Ещё раз о World of WarcraftОдин приятель, узнав, что мой семилетний сын подсел на WOW, в шутку ужаснулся: «А ты не боишься, что сия пучина поглотит его целиком и жизнь его не будет стоить ломанного цента?» Приятель позволяет себе так шутить, поскольку прекрасно знает: при всём либерализме нашего семейства, мы с Женькой не дадим своему отпрыску целиком «поглотиться» воркрафтовской пучиной. Между тем, должен, конечно, признать, что опасения по поводу чрезмерной привязанности к WOW (к MMORPG вообще) – отчасти оправданы. Конечно, со стороны это производит почти такое же впечатление десоциализации и распада личности, каким сопровождаются хронический алкоголизм и устойчивая опиатная зависимость. Поэтому не удивительно, что WOW пользуется такой же примерно репутацией, как и наркотики. «Был человек – и нет человека. Выпал из общества, на самое дно. Now he has no life at all. Говорят, в Китае даже был случай, когда четырнадцатилетний подросток, переигравший в Воркрафт, покончил с собой, чтобы «войти в сонм великих героев» (как он сам объяснил в записке). Хотя, конечно, в любой современной стране – людей слишком дохера много. А уж когда они ещё плодятся – вообще мысли кошмарные в голову лезут, мальтузианские. Однако ж, тут существует некий тонкий нюанс. Я видел сотни людей, которые сторчались по гере, ещё быстрее. Нет, я видел, и как слезали (и сам помогал… методами, о которых не стал бы распространяться в зале суда), но печальных исходов – куда больше. И чем дальше – тем глубже падение. Но вот людей, которые бы реально угробили себя компьютерными игрушками, - я не видел. Я видел, как, увлекшись, они вроде бы производят ВПЕЧАТЛЕНИЕ наркоманов-алконавтов, когда забивают болт на реальность и живут только своей игрой. Но это – именно первичное увлечение. Которое длится полгода, год, от силы – два. Именно эта, обострённо-маниакальная фаза, действительно болезненная. А потом… они вовсе необязательно завязывают окончательно и рубят мосты (хотя такое тоже бывает), но игры остаются для них не более, чем хобби, которое вполне нормально сочетается с «реальной» общественной жизнью. Говорят, что и это – «слишком высокая цена». Говорят, что и столько времени тратить на какую-то рисованную ***ню – нонсенс, ересь и печать лузерства. Ведь если б это время было потрачено на учёбу, работу, карьеру, создание семьи, то… То – что? Большинство – которое имеет скучные, рутинные, обрыдлевшие работы. Скучный, рутинный, обрыдлевший семейный быт. Жену-истеричку (мужа-неудачника), тёщу-кикимору (свекровь-кровопийцу), детей дебилов, из-за которых одни проблемы. Но и меньшинство, которое богатое и властное, – оно тоже неоднородное. Например, чисто по баблу – я совершенный лузер по сравнению, скажем, с Михаилом Прохоровым (а по политическому влиянию – Славе Суркову в кошмаре не приснится так поступить со мной, как можно было с Прохоровым, но это потому – что я не «челюскинец на льдине»). Однако ж, в целом, и я, и Прохоров – вполне довольны своей жизнью. Довольны – даже теми проблемами и подлянками, которые она подкидывает. Ибо челлендж – это драйв и маст хэв (как гласит старая русская пословица). Но ровно так же – доволен своей жизнью Сан Саныч, ремонтник офисного оборудования в фирме средней руки, поскольку его зарплаты в двадцать тысяч рублей вполне хватает на жизнь в Усть-Задрищенске (милый, кстати, городок, весьма живописный, уютный, где каждая вымоина в асфальте уж тридцать лет знакомая и родная), и жена – очаровательна в своём вздорном мимолётном гневе, и тёща – очаровательна со своим каноническим ворчанием, и детишки – звёзд в школе с неба не хватают, ну да зато не соскучишься с ними… а когда вся эта идиллия совсем приедается – Сан Саныч берёт свою старенькую (но бодренькую) «Ниву» и едет на рыбалочку. Где совершенно умиротворяется. Что общего между мной, Прохоровым и Сан Санычем?
Является ли лузером парень, который тратит дохрена времени на компьютерные игрушки? Ну да. Он является лузером в том смысле, что теряет возможность прямо здесь и сейчас забуриться на какую-то неинтересную низкооплачиваемую работу, где бы он «тянул лямку до ямки» без особых перспектив карьерного роста (или нужно вылизать столько задниц, что язык весь потратишь об их геморрои). Он лишается возможности прямо сейчас завести семью, где бы жена пилила ему нервы и жилы за финансовую ничтожность, а дети – производили бы филигранную доводку его нервной системы надфелем своих школьных проблем. Если ж речь идёт о ребёнке, подростке, то, играя в WOW – он ещё лишается возможности глушить Клинское или Ягу на детской площадке в компании таких же быстро хмелеющих недотёп, поучаствовать в групповом избиении запоздалого бухого прохожего (чтобы не посрамиться перед друзьями) или угнать и разъебашить чужое тачило (чтобы завоевать у пацанов со двора авторитет). Ей-богу, я ***ю, дорогая редакция! Всю дорогу, сколько помню, главной мозговой болью всех педагогов и родителей было – «Как уберечь подростка от тлетворного влияния улицы? Как сделать, чтоб он не шатался по дворам, не нажирался блевотной бормотухой и не искал себе приключений, ведущих известно куда? Как сделать, чтоб он сидел дома и занимался чем-то интеллектуальным?» Выход – есть! Компьютер, Интернет, MMORPG. Трагедия? Никаких денег не жалко для психолога? Да всё можно проще исправить. Нахуй психологов – вы своему отпрыску предложите пятьсот баксов за то, чтоб он бухнул с корешами во дворе, вскрыл чужую тачку и покатался с компанией на свежем воздухе! И ещё тысяч тридцать баксов придётся выложить – если эта кодла сшибёт пешика. Ну, неприятно, конечно, - зато, это ж ведь не такая трагедия, как когда он стучит по клаве, набивая себе необходимые ресурсы на супер-пупер-турбо-мотоцикл в игре? Правда? Нет, прошу понять правильно. И повторю лишний раз: я не считаю, что чрезмерное (более 30 часов в сутки) увлечение WOW - очень полезная штука для детей и наилучший способ их социализации. Нет, наилучший – это работа. Работа в реальном мире за реальное бабло (чтобы сызмальства сознавать ценность трудовой копеечки, не сочтите за пафос). Но когда выбор стоит между общеобразовательной школой, гоповатым двором (куда сбегают из этой дурацкой школы) и компьютерными игрушками, заменяющими эту тухлую реальность, - я всё-таки склонен искать плюсы в игрушках вроде WOW. Во-первых, мало есть в нашем мире явлений столь демократических (в хорошем смысле), как массовые сетевые RPG. Там действительно могут повстречаться люди не только разных возрастов и из разных местностей, но и – из совершенно разных социальных страт. И WOW так устроен, что «богатенький буратинко» - не будет очень крут с самого начала, сколько бы реального своего бабла ни выложил за игровой голд и шмот (нет, это и прямо запрещено правилами, - но обходится, конечно). Что ему может посодействовать в быстром росте крутизны – если он договорится с умелыми другими игроками, чтоб они его поводили по «инстам», «попаровозили» (то есть, взяли низкоуровневого игрока в локации, где старшие товарищи будут всех выносить, а он – получать опыт как член группы). Но это – именно договариваться надо, а не просто – «я очень крут и богат по жизни, стелитесь все передо мной». Тут возникает ситуация, когда в реале этот богатенький буратинко – не имел бы никаких точек соприкосновения со своим игровым контрагентом (поскольку один – сын банкира, а другой - сын уборщицы крыльца банка, да ещё – и в другой стране). А здесь – он упрашивает сына уборщицы, чтобы тот им не побрезговал, взял в свою группу, прокачал и научил игре. Может ли быть, что сын банкира забашляет сыну уборщицы за такую услугу через вебмани или любую иную платёжную систему (о чём, естественно, Близзард уже знать не будет в принципе)? Конечно, может. Но – а кто против-то, чтобы дети уборщиц получали возможность заработать на детях банкиров, причём, безо всякого насилия, а – добровольно и с песней? Но это лишь часть достоинств такого общения, презревающего объективные пороги, существующие в реальном мире. Это вершина айсберга. Это всего лишь навар на чисто игровых отношениях. А что может быть важнее – игровые отношения всё-таки МОГУТ перерастать в личностные и деловые. Ей-богу, раньше такая ситуация, что сын уборщицы и сын банкира встретились на поле боя, где стояли плечом к плечу, оценив качества друг друга, - она требовала войны (и чтобы сын банкира пошёл туда добровольцем). Как промежуточный компромисс – швейцарская или израильская армия. Некоторых может удивить, что я так радею за этого сына уборщицы (ведь я как бы сноб и презираю голодранцев). Да, к таким голодранцам – я не очень снисходителен. Таким – обычно отвечаю: «Ну а вы не пугайте - вы приходите, когда вас окончательно вспучит народный гнев. Мы вам должны? Значит, отсыплем должное. Патроны-то, нынче, дешёвые». Но к голодранцам диогеновского склада («мне ничего не нужно, кроме моей бочки и вайфая, оплаченного обручем из бочки») – я вполне толерантен. Хозяин – барин. В бочке – так в бочке. А вот голодранцы, которые хотят стать чем-то большим и учатся налаживать ради этого взаимовыгодные отношения с другими людьми, – это, я считаю, если не соль земли, то – «дрожжи Цивилизации». Ну и вот эти ваши онлайн-игры – это хороший практикум налаживания взаимовыгодных отношений между людьми. Да что там практикум: это просто налаживание отношений между людьми, которые вряд ли бы соприкоснулись в реале. А тут – соприкоснулись так, что уже практически друзья (и похер, кто царь Пётр, а кто Меньшиков, продавец пирожков с требухой). Да, ещё, говорят, WOW отвлекает школоту от школы. Ну, есть такое дело. Однако ж, господа родители, - а вот зачем Вашему отпрыску знать, где находится Монтевидео? Ну извозчик же реально довезёт (и это не шутка: почти никому в этом мире не надо знать, где находится Монтевидео, даже если сажают на самолёт, летящий туда на симпозиум). А тут – о чудо! Этот киндер с дефицитом внимания, который якобы не может вообще ни на чём сосредоточиться, с Риталином или без, вдруг зависает над некой темой сутками, обсуждает её на форумах, читает статьи профессионалов, проводит «лабораторные работы» на практике. Нелепо? Ну, британские учёные(ТМ) и не таким морочились. А ведь они – учёные. А ведь он (она, оно… ваше чадо) – заморочилось. С усидчивостью – никогда за ним (ней, ным) не наблюдавшейся. Ну вот, такие есть и плюсы у онлайновых RPG. © Copyright: Артем Ферье, 2011.
Другие статьи в литературном дневнике:
|