – тупо не на что потратить.


Да, он видит на аукционе некие мега-супер-вещицы за огромные бабки, но фишка с ними в том, что их в принципе нельзя надеть на новичка. Они – требуют уровня. Обычно – предельного. Но бывают и такие, которые годятся для более низких. Однако ж, если у тебя достанет дури вывалить тонны золота за синий какой-нибудь меч, который ложится в твой двадцатый уровень и даже несколько круче того, что даётся тебе за квесты (а разница с «квестовым» шмотом, который нельзя передать, на самом деле, невелика), то уже к двадцать пятому ты поймёшь, что твой «мега-меч» - безнадёжно устарел.


Пока не устарел – ты будешь иметь некоторое преимущество перед игроками своей «весовой категории», но тех, кто хоть на двадцать уровней выше, – ты в PvP (режим боёв между игроками) будешь видеть как «чудовищ». В смысле, там, где должен показываться их уровень, – будет иконка черепушки. Это означает, что они тебя прихлопнут за долю секунды (потому что их DPS, «урон за секунду», - раз так в несколько выше твоего здоровья, и им плевать, чего ты там себе прикупил на аукционе).


Соответственно, пока ты не достиг предельного уровня, шмот – ничто, прогресс – всё.


Светлая сторона Воркрафта – уровни набиваются очень быстро и ненапряжно на выполнении квестов. И я, честно, не знаю случаев, чтобы какая-то нехватка денег была на пути стандартной прокачки по квестам (ну и подземельям, «инстам»), даже если выкладывать весь лут игровым продавцам, а не на аукционе. Да, можно заработать лишнего голда, сдавая свой «льяной материал» на аукцион, но только – тебе не особо нужен этот голд. Не на что тратить.


Лёшка, правда, спрашивал: «Но ведь, говорят, можно продавать этот голд на сторону за реальные деньги».


Отвечаю: «Можно. Хотя Blizzard считает это нарушением условий контракта, и жёстко карает, когда обнаруживает. Тут они – хозяин-барин. Они совершенно вправе вводить какие угодно ограничения на транзакции, которые, по их мнению, подрывают баланс их детища. Но я, честно признаюсь, когда подвисал на Воркрафте те три месяца, ради эксперимента и хохмы продал таки несколько миллионов своего игрового голда за реальные деньги. Что-то в районе ста тысяч рублей наварил. Что для меня лично не деньги, но для кого-то – ощутимый заработок. Правда, я действовал очень осторожно, создавая новые учётные записи с других компьютеров для передачи голда (там ведь не только IP-адрес светится, который легко сменить, но и привязка WOW к конкретной машине) , но всё равно – две из них, учётных записей, отрубили».


Можно ли получать реальные деньги, продавая воркрафтовское золото серым дилерам?
Да можно. Хотя и стрёмно. Это очень легко может кончиться тем, что вашего суперпрокачанного перса – просто прибьют (вместе со всей учётной записью). И вам грех жаловаться, когда вас предупреждали, что именно так и будет, если вы нарушите условия соглашения.


Более того, я знаю конторы, которые скупают у игроков 50к, 100к по нескольку раз, а потом берут пару миллионов игрового голда – и стучат в Blizzard. «Извини, парень, но нашу сделку накрыли, и все задействованные аккаунты аннигилировали. Мы тоже ничего не получили и потеряли своих людей. Утешься этим».


Поэтому, повторю, продажа игрового золота за реальные деньги – это бизнес а) стрёмный; б) не очень выгодный.


На чём же реально можно наварить, будучи профессионалом в Воркрафте?
Да как обычно в любом спорте – на ставках, НЕ связанных с внутренним миром игры.
Серьёзно, есть очень нехилые тотализаторы, связанные с состязаниями лучших команд. Там ставки бывают и в десятки тысяч долларов, и в миллионы даже. Всё, как в футболе или в хоккее. И ставки будут только расти.


Но пробиться в такие команды – примерно то же, что пробиться в сборную по хоккею. То есть, это очень много «задростства» нужно. Но если оно оправдано – то оправданно.


Своему сыну, конечно, я не желаю такой судьбы (он физически очень развитый паренёк, который может быть кем угодно IRL). Но, скажем, для инвалида-колясочника – чем плохо, если он достигнет вершин в MMORPG и войдёт в какую-то сборную и заработает себе хороших денег?


Повторю главную мысль. Если что-то нравится другим людям, – значит, они готовы за это платить. Если люди готовы платить за что-то, – значит, на этом можно заработать. И если заработаешь, – это абсолютно моральный заработок, когда люди добровольно заплатили тебе за то, что им нравится.





Другие статьи в литературном дневнике: