Любовь к трем апельсинам

Адвоинженер: литературный дневник

Сегодня вспомнила. Из далеких 70-х. Как на них напали. Страшно-пьяный злодей - нагло подвалил, всмотрелся:


- Еврейка!


Думаете, шестеро молодчиков отобрали честь - на сей раз обошлось. Развернулся, сволочь такая, и ушел, продемонстрировав черный лик мегаюдофобии.


- Разве не антисемитизм, - резко, с вызовом спросила она, - по-моему, типичнейший.
- Типичнейший, когда оскорбил, ограбил, снасильничал. А когда отказался от "страшных" намерений, наоборот.
- Презрительно бросив "еврейка"??!!
- Типа, даж для насилия не годится...
- Короче, просил - вот тебе факт.


Второй за шестьдесят пять лет. Первый, про учительницу, которая подговаривала других не дружить с ней.


Третий. Ей, поставив четверку по научному коммунизму, зарубили красный диплом. Это уже на Свердловском заочном. И какая-то добрая самаритянка, а на самом деле секретарша с кафедры, шепотом пояснила:


- Пару лет назад выдали красный одному из ваших, а он в Израиль подал, ну...


Действительно, жила с полным ощущением изгойства. Вокруг насквозь все было пропитано юдофобией, за каждым углом славную еврейскую девочку поджидали обидчики и насильники. Остальных не трогали. Кому они нужны, когда есть она.


Конечно, история этой семьи в какой-то мере трагична. Жили в Ивано-Франковске - еще до рождения младшей, и, похоже, хлебнули - старшего брата, по рассказам, в школе травили, избивали, что-то не ладилось с работой. Короче, отъехали по пятой графе.


В Челябинске устроились неплохо. Дядь Яша чуть ли не главным инженером в крупном нефтегазовом тресте, Нава (мать) служила юристом в управлении торговли, старший брат, после 121 школы поступил в МГУ, который закончил с блеском и, женившись, через какое-то время, не заезжая на историческую родину, оказался с семьей в штатах, а она-доча одарила собой наш пед, по-моему, биофак.
Жили в самом центре, в сталинской большой квартире, в доме, в котором располагался знаменитый ювелирный магазин "Алмаз".


С женихами не ладилось. Дама она внешне интересная - фигура, умное лицо, хороший волос, культура, книжки, все дела, но ...
Мужики стороной. Не дай бог ляпнуть невпопад - не оберешься. Взвивалась с первой секунды. Громко, отчаянно, с визгом и дико вращающимися глазами. До небес и надолго. Выдавала по-полной, даж не буду приводить в каких выражениях. Неудобный человек.


Когда входила в комнату - замолкали. Пытались понять в каком настроении. Если хорошее, облегченно вздыхали, а на нерве - держись, тут даж своим перепадало неслабо. Полгода могла безмолвствовать - в ответ на свою же грубость. Чтоб обиженный сам приполз.


Так или иначе случилось. Большая и чистая. Грузин-танцор - Нугзар из Поти. Институт культуры. По-русски с небольшим акцентом - шарм, но вот письменно - не очень. Высокий, стройный, жгучий. Занимался танцами и каратэ. Кто ж устоит, правда.


Родителей чуть Кондратий не хватил - как грузин! И почему, если совсем припекло, поблизости не оказалось хотя бы нормального русского - с высшим образованием, из хорошей семьи. Вон их сколько.
Короче, женились голубки. Правда, на всю жизнь - не отнять.


Какое-то время прожили близ Поти - женщины в черном, а мужики за столом. Бабы пашут, мужики пьют и поют. Одной по улице, без сопровождения мущины - не можно. И в море купаться, если без охраны, тоже. Что вы хотите - вино, традиции, многоголосье, сациви...


Взвыла - вернулись, а тут уже Израиль приоткрыли. Нугзар поначалу наотрез - грузинская семья.
Раз так, прощай - уехала одна. Правда, родителей с собой - продлила жизнь. Через пару лет объявился. Джигит.
До сих пор вместе - дай им бог здоровья.


***
Как в анекдоте про дедушку с бородой.
Внук спросил, куда он бороду кладет - под одеяло или над. И дедушка потерял сон.
Если везде, в каждом отрицательном бытовом взаимодействии видеть антисемитизм, сна не будет.
Тетя Шура - уборщица из гастронома, шваброй по ногам - антисемитизм. Четверка - юдофобия, обозвали евреем, не дай господи, употребили слово "жид" - хана.
Когда в Праге увидел название "Жидовское место", офигел - оказывается, у них легально, без всяких яких, язык такой.


Кто ж спорит, есть, были и, к сожалению, будут мерзавцы - осознанные, зоологические, желающие евреям унижений, вреда и даже смерти. Заглядывающиеся на имущество, не терпящие таланта, успеха, ярко выраженного, ортодоксального еврейства, идиша, иврита, синагоги или, прости господи, Израиля. Те, у которых "картавые", "пейсатые" и "перхотливые" вызывают ненависть одним видом, словом или просто упоминанием. И те, кто отрицает Холокост. Тут споры неуместны и любой разговор лишний, даже плевать в эту сторону зазорно.


Но многие, простые, несовершенные, обычные неевреи, просто не в курсе дела. Они не следят за языком, ибо по-человечески беспечны - подчас вообще не представляют, что говорят "ужасы", подхваченные с чужого плеча, интернета, телевизора или от веселых знакомых.
Для них евреи, Израиль - далекая даль, нечто сказочное, в лучшем случае, историческое, былинное. К ним лично никакого отношения не имеющее.
Эти люди плывут в своем потоке и не заморачиваются. Лепят, что бог на душу положит. Иногда невпопад, неуместно, глупо.
И с моей точки зрения вписывать таких в отряд врагов-изуверов-антисемитов по факту несообразного употребления "жалящих" слов не просто глупо, а вредно. Опасно. Дедушкина борода - не надо фиксировать.
Он, говорящий, забудет неловкое слово в момент угасания звука, ибо не придает ему дьявольского значения. И даже в момент выговаривания не мыслит "страшного" - брякает. Лучше потерпеть.


Русские, к примеру, не слишком, и это еще мягко сказано, фиксируются на себе. Онтология такова - один конец в домировой среде-материи, другой в костюме-слове. Вселенский Маятник.
Да, если напомнить, с удивлением обнаруживают много интересного. Один итальянский профессор квантовой физики, выступая перед университетской аудиторией, сказал так:" Если вам показалось, что вы сделали открытие в квантовой физике, помните - русские это сделали лет сорок назад."
Забыли, потеряли, засекретили.


Оказывается им тоже доставалось. И от евреев в том числе.
- Ой, да, было, но я отнеслась спокойно, потому что ...
И забыла. Нет болевой фиксации. Интерпретация иная - поругались, наговорили, с кем не бывает. Наоборот, значит, близкие, неравнодушные.
- А, что, какая нахрен русофобия, брось...
И прокатывает, не злит-тормошит спать не дает.


И вообще, излишняя, избыточная, непропорциональная реакция - злоупотребление. Сразу втаскивается что-то неподъемное - Революция, Война, Гулаг, Холокост, и ситуация становится непроходимой. Клинч.


Евреи - люди, со всеми вытекающими. И требовать, чтобы о них говорили только хорошее, потому что они евреи, чудовищно и позорно. Ниже всякого плинтуса, я уж не говорю о чувстве собственного достоинства.
Евреи бывают правыми и неправыми, жадными и добрыми, нудными и веселыми.
Есть евреи, которые кидают, и есть, которые жертвуют.
Есть мошенники, и есть праведники. Любящие и ненавидящие, живые и мертвые.


И да, когда в незнакомом месте среди многих незнакомых вижу что-то еврейское - лицо, нос, фамилию, становится легче дышать. Как русских в загранке.
И нет, это не кладет печати на уста - уважаешь, правду на стол.



Другие статьи в литературном дневнике: