Ещё раз о World of Warcraft

Артем Ферье: литературный дневник

Один приятель, узнав, что мой семилетний сын подсел на WOW, в шутку ужаснулся: «А ты не боишься, что сия пучина поглотит его целиком и жизнь его не будет стоить ломанного цента?»


Приятель позволяет себе так шутить, поскольку прекрасно знает: при всём либерализме нашего семейства, мы с Женькой не дадим своему отпрыску целиком «поглотиться» воркрафтовской пучиной.
Нет, никто не будет ему отрубать Интернет, никто не будет сносить ему аккаунт (не звери, всё же). Но при первых признаках эльфизации формы ушных раковин – я сошлю его на пару неделек на P51D, наш корпоративный концлагерь близ Гавайев. А там у нас такие развлекухи для детишек (любого допенсионного возраста), что практически – WOW IRL. И «сокровища» тебе на дне морском (которые сдаются за местную аттракционную «валюту»), и лазертэг, и симуляторы полёта в аэродинамической трубе, и не рисованные какие-нибудь чудища, а натуральные орки во плоти и при зубищах (в смысле, касатки, с которыми Лёшка очень подружился). Всё это не только что гораздо увлекательнее вивисекции над мышкой, но и физически как-то приятнее.
К тому же, у нас с пяти лет закон: за те игрушки, которые не подарки, - Лёшка платит сам. Поскольку его возможности найти работу на стороне несколько ограничены – получает деньги за работу по дому (и эксплуатация детей в этом смысле, поверьте, гораздо выгоднее, чем заводить штат прислуги). Часть – на карманные расходы, часть – на счёт, для оплаты всяких вот таких развлечений.
Естественно, если он так увлечётся, что забьёт на гимнастику и уборку хаты – он автоматически останется без средств на продление доступа (вернее, я уж найду способ так его развести и загнать в такую кабалу, что придётся отвернуть мордочку от монитора :-) ).


Между тем, должен, конечно, признать, что опасения по поводу чрезмерной привязанности к WOW (к MMORPG вообще) – отчасти оправданы.
Действительно, вид персоны, пребывающей на пике своей сетевой активности – обескураживает свежих людей.
Что-то такое бомжевато-аутичное, с одутловатой ряхой цвета простуженного бетона (или, наоборот, иссохшая пергаментная маска с двумя лихорадочно мерцающими LCD-сканерами на ней), в редкие минуты на улице - склонность всюду выискивать ториевые жилы и кусты сансама, стрейфя при этом группы мобов, сшибающих по чирику у крыльца магазина, и в фоновом режиме – чириканье себе под нос на птичьем языке: «Нид хил и рейнж ДД для БГ, лвл 82+, ачивки».


Конечно, со стороны это производит почти такое же впечатление десоциализации и распада личности, каким сопровождаются хронический алкоголизм и устойчивая опиатная зависимость.


Поэтому не удивительно, что WOW пользуется такой же примерно репутацией, как и наркотики. «Был человек – и нет человека. Выпал из общества, на самое дно. Now he has no life at all.


Говорят, в Китае даже был случай, когда четырнадцатилетний подросток, переигравший в Воркрафт, покончил с собой, чтобы «войти в сонм великих героев» (как он сам объяснил в записке).
Этот случай, конечно, особенно вопиющий, и хотя он произошёл лет пять назад – по сию пору слывёт ярчайшим примером пагубности WOW. Ведь понятное дело, что ни раньше, ни после никакие подростки не накладывали на себя руки по… им одним понятным причинам. А уж в Китае – это вообще была единственная смерть за последние пять лет. Но я бы всё-таки рискнул высказать крамольную мысль, что если человеку кажется, будто смысла в жизни нет и он зря родился на свет – то, может, оно так и есть? И, может, даже лучше, когда он понимает это в четырнадцать лет, а не тянет кота за яйца до сорока? Нет, я бы, конечно, постарался спасти любого подростка с суицидальными наклонностями, и не раз спасал, но вот в случае с Китаем… Блин, может, они сами осознают, что их слишком дохера много!


Хотя, конечно, в любой современной стране – людей слишком дохера много. А уж когда они ещё плодятся – вообще мысли кошмарные в голову лезут, мальтузианские.
С этой точки зрения можно было бы только поприветствовать десоциализацию и прекращение генетической линии тех, кто сам толком не знает, нахера им социум и потомство.
Им не нужна карьера, им не нужен успех, им не нужно семейное счастье, им достаточно регулярной дозы алкоголя или опиатов за символическую плату за простенький и ненапряжный труд? Дайте им алкоголя и опиатов! Дайте им уколоться и упасть на дно колодца.
Им не нужно активное существование в реальной жизни, им достаточно рисованного успеха на игровом сервере? Дайте им Интернет, дайте им Воркрафт!
Жестокие, может быть, мысли – но, лезут вот они в голову. Ничего с собой не могу поделать. Не могу я из себя корчить радетеля за демографию, которому по каким-то странным причинам важен валовый приплод поголовья и не пофиг, кто как сам себя гробит. Мне – пофиг (нет, о моём собственном сыне речи не идёт, но на чужих детей – в целом пофиг, и я просто имею смелость в этом признаться).


Однако ж, тут существует некий тонкий нюанс.
Я видел тысячи людей, которых сгубило бухло (неумеренная к нему приверженность). Это бывали блестящие люди – но они помножили себя на ноль и безвозвратно. Кто завязал – тот завязал, но многие – реально скатывались с сияющих вершин в зловонную бездну. Чем дальше – тем глубже падение. Лет десять-двадцать синьки – и приветик.


Я видел сотни людей, которые сторчались по гере, ещё быстрее. Нет, я видел, и как слезали (и сам помогал… методами, о которых не стал бы распространяться в зале суда), но печальных исходов – куда больше. И чем дальше – тем глубже падение.


Но вот людей, которые бы реально угробили себя компьютерными игрушками, - я не видел. Я видел, как, увлекшись, они вроде бы производят ВПЕЧАТЛЕНИЕ наркоманов-алконавтов, когда забивают болт на реальность и живут только своей игрой. Но это – именно первичное увлечение. Которое длится полгода, год, от силы – два. Именно эта, обострённо-маниакальная фаза, действительно болезненная.


А потом… они вовсе необязательно завязывают окончательно и рубят мосты (хотя такое тоже бывает), но игры остаются для них не более, чем хобби, которое вполне нормально сочетается с «реальной» общественной жизнью.


Говорят, что и это – «слишком высокая цена». Говорят, что и столько времени тратить на какую-то рисованную ***ню – нонсенс, ересь и печать лузерства. Ведь если б это время было потрачено на учёбу, работу, карьеру, создание семьи, то…


То – что?
Знаете, буду очень откровенен (как я всегда откровенен во всём, что пишу здесь).
Лузерство – это удел примерно так 90% населения любой страны (исключения составляют те страны, где лузеры – все, включая их вожачка). Потому что «виннеров» - их и не может быть больше десяти процентов. Наш мир, наш социум – он пирамидален в основе своей. Поэтому, если мерить «выигрыш», успех по баблу и степени социального влияния – то всегда будет меньшинство, достигшее значительной финансовой состоятельности и политической власти, и большинство – которое в пролёте.


Большинство – которое имеет скучные, рутинные, обрыдлевшие работы. Скучный, рутинный, обрыдлевший семейный быт. Жену-истеричку (мужа-неудачника), тёщу-кикимору (свекровь-кровопийцу), детей дебилов, из-за которых одни проблемы.


Но и меньшинство, которое богатое и властное, – оно тоже неоднородное. Например, чисто по баблу – я совершенный лузер по сравнению, скажем, с Михаилом Прохоровым (а по политическому влиянию – Славе Суркову в кошмаре не приснится так поступить со мной, как можно было с Прохоровым, но это потому – что я не «челюскинец на льдине»).


Однако ж, в целом, и я, и Прохоров – вполне довольны своей жизнью. Довольны – даже теми проблемами и подлянками, которые она подкидывает. Ибо челлендж – это драйв и маст хэв (как гласит старая русская пословица).


Но ровно так же – доволен своей жизнью Сан Саныч, ремонтник офисного оборудования в фирме средней руки, поскольку его зарплаты в двадцать тысяч рублей вполне хватает на жизнь в Усть-Задрищенске (милый, кстати, городок, весьма живописный, уютный, где каждая вымоина в асфальте уж тридцать лет знакомая и родная), и жена – очаровательна в своём вздорном мимолётном гневе, и тёща – очаровательна со своим каноническим ворчанием, и детишки – звёзд в школе с неба не хватают, ну да зато не соскучишься с ними… а когда вся эта идиллия совсем приедается – Сан Саныч берёт свою старенькую (но бодренькую) «Ниву» и едет на рыбалочку. Где совершенно умиротворяется.


Что общего между мной, Прохоровым и Сан Санычем?
В том, что мы имеем ровно столько, сколько нам нужно для того, чтобы не считать, будто наша жизнь – дерьмо и всё вокруг дерьмо (и все – сволочи).
Нет, конечно, не грех стремиться и к чему-то большему (хотя степень личных амбиций различна у разных людей), но главное - не считать себя НИ В КАКОЙ момент своего бытия лузером. И тогда – не будешь им.



Поэтому, правила меняются. Лузер – это не тот, кто не заработал всё бабло в мире и не обрёл власть планетарного диктатора. Лузер – это тот, кто имманентно ощущает себя лузером. Кто искренне верит, будто достоин чего-то большего, без чего невозможно его счастье, и считает, что все вокруг ему по жизни должны – ан не может взыскать «должок» (потому что, естественно, никто ему нихера не должен).


Является ли лузером парень, который тратит дохрена времени на компьютерные игрушки? Ну да. Он является лузером в том смысле, что теряет возможность прямо здесь и сейчас забуриться на какую-то неинтересную низкооплачиваемую работу, где бы он «тянул лямку до ямки» без особых перспектив карьерного роста (или нужно вылизать столько задниц, что язык весь потратишь об их геморрои). Он лишается возможности прямо сейчас завести семью, где бы жена пилила ему нервы и жилы за финансовую ничтожность, а дети – производили бы филигранную доводку его нервной системы надфелем своих школьных проблем.


Если ж речь идёт о ребёнке, подростке, то, играя в WOW – он ещё лишается возможности глушить Клинское или Ягу на детской площадке в компании таких же быстро хмелеющих недотёп, поучаствовать в групповом избиении запоздалого бухого прохожего (чтобы не посрамиться перед друзьями) или угнать и разъебашить чужое тачило (чтобы завоевать у пацанов со двора авторитет).


Ей-богу, я ***ю, дорогая редакция! Всю дорогу, сколько помню, главной мозговой болью всех педагогов и родителей было – «Как уберечь подростка от тлетворного влияния улицы? Как сделать, чтоб он не шатался по дворам, не нажирался блевотной бормотухой и не искал себе приключений, ведущих известно куда? Как сделать, чтоб он сидел дома и занимался чем-то интеллектуальным?»


Выход – есть! Компьютер, Интернет, MMORPG.
Теперь – он зарабатывает авторитет мочиловом виртуальных монстров и виртуальных же образов других игроков. И его за уши не оттащишь от компа, это просто какая-то трагедия, - сетуют мамаши да папаши. Прямо, говорят, никаких денег не жалко для психолога, чтобы вправил мозги.


Трагедия? Никаких денег не жалко для психолога? Да всё можно проще исправить. Нахуй психологов – вы своему отпрыску предложите пятьсот баксов за то, чтоб он бухнул с корешами во дворе, вскрыл чужую тачку и покатался с компанией на свежем воздухе! И ещё тысяч тридцать баксов придётся выложить – если эта кодла сшибёт пешика. Ну, неприятно, конечно, - зато, это ж ведь не такая трагедия, как когда он стучит по клаве, набивая себе необходимые ресурсы на супер-пупер-турбо-мотоцикл в игре? Правда?


Нет, прошу понять правильно. И повторю лишний раз: я не считаю, что чрезмерное (более 30 часов в сутки) увлечение WOW - очень полезная штука для детей и наилучший способ их социализации.


Нет, наилучший – это работа. Работа в реальном мире за реальное бабло (чтобы сызмальства сознавать ценность трудовой копеечки, не сочтите за пафос). Но когда выбор стоит между общеобразовательной школой, гоповатым двором (куда сбегают из этой дурацкой школы) и компьютерными игрушками, заменяющими эту тухлую реальность, - я всё-таки склонен искать плюсы в игрушках вроде WOW.


Во-первых, мало есть в нашем мире явлений столь демократических (в хорошем смысле), как массовые сетевые RPG. Там действительно могут повстречаться люди не только разных возрастов и из разных местностей, но и – из совершенно разных социальных страт. И WOW так устроен, что «богатенький буратинко» - не будет очень крут с самого начала, сколько бы реального своего бабла ни выложил за игровой голд и шмот (нет, это и прямо запрещено правилами, - но обходится, конечно).


Что ему может посодействовать в быстром росте крутизны – если он договорится с умелыми другими игроками, чтоб они его поводили по «инстам», «попаровозили» (то есть, взяли низкоуровневого игрока в локации, где старшие товарищи будут всех выносить, а он – получать опыт как член группы). Но это – именно договариваться надо, а не просто – «я очень крут и богат по жизни, стелитесь все передо мной».


Тут возникает ситуация, когда в реале этот богатенький буратинко – не имел бы никаких точек соприкосновения со своим игровым контрагентом (поскольку один – сын банкира, а другой - сын уборщицы крыльца банка, да ещё – и в другой стране). А здесь – он упрашивает сына уборщицы, чтобы тот им не побрезговал, взял в свою группу, прокачал и научил игре.


Может ли быть, что сын банкира забашляет сыну уборщицы за такую услугу через вебмани или любую иную платёжную систему (о чём, естественно, Близзард уже знать не будет в принципе)?


Конечно, может. Но – а кто против-то, чтобы дети уборщиц получали возможность заработать на детях банкиров, причём, безо всякого насилия, а – добровольно и с песней?
Один хочет оплатить и получить услугу, в которой нуждается, другой – готов предоставить такую услугу за деньги. Если они пришли к консенсусу – что плохого-то случилось?


Но это лишь часть достоинств такого общения, презревающего объективные пороги, существующие в реальном мире. Это вершина айсберга. Это всего лишь навар на чисто игровых отношениях. А что может быть важнее – игровые отношения всё-таки МОГУТ перерастать в личностные и деловые.


Ей-богу, раньше такая ситуация, что сын уборщицы и сын банкира встретились на поле боя, где стояли плечом к плечу, оценив качества друг друга, - она требовала войны (и чтобы сын банкира пошёл туда добровольцем). Как промежуточный компромисс – швейцарская или израильская армия.



Ну а тут – не надо даже войны реальной, не надо даже взаимного обнюхивания портянок в казарме – просто ребята сошлись и подружились. И у сына уборщицы – появляется неиллюзорный шанс, хорошо утвердившись в игре и в общении, - утвердиться в жизни, заведя себе такие знакомства, что в IRL – ему бы никакое стояние звёзд не обеспечило (если только прямо под Бентли не броситься).


Некоторых может удивить, что я так радею за этого сына уборщицы (ведь я как бы сноб и презираю голодранцев).
Нет. На самом деле – я презираю не всех голодранцев. Я презираю только тех, кто говорит:
А) наше положение позорно;
Б) в нашем положении виноваты вы, богатенькие;
В) мы палец о палец не ударим, чтобы как-то чего-то заработать от вас, ибо вы нам и так по жизни должны, и мы возьмём ужо своё, когда разверзнется пучина народного гнева, алчущего отмщения.


Да, к таким голодранцам – я не очень снисходителен. Таким – обычно отвечаю: «Ну а вы не пугайте - вы приходите, когда вас окончательно вспучит народный гнев. Мы вам должны? Значит, отсыплем должное. Патроны-то, нынче, дешёвые».


Но к голодранцам диогеновского склада («мне ничего не нужно, кроме моей бочки и вайфая, оплаченного обручем из бочки») – я вполне толерантен. Хозяин – барин. В бочке – так в бочке.


А вот голодранцы, которые хотят стать чем-то большим и учатся налаживать ради этого взаимовыгодные отношения с другими людьми, – это, я считаю, если не соль земли, то – «дрожжи Цивилизации».
К ним я очень благосклонен (сам когда-то таким был, когда только в Москву переехал). И я действительно не считаю, что сын уборщицы обречён влачить жалкое существование лишь потому, что родился в такой неблагополучной среде (я, вишь, тоже профессорский сынок – а в люди выбился ; ).


Ну и вот эти ваши онлайн-игры – это хороший практикум налаживания взаимовыгодных отношений между людьми. Да что там практикум: это просто налаживание отношений между людьми, которые вряд ли бы соприкоснулись в реале. А тут – соприкоснулись так, что уже практически друзья (и похер, кто царь Пётр, а кто Меньшиков, продавец пирожков с требухой).


Да, ещё, говорят, WOW отвлекает школоту от школы. Ну, есть такое дело. Однако ж, господа родители, - а вот зачем Вашему отпрыску знать, где находится Монтевидео? Ну извозчик же реально довезёт (и это не шутка: почти никому в этом мире не надо знать, где находится Монтевидео, даже если сажают на самолёт, летящий туда на симпозиум).
Он, отпрыск, и не учит эту пургу, фелонит.
Ещё у него, блин, вскрывается синдром ADD, дефицит внимания, зловещий и всё разрастающийся в юной популяции.
Зловещий синдром этот заключается в том, что дитёныш утрачивает внимание к тому, что ему не интересно (а ему не интересно всё, к чему он утрачивает внимание).
Раньше такой синдром лечился препаратом «розгалин», вводимым экстрамышечно, довольно безобидным для здоровья и ума, но сейчас фармакология на месте не стоит, поэтому детей накачивают опиатным (в сущности) наркотиком под названием Риталин.


А тут – о чудо! Этот киндер с дефицитом внимания, который якобы не может вообще ни на чём сосредоточиться, с Риталином или без, вдруг зависает над некой темой сутками, обсуждает её на форумах, читает статьи профессионалов, проводит «лабораторные работы» на практике.
Тема, там, типа: «Правда ли, что в Пиратской бухте при полном отдыхе и рыбалке 525 на каждые десять рыбок выпадает один сундук, каждый сотый из которых содержит эпик?»


Нелепо? Ну, британские учёные(ТМ) и не таким морочились. А ведь они – учёные. А ведь он (она, оно… ваше чадо) – заморочилось. С усидчивостью – никогда за ним (ней, ным) не наблюдавшейся.


Ну вот, такие есть и плюсы у онлайновых RPG.



Другие статьи в литературном дневнике: