Об употреблении слова ниггер.

Артем Ферье: литературный дневник

Широко известно, что в Штатах нельзя говорить «ниггер». В смысле, белым – нельзя. Что несколько смущает многих людей – чёрным говорить «ниггер» не только что можно, но зачастую это считается дружеским, почти ласковым словом. “You are my nigger!” – говорит один чёрный другому, и это означает: «Ты настоящий друг!»


И я, разумеется, лютый враг того уродства, которое называется «политкорректностью». Как государственное вмешательство в частные перебранки, в нормы языка, в представления о приличиях, когда государство корчит из себя воспитательницу детского сада и пытается впиндюрить гражданам сознательность и благопристойность через клизму судебной ответственности.


Нет, задача государства – она одна. Когда шериф видит на улице парня с выбитыми мозгами, он должен удостовериться, что выстрел сделан не в затылок, опросить свидетелей, узнать, что это была честная дуэль, когда Билл повздорил с Томом – и закрыть дело. Что они там друг другу наговорили – это вообще не должно касаться шерифа. Они взрослые люди, они решили, что дело стоит перестрелки – а значит, заключили контракт, что один из них может оказаться лежащим на улице с выбитыми мозгами. Это их частная жизнь – и не стоит в неё вмешиваться.


Увы, те славные времена, когда частные дела решались подобным простым и благородным образом, - прошли. Не в первую очередь – благодаря всяким странным и очень назойливым доброхотам, которым, очевидно, решительно нехер было делать, и которые принялись убеждать мир, что всякая жизнь бесценна, и нет ничего важнее душевного комфорта всякого члена общества, и государство должно стоять на страже особо уязвимых и тонких персональных чувств.


Этого – естественно, я не люблю. Ещё больше не люблю – все эти сопливые бредни про то, как белые виноваты перед ниггерами, что похватали их в Африке, привезли в Новый Свет, обратили в рабство, заставили пахать на себя, и не очень хорошо обращались.


Да какого чёрта? Это всё равно как на встрече одноклассников спустя двадцать лет предъявлять кому-то, что во втором классе тебе вынесли молочный зуб.


Почему это с тобой сделали?
По двум причинам. Во-первых, было желание. Во-вторых, была возможность. Этого - достаточно. И если ты считаешь, что это была проблема – то это была ТВОЯ проблема. А не того парня, который съездил тебе по зубам. Но если ты дуешься на него за это спустя тридцать лет – то, вероятно, твоя нынешняя проблема несколько серьёзнее, чем была тогда, во втором классе.


То же самое и с неграми. Почему их порабощали и заставляли работать на плантациях? Потому что это было возможно. Потому что это было выгодно. Если у них какие-то проблемы с тем, что их предки позволяли с собой так обращаться, - то это их проблемы. Но, лучше, наверное, смотреть на мир позитивно, и не зацикливаться на всех случаях, когда тебя поимели. Тем более, не тебя – а далёких твоих предков.


Поэтому, естественно, меня тошнит от всех этих розово-либеральных (в плохом смысле) соплей про «белые виноваты перед неграми, и потому должны беречь их чувства особенно тщательно». Да мне плевать, кто там перед кем виноват в истории, и кто кого нагибал! Кто мог – тот и нагибал. И – vae victis. И дело даже не в том, что я русский и мои предки не причастны к негроторговле и к использованию негров на плантациях.


Они к этому непричастны – только потому, что занимались тем же самым в России. Ну, некоторые предки. Которые – графья по французской линии, князья по русской.


А какие-то другие мои предки – весьма возможно, были и крепостными. После Революции – как-то не до соблюдения чистоты родословной стало. Но я уверен, что и они, мои предположительно крепостные предки семнадцатого-восемнадцатого веков - заделались бы помещиками и заимели бы собственных рабов, если б подвернулся шанс. Почему? Потому что тогда это было круто – быть помещиком и иметь рабов.


Но теперь времена изменились. Теперь быть помещиком и иметь рабов – это не круто. Это – АРХИкруто. И когда я рассказываю знакомым магнатам, что у меня есть картофельная плантация, где я держу единовременно полторы сотни рабов (индентурных серфов – ну да это нюансы) – им, магнатам, только и остаётся, что кусать «роллексы» в бессильной зависти. Ибо много чего они могут себе позволить, но иметь рабов – не могут. Они вынуждены оглядываться на уголовное законодательство и общественное мнение, а я – свободен от этих предрассудков ветреной моды.


Я – живу извечными ценностями. По которым достоинство человека определяется не тем, сколько у него бабла на счету. Это – может сгореть в любой момент. И не тем, сколько у него Мерседесов и Гольфстримов (мне – хватает одного Гольфстрима, а меринам я предпочитаю скромный Туарег). А тем определяется достоинство человека – сколько людей он способен подчинить своей воле и заставить работать на себя.


Так было, так есть, так будет. Всегда. И можно, конечно, делать вид, будто в нынешнем мире нет рабства – но я даже не понимаю, зачем делать такой вид?


А тем более не понимаю, почему, с какого перепугу потомки белых американцев должны испытывать какие-то комплексы вины перед чёрными американцами, за то, что предки последних, предположительно, были рабами у первых.


Ну, что они были рабами – это вот такое состояние дел. Японские самураи были не очень пригодны для обращения в рабство, а африканские негры – пригодны. Если нынешние чёрные считают, что у них есть основания стыдиться за менталитет своих предков, делавший их годными рабами, – их право. Но белые-то причём тут? Они просто – пользовались тем, что было. И дураки были бы, когда б не пользовались.


Но почему я всё-таки не употребляю, обычно, слово «ниггер» в общении с афро-американцами?


Что ж, во-первых, я в принципе стараюсь не употреблять национальных кличек, которые могут показаться оскорбительными, в отношении людей, которые не знают меня и не сделали мне ничего плохого.


Если знают – они понимают, что я не расист, и что если я обзываюсь «жидёнком» или «гуком» или «зверьком» - то лишь ради оживления беседы. По приколу. Да я и позволяю себе такое лишь в отношении ребят, которые действительно хорошо меня знают и всё понимают правильно. Что в действительности мне похер национальность, а всех людей я оцениваю исключительно по тому, насколько они лично приятны и полезны для меня.


Если же мне нужна конфронтация с человеком, если нужно его поддеть и спровоцировать (бывают такие ситуации, жизнь есть жизнь, работа есть работа) – то я всё-таки считаю ниже своего достоинства апеллировать к каким-то врождённым свойствам. Зачем? Я не считаю себя настолько риторически беспомощным, чтобы не быть в состоянии раздразнить, задевая конкретно его, вполне себе личностные свойства (например, то, что он – феерический долбойоб).


Опять же, прошу понять правильно! У меня – не бывает ни желания, ни склонности тревожить и уязвлять людей, которые не сделали мне ничего плохого и никак не мешают мне жить. Но иногда всё-таки нужно бывает, в конкретном практическом деле, спровоцировать долбойоба на раскрытие своего долбоебизма в полной мере, чтобы он забыковал, наехал на тебя, - и ты его грохнул с чистой совестью. Но и в этом случае я считаю моветоном использовать некие обобщённые ругательства, касающиеся этноса, к которому чел принадлежит, и это не его вина (а вот что он долбойоб – его это вина).


Во-вторых же, что касается конкретно слова «ниггер», конкретно в американской культуре – да с ним та проблема, что на самом деле оно не является просто презрительной расовой кличкой. В отличие от жида-kike, колбасятника-kraut, лягушатника-frog или русского-rusky (о, на последнее мы, ей-богу, так обижаемся – аж кушать не можем! :-) )


Более того, слово ниггер – оно и не возникло в английском как некая презрительная кличка. Это, конечно, заимствование из португальского (или испанского), но это – не было оскорблением в своё время. Не подразумевалось даже. Это просто – было обозначение тех чёрных ребят, которых мы покупаем на невольничьем рынке и отправляем впахивать на плантациях.


Оскорблять их? С какой целью? Они – рабы! Зачем их оскорблять? Если он плохо себя ведёт – отстегай его кнутом. Приговаривая: «Плохой ниггер!» Где если что и можно счесть за оскорбление – так слово «плохой». А слово «ниггер» - это просто обозначение его сущности. Твой чернокожий раб.


Точно так же, как пиная непослушную корову, загоняя в стойло, ты выговариваешь ей: «Тупая скотина!», где за оскорбление – может проканать слово «тупая». А «скотина» - это просто то, что она есть. Хотя на самом деле – ты вообще не намерен её оскорблять, ты просто выражаешь свои эмоции.


То есть, в устах белых слово «ниггер» означало «раб чёрного цвета». И в устах чёрных – это означало то же самое. Во времена Марка Твена – это было не оскорбление. Это было название.


Но – времена изменились. И чёрные, которые тогда были примерно равны по статусу (все – рабы чёрного цвета) – они и сейчас примерно равны по статусу (все – свободные люди чёрного цвета), поэтому в отношении друг друга – они могут использовать то же слово, что и полтораста лет назад. Для них между собой – ничего не изменилось. Это логично.


Но отношения белых и чёрных – действительно изменились. И если белый использует по отношению к чёрному то же слово, какое полтораста лет назад в устах белого означало «чей-то раб», - то сейчас это выглядит слишком вольным допущением. Этот чёрный парень, сейчас, - он, скорее всего, ничей не раб.


И дело даже не в том, что ты, будучи белым, травмируешь чувства этого ниггера, называя его ниггером. А в том, что ты будто бы не видишь разницы между тем, как было естественно во времена Марка Твена, и тем, как оно есть сейчас.


Тогда это было естественно: видишь негра – предполагаешь, что он раб. Потому что, скорее всего – это правда. Но сейчас – это неправда. И если ты, будучи белым, говоришь «ниггер» - то, фактически, ты называешь человека рабом. А такие заявления нужно обосновывать. И он имеет право потребовать такого обоснования. «Ты назвал меня рабом? Твоим, что ли? А за базар ответишь?»


И некоторые считают, будто ниггеры преувеличенно реагируют на те случаи, когда белые называют их ниггерами, - но я понимаю этих чёрных ребят.


Как бы это объяснить?
Пожалуй так.
«Венчается раб божий Евлампий рабе божьей Прасковье!»
Так говорит поп в церкви, и люди не только не возмущаются, что он обзывает их чьими-то рабами (пусть и тов. Бога), - они ещё деньги платят за то, чтобы он это сказал.
В их кругу – это совершенно не считается зазорным, называться рабами божьими.


Так же и у ниггеров не считается зазорным, когда они друг друга называют «ниггерами». Что изначально значило «рабы белого человека», а сейчас – белый человек перестал быть их богом-хозяином, но они продолжают называть себя «ниггерами», как привыкли. Поскольку между ними – это обращение ничего не значит, не образует никакой претензии на власть.


Вот и у христиан – то же самое. Да нихрена они не верят, современные христиане, в своего Бога как хозяина, и будто бы они рабы его смиренные, но – считается, что это прикольный антураж, религия и её обряды.


Однако ж, попробуйте, на выходе из церкви, подойти к свежеобвенчанным и сказать: «Да, чада мои, на самом деле – я ваш Бог, а вы – рабы мои, и теперь – сосите мне по очереди!»


Если вас не отвезут в реанимацию – то лишь в том случае, если психиатрическая скорая подоспеет раньше.


Ну, как бы очевидно, что вы – не их Бог, и они – не ваши рабы? Вы – самозванец. Если же вы настаиваете на своей позиции – у вас должны быть очень серьёзные аргументы для этого (шотган – по крайней мере).


Так и с ниггерами. Если вы, белый, называете их «ниггерами» – вы будто бы настаиваете на том, что вы – их хозяин, их господин. А такие вещи нужно обосновывать.


И вот я – в принципе могу это обосновать. Кому угодно (почти кому угодно).


«Чел, вот ты наехал на меня, стал докапываться, я тебе сказал «ниггер», и ты окончательно взбесился, но вот теперь, когда ты лежишь на земле, а я придавил тебя коленом и наставил тебе в лоб этот ствол – подумай, какой мой интерес, чтобы оставлять тебя в живых? Да ты завтра обратишься в полицию с жалобой на то, что я использовал «н-слово», и у меня будут юридические проблемы, которые мне обойдутся в несколько десятков тысяч баксов, и я не уверен, что твоя сраная жизнь столько стоит».


«Ты обещаешь, что не станешь обращаться в полицию и к лойерам? Ну хорошо. Иногда – я беру пленных. Когда они будут мне полезны. Но ты знаешь, как называется пленный, которому сохраняют жизнь при условии, что он будет полезен и не будет рыпаться? Он называется «раб». А на конкретном историческом отрезке и применительно к конкретно чёрной расе - такой раб назывался «ниггер». Ничего оскорбительного. «Ниггер» - это просто чёрный парень, который согласился сдаться в плен, который согласился стать рабом, когда альтернатива – смерть. Что выбирали очень многие воины в истории. В смысле, рабство, а не смерть. Большинство, рискну утверждать. То есть, галлов, германцев, славян, которые соглашались на те же условия – называли просто «рабами», а чёрных рабов – называли «ниггерами». Разница – только в цвете кожи. Но ты же не расист, чтобы придавать этому значение?»


«И я – не расист. Я не разделяю людей по расовому признаку. Да для меня все люди вокруг – потенциальные рабы. Моя частная собственность. Поэтому я их люблю. Поэтому я их не убиваю, когда имею возможность воздержаться от этого. Если ты считаешь, что я немножко психопат и социопат – я и сам так считаю. Ну и теперь, надеюсь, тебе понятно, что, назвав тебя «ниггером» - я вовсе не хотел унизить тебя по расовому признаку. Я просто имел в виду, что когда поставлю тебе колено на грудь и приставлю ствол к голове, - ты предпочтёшь сдаться в плен. Поскольку я разбираю в людях и обладаю некоторым даром предвидения. Ты – умный парень, и твоё решение можно считать разумным. Да, лучше быть живым рабом – чем дохлым кормом для червей. Ну и белого или жёлтого в подобной ситуации я бы назвал просто «рабом», а тебя, как чёрного парня, я назвал более конкретным термином: «ниггер». Это не значит, что я хотел подчеркнуть, будто ты хуже тех белых или жёлтых, которые тоже оказались бы моими рабами в подобной ситуации. Вовсе нет. Но для начала – кой чёрт было вам, ребята, наезжать на меня, когда я вас не трогал? А если уж наехали – вы должны были понимать, что один из вариантов финала конфликта: кто-то из вас дохлый, кто-то – мой раб».


Но это – редкая ситуация, конечно. Поскольку сам я – не задираюсь с людьми, которые меня не трогают, которые не наезжают на меня.


Но если они задираются, если бывают как-то агрессивны по отношению ко мне, - да, я готов обосновать, почему ровно с этого момента смотрю на них, как на своих рабов.


Потому что я очень добрый социопат. Потому что я очень жадный социопат (а доброта – это, на самом деле, прямое порождение жадности, когда жалко тратить то, что считаешь своим). Потому что я постараюсь сохранить столько жизней, сколько будет возможно, даже при очень остром конфликте. Я добр – как Юлий Цезарь, который вырезал, преимущественно в боях, всего лишь четверть галлов, а остальных – продал в рабство (сохранив им жизнь и сделав её ценной). И я не претендую на какую-то особенную, «наивысшую» моральность, превосходящую моральность этого великого человека. Я не считаю себя моральнее Цезаря или Аристотеля, я не считаю их менталитет более примитивным, чем наш нынешний, где задроченные соплежуи, загруженные идиотскими догматами под самое темечко, назойливо жужжат свои мантры: «Рабство – это плохо! Надо уважать любые чувства! Любая жизнь – высшая ценность!»


Не, рабство – это отлично. Для рабовладельца, по крайней мере. Когда он – достоин этого статуса. Когда может обосновать, почему он его достоин.


И в этой связи меня спрашивали, порой, а как же принцип: «Не желай другому человеку того, чего не желал бы себе»?


Ну, знаете ли, не я его придумал. И не я отвечаю за состояние мозгов тех, кто его изобрёл. Да у меня бы ребёнка никогда не было, если б я строго придерживался этого дебильного принципа!


Тем не менее, я действительно стараюсь не наезжать на людей, которые не сделали мне ничего плохого, не стремлюсь оскорблять их без какой-либо практической цели, и поэтому не обращусь к мирно сидящим на лестнице незнакомым чернокожим ребятам: «Эй, ниггеры, а ну-ка метнулись мне за кофе!»


Они – не мои рабы, окей? Вообще ничьи рабы. Пока они просто сидят и базарят о своём – они свободные люди, и мне дела нет ни до цвета их кожи, ни до фасонов одежды, ни до пирсинга, ни до татух. И не может быть.


Но если они наезжают, когда я их не трогал, пытаются мне впарить, будто я им чего-то должен, если сами поднимают этот вопрос, - что ж, хороший повод разобраться в том, кто кому чего должен. Они отняли моё время, которое бесценно, - и это хорошая посылка к обсуждению, как они намерены возмещать мне мой убыток.


Чёрные… белые… жёлтые… серо-буро-малиновые.
На самом деле – это не имеет никакого значения. Но чёрных своих рабов – в этой ситуации уместно назвать «ниггерами». Когда ты можешь обосновать им, что они – твои рабы.


В иных ситуациях, - зачем называть их своими рабами, когда не можешь этого обосновать, когда можешь только пи.здюлей от них получить за ту претензию, будто ты им хозяин?


И опять же, всё решает – практика. Если ты назвал черномазых «ниггерами» и огрёб от них за это пи.здюлей – ну и правильно, значит, огрёб. Назвав их «ниггерами» - ты бросил претензию на то, что считаешь себя белым хозяином-богом над ними, но – не смог обосновать такую претензию.


Это правильно, в случае с «ниггером» - именно потому, что это не просто ругательство. Вообще не ругательство. Это, в их глазах, конкретная заявка на то, что вот ты, чмошный бледный обсос, – некое подобие того плантатора, который был для их предков как бог. Его, белого хозяина, – приходилось слушаться. Это был крутой парень. Но – ТЫ? Вот ты, такой чмошный обсос, разговариваешь с крутыми чёрными парнями так, как будто они рабы на твоей плантации, используя те же слова? А ты не подохерел? Ты претендуешь на то, чтобы иметь над ними такую же власть? Ну вот – на тебе, для начала, в рыло.


То есть, конечно, в реакции ниггеров на слово «ниггер» присутствуют и спекуляции на своих исторических обидках, и элементы «возгонки», когда они стараются принимать его ближе к сердцу, чем на самом деле есть, но существует – и здравое зерно.


Надеюсь, я хоть какое-то представление дал об этом здравом зерне. И дал представление – почему даже очень разумные и уравновешенные чёрные ребята – воспринимают слово «ниггер» от белого как выражение недопустимой агрессии, а не просто как «обзывалку».


То есть, они воспринимают употребление этого слова – как твоё желание вернуться на полтораста лет назад, когда их раса была в рабстве у твоей расы. Вот так генерально.


Единственное лекарство против такого восприятия – показать, что ты просто мизантроп-социопат-психопат, а не расист. Что для тебя ВСЕ люди - потенциальные рабы, а соответственно, говоря «ниггер» - ты не пытаешься унизить его сообразно расовой принадлежности, а опускаешь конкретно его личность, сообразно тому, как она себя проявила, и вот теперь он - твой ниггер (в одной коллекции с ирландцами, итальянцами, васпами, испанцами).


Но если ты – НЕ рабовладелец, то лучше не пытайся обзывать людей рабами. Мало того, что получишь по морде от людей, которые твоими рабами нисколько не являются, но – это и «нечутко», в конце концов, обзывать «рабами» или «холопами» тех, кто является.


Как я обращаюсь к своим рабам, находящимся в полной моей власти? По имени, блин! Я не говорю: «Эй, татарин, пойди туда, а ты, лопоухий, принеси то-то!» Вернее, говорю, но только в том случае, если действительно хорошие отношения с ними имею, и уверен, что они не обидятся.


Если рискуешь обидеть человека подобными обращениями, - зачем рисковать? Эта жизнь – и так довольно жёсткая штука, чтобы плодить совершенно ненужные конфликты на ровном месте, когда их можно избежать.


Но если всё-таки, гуляя по Бронксу или Инглвуду, тебе захочется набрать полную грудь воздуха и выкрикнуть «НИГГЕР!» - сперва убедись, что у тебя ствол хорошо смазан, и никакие детали не заедают. Если тебе оно надо, такое самоутверждение.




Другие статьи в литературном дневнике: