Обострение в Киеве

Артем Ферье: литературный дневник

Кажется, на Украине их заваруха активизировалась. Уже нешуточные столкновения, есть убитые, в том числе – среди полицейских.


Да, разница с Майданом-2004 – налицо. Тогда всё было мирно и «пушисто». Благо, и Тимошенко имела достаточно авторитета и воли, чтобы удержать радикалов от стрельбы и побоища.


Но тогда же Януковичу прозрачно намекнули, что на Украине имеются люди, которые до такой степени не хотят видеть его президентом, что, в общем-то, готовы и гражданскую войну развязать по этому поводу. И этих людей достаточно много, чтобы её развязать. Это – уж не говоря о позиции Штатов и Европы, которые тоже довольно прозрачно намекали, что не благоволят к Януковичу.


Но этот кретин намёков не понял, а дорвавшись до власти – усадил Тимошенко по совершенно бредовому обвинению (гораздо более даже бредовому, чем российское в отношении ЮКОСа; в целом, ей инкриминировалось, что она разрешила газовый кризис начала 2009 года «слишком в пользу России»).


При этом – успел прокинуть абсолютно всех, кто имел неосторожность ему довериться. Начиная от русских на востоке, которым обещал сделать русский вторым государственным, и кончая, естественно, западенцами, которым обещал евроинтеграцию, а в последний момент откровенно продался Кремлю и включил заднюю, возомнив себя виртуозом политического маневра сродни Лукашенко.


Но главная-то проблема Януковича не в том, что значительная часть украинцев не желают его видеть президентом, любой ценой. Да, это само по себе может стать причиной гражданской войны, однако ж и их, бывает, правитель выигрывает. Как, скажем, де Голль сумел всё же разрулить кризис 68-го года (хотя потом всё равно ушёл в отставку).


Главная проблема Януковича в том, что он, мягко говоря, ни разу не де Голль. То есть, он не прославленный герой Войны и борец за независимость, чей моральный авторитет заставляет людей считаться с ним, даже когда они не одобряют текущей его политики. А и вставая в оппозицию, - всё-таки стараются делать это уважительно (кроме крайне левой шпаны, которая, кажется, не умеет уважать никого и ни за что).


Более того, у де Голля-то во Франции конца шестидесятых оставалось много вполне искренних сторонников, которые считали его великим человеком и готовы были, в случае чего, драться за него.


Но что до Януковича, то я не знаю ни одного человека на Украине, да и в мире, который бы искренне мог про него сказать: «Да, это выдающийся политический деятель, вполне достойный, по праву и по своим заслугам, быть президентом страны с пятидесятимиллионным населением».


Боюсь, никто в этом мире не сможет сказать такое про Януковича, чтобы не сорваться и не заржать. В лучшем случае – про него скажут: «Это хитрожопая б.лядь, которая нам сейчас выгодна».


Этим он отличается не то что от де Голля, но и от того же Путина. Поскольку его-то, несмотря на все заскоки и чудачества, на грани и за гранью клоунады, - всё-таки есть, за что уважать. Есть, конечно, те, кто ненавидит Путина, но есть и те, кто совершенно искренне ему симпатизирует. И пойдёт за него драться, если понадобится. Это – всё же политик, и весьма сильный. Но «Проффесор»? Мелкий гопник, тыривший шапки в сортире? Политик? Это даже не смешно!


И ладно бы если б он, в юности будучи гопником, шапочным воришкой, потом бы хоть как-то проявил себя как неординарная личность. Ну, там книжку бы написал, автобиографическую, типа, я был тем ещё уродом, но это потому, что «жизнь борьба», и не было рядом того, кто наставил бы меня на путь, а сейчас это вспоминать смешно и грустно, каким недопырком я был – но с тех пор я повзрослел и много думал.


Скажем, Ельцин – мог, не стесняясь, написать в своей автобиографии, что был в детстве тем ещё «фулюганом» и дураком, который, путешествуя на крыше поезда, проигрался блатным в карты до трусов. Как бы ни относиться к Ельцину, с его известными проблемами, - это была всё-таки фигура. Он мог смеяться над своим прошлым, признавая и доказывая, что кое-что изменилось в его сознании.


Но этот - нет. Он не может смотреть на своё прошлое «со смехом и грустью», поскольку это – не прошлое в его случае. Это – продолжает быть настоящим. «Каким ты был, таким ты и остался». И всем это понятно. Что этот чел по-прежнему горазд лишь на воровство шапок в сортире – но только в государственных теперь масштабах. И я действительно не знаю, кто бы мог его уважать. И кто пойдёт драться за него, если дело обернётся ещё большей жестью.


Уж скорее можно предположить, что какой-нибудь военный или ментовский начальник, используя усталость киевлян от бардака в городе и используя озлобленность ментов из-за того, что их мочат радикальные оппозиционеры, скажет: «Всё, теперь я тут главный, и я буду наводить порядок! Под свою ответственность!»
За таким челом – могут пойти в драку. За Януковичем – нет, за ним – да. И он может чего-то добиться.


Как это, в целом, сделал Пиночет, когда бардак, спровоцированный правительством Альенде, всех достал. Но Пиночет, замечу, всё-таки не пошёл на прямой конфликт с правой оппозицией, он просто объявил, что теперь их работу по борьбе с социалистическими глистами будет делать армия. Потому и преуспел.


На Украине, думаю, всё будет сложнее, даже если найдётся какой-нибудь решительный вояка-мент, которому достанет яиц объявить военный переворот, по сути, и обрести сторонников.


Возможно, он сумеет нормализовать ситуацию в Киеве (не без трупов, конечно). Но – дальше-то что? Киевом Украина не ограничивается, а мятеж сейчас охватывает все западные области (и не только западные, на сей раз). И как его подавлять?


У товарища Сталина ушло на это лет шесть, как минимум, при всём колоссальном силовом ресурсе СССР, который был чуть больше, чем левобережная Украина. Какие шансы будут сейчас у любого киевского диктатора, если таковой объявится и пойдёт на жёсткие меры? Да его войска, сколь угодно лояльные ему, - их просто порвут в западных областях духовные наследнички батьки Бандеры, мечтающие стать такими же героями. И уж международные санкции, и экономическая катастрофа – это само собой.


В реальности, ситуация такая, что с одной стороны есть довольно решительные ребята, готовые, в крайнем случае, хоть на гражданскую войну, только бы убрать Януковича, с другой же – есть люди, готовые терпеть Януковича во имя гражданского мира, но не более того, при полном понимании, что никакой он не политик, никакой не выразитель ничьих интересов, кроме своих собственных ничтожно-гопняцких. А объявится какой-то более решительный и харизматичный персонаж, который попробует установить диктатуру, направленную против «западенцев», - у него нет никаких шансов.


И вот если сейчас пройдут досрочные выборы и там победит Янукович, - это ничего не изменит. Этому агрессивному и убеждённому меньшинству, которое ненавидит Януковича – плевать на тех, кто готов голосовать за него.


Это мне напоминает сценку из четвёртого эпизода «Звёздных войн», где С-3PO играет в какие-то вычурные космические шахматы с Чубакой, и тот, теряя фигуры, рычит, а Соло предупреждает: «Вуки болезненно воспринимают проигрыш, и лучше уважать их чувства». На что C-3PO восклицает: «Почему никого не интересует чувства дроидов?» И Хан разъясняет: «Потому что дроиды – не отрывают конечности, когда огорчаются». И C-3PO делает правильный вывод, что надо проиграть.


Это, конечно, комичный эпизод (и я не ручаюсь за точность цитирования, давно смотрел) – но в нём есть правда жизни. Либо ты можешь принудить партнёра к «феерплею» и насрать на его огорчение от проигрыша, - либо не можешь.


И когда партнёр может вырвать тебе конечности, в случае чего, а ты не можешь ответить ему той же любезностью, - это нужно иметь в виду.


Поэтому будет идиотизмом со стороны Януковича в принципе баллотироваться в президенты в очередной раз. Уж пора бы понять: его фигура слишком одиозна для слишком многих решительных, готовых к насилию людей, и он уже сфакапился как «символ национального согласия» (да никогда не был им!)


И вот есть крымские тётушки, которые, на телеконференции с Путиным, заклинают его: «Пожалуйста, не уводите отсюда ваш флот, мы с него кормимся» - и есть суровые бандеровцы, которые реально готовы мочить за свою хохляцкую самостийность (чего они с ней будут делать, когда обретут в полной мере, – это уже другой вопрос).


И какова бы ни была численность того или иного электората – никогда не будет «равным» его соревнование. Потому что одни готовы к насилию(!) ради продвижения своих приоритетов, а другие – нет.


И я, вообще-то, никогда не испытывал симпатий к националистам, хоть каким-то, и ющенковские заигрывания с «великоукрством» - мне всегда казались смешны. Да ладно, мы по-любому относимся к хохлам, с их понтами, как к «комической нации», и язык их считаем комическим, воспринимаем как пародию на русский (хотя это не так, конечно, лингвистически) – и я не собираюсь ни перед кем извиняться за такое своё восприятие. Я это в начале девяностых мог в лицо сказать самому отмороженному западенцу в их «логове», на Ивано-Франкивщине, - и это кончалось тем, что мы пили горилку. Потому что, если все присутствующие горазды отрывать конечности, и не хочется этого делать, – значит, нужно смеяться над шутками и пить горилку.


Но при всём таком моём «комическом» восприятии хохляцкого национализма и вообще их нации, и их языка, нисколько не отрицая свой великорусский шовинизм, - я всё-таки отлично понимаю людей, индивидов, которым позорно иметь в президентах своей страны такое ничтожество, как Янукович.



Другие статьи в литературном дневнике: