Кем был Василий Блаженный

Владимир Денисов 3: литературный дневник

Кем был Василий Блаженный и за что ему построили храм?


arts_tobe - просто об искусстве dzen.ru


Прошло уже более 500 лет после смерти Василия Блаженного, а его до сих пор почитают как одного из самых известных юродивых на Руси. Даже царь Иван Грозный нес его гроб, а потом и вовсе велел построить храм, который сегодня известен как Храм Василия Блаженного. Но кем был самый знаменитый юродивый?


С. А. Кириллов. «Василий Блаженный (Моление)». Третья часть трилогии «Святая Русь». 1994.


Сейчас слово «юродивый» ассоциируется с дураком, однако несколько столетий назад этот термин имел более широкий смысл - слово происходит от славянского «юродь», что переводится как «безумный». Так, юродивыми называли и дурачков, и тех, кто своим поведением стремился показать свое безумие. А в православии юродство является особым религиозным подвигом «во славу Христа», который человек принимал добровольно.


Подвиг заключался в отказе от тех благ, которые человек имел в обычной жизни: имущества, положения, родства и так далее. Таким образом, юродивые стремились преодолеть гордыню, и, пройдя через смирение и насмешки, приблизиться к Богу.


Святой Василий Блаженный, пелена, 1589 год.


Зачастую под маской юродства прятались люди, наделенные даром видеть и слышать то, что было доступно не всем. Многие обладали способностями предвидения и прорицания. А обладая подобными знаниями, юродивые, прячась за маской безумия, старались донести ее и до правителей. В общем и целом, они были единственными, кто мог позволить критику власти без опасения расплаты. Английский дипломат времен Ивана Грозного Джил Флетчер писал:


«Блаженных народ очень любит, ибо они, подобно пасквилям, указывают на недостатки знатных, о которых никто другой и говорить не смеет».
Самый известный юродивый, Василий Блаженный, ходил обнаженным и мог спорить с самим царем, обличая его в различных грехах, за что снискал любовь не только народа, но и самого царя.


Икона Св. Василий Блаженный, конец XVI века. Из коллекции музея Храм Василия Блаженного, Москва


Как я уже отметила, жизненный путь юродивого является дорогой к Богу. Мать Василия, Анна, страдала бесплодием и много лет вымаливала у Господа ребенка. И когда пришла в церковь просить о «благополучном разрешении», то родила прямо на паперти храма Владимирской иконы Божией Матери.


Способности Василия начали проявляться еще в детстве и когда он понял, что он отличается от других людей, то решил, что его предназначение заключается в помощи заблудших душ. В 16 лет он отправился в Москву, где и принял подвиг юродства. До конца своих дней он ходил почти обнаженным - и летом, и зимой, за что москвичи прозвали его Василием Нагим.


"Исцеление женщины, ослепшей за насмешку над наготой слепого", В. Графов


Часто служение Блаженного не ограничивалось словами, а поступки его были экстраваvгантны и, казалось, необъяснимы. Он мог внезапно опрокинуть лоток с калачами или вылить кувшин кваса у торговца. А потом выяснялось, что в калачи торговец, для экономии, добавлял мел вперемешку с мукой, а квас был испорченным. Поэтому многие торговцы опасались его прихода и,завидев, били и прогоняли.


А однажды Блаженный совершил, казалось бы, греховное дело – закидал камнями икону Божьей Матери со словами «тут сам чёрт сидит». Толпа верующих набросилась и чуть не убила его. Но вдруг выяснилось, что камни сбили верхний слой краски, и люди увидели, что под образом святой Божьей Матери был нарисован чёрт.


Адописные иконы - культурный феномен в истории русской православной иконописи, когда под традиционными образами святых скрывались дьявольские изображения. Для начала "иконописец" изображал разного рода нечисть, после чего покрывал изображение слоем грунта, а вторым слоем наносил изображение святого. Существуют и упрощенные варианты подобных икон, когда святому пририсовывали рожки, скрываемые верхним слоем краски, или же прятали рожицу черта под оклад.


Вести о городском сумасшедшем, творившем чудеса, дошли и до Ивана Грозного, и тогда царь решил пригласить юродивого во дворец. Во время пира Василий трижды брал кубок с вином и выливал напиток в окно.


Василий Блаженный и Иван Грозный.


Царь рассердился, но Василий сказал ему, что таким образом тушит пожар в Новгороде. Через несколько часов прискакали гонцы с вестью о бушующем новгородском пожаре, который потушил худой обнаженный мужчина. Иван Грозный показал им Василия, и те узнали в нем спасителя. Царь был впечатлен, стал почитать и уважать Василия.


Василий Блаженный умер в 1552 году в возрасте 87 лет, и на его похороны собрался весь город, а гроб с телом несли Иван Грозный и знатные князья. При жизни юродивый часто приходил молиться в деревянную Троицкую церковь на Красной площади на Рву. Когда Василий Блаженный умер, его торжественно похоронили у стен церкви.


Изображение Святого Василия Блаженного у Покровского собора.


Иван Грозный велел построить новый храм в честь победы над Казанью, и старую деревянную церковь снесли, а на ее месте построили каменный собор, где у стен захоронили юродивого.


В 1588 году Василий Блаженный был канонизирован русской церковью. Сын Ивана Грозного, царь Федор Иоанович, велел над местом захоронения святого возвести еще один храм – пристройку к собору (придел).


Строительство собора. Миниатюра Лицевого летописного свода XVI века.


Храм Василия Блаженного (официальное наименование – церковь Покрова Пречистой Богородицы на Рву) имеет необычное архитектурное решение – он состоит из 8 отдельных сооружений, стоящих на едином основании (подклет), и расположенных вокруг самой высокой башни. Каждая из церквей имеет разную высоту и уникальную отделку, а все церкви связаны между собой наружной обходной галереей-гульбищем и внутренними переходами.


Одним из вдохновителей был московский митрополит Макарий. По его задумке, собор должен был символизировать образ «Града Божьего - Небесного Иерусалима». Небесный Иерусалим - это та награда, которую получают те, кто отдал свою жизнь на поле боя (напомню, что построен собор в честь покорения Иваном Грозным Казанского ханства). 9 церквей, образующие собор, соединены различными переходами и лестницами, но в действительности они образуют восьмиконечную звезду, которая символизирует Вифлеемскую.


С куполами тоже связана легенда - когда армия Ивана Грозного взяла Казань, царь велел снести символ города - мечеть Кул-Шариф с 8 башнями-минаретами, увенчанными главами. Купола сбили и на телегах доставили в Москву, и якобы возвышается над ними традиционная православная золотая маковка, символизирующая победу православной Руси над Казанским ханством.




Другие статьи в литературном дневнике: