Сказки

Адвоинженер: литературный дневник

Торкнуло, когда наткнулся на шутку,с которой итальянский квантовый профессор начинает лекцию: " Если вам показалось, что вы сделали открытие в квантовой физике, помните - русские это сделали лет сорок назад."
Самолетики, ракеты, приборы хитрые. Было.
В семидесятых Челябинский аэропорт под завязку - еропланы всех мастей. От и до. Летали всюду - от Владика до собачей конуры в совхозе имени Ильича.
А сейчас, два с половиной маскофских рейса. И двести капитальных ремонтов, плюс три строительства - взлетной полосы для Боуингов и Арабасов-Барабасов, таможенного терминала, нового здания аэровокзала, стоянки с десятью шлагбаумами... Все, кроме самолетов. Те в приватизацию улетели, гуси-лебеди. Ждем-с.
Тогда распилили на части - аэропорт одному, авиаотряд - другому, заправку - третьему, самолеты четвертому, продажу билетов - пятому. Гениальнейший Мегапроект. Рассчитывали дружить домами, сотрудничать. Не получилось. Теперь в Коркино через Ебург. Или Москву.


Все так. Анекдот про два шарика всегда сбывается.
Помните, как поймали русского, американца и француза, посадили каждого в отдельную камеру и условие поставили. Вот вам по два шарика титановых, к утру должны удивить, нет - казним. Американец за ночь научился жонглировать, француз показал нескромные сексуальные приемы, а русский развел руками. Где, спрашивают. Не знаю, отвечает, один сломался, второй - потерялся.


Вот-вот. Квантовая физика, сорок лет форы - правда, что-ли, гыыыы. Мы сделали - да ладно, и где?
Сбежала, как тот колобок, что от дедушки ушел - закатилась титановым шариком.


Анекдот тем и хорош, что восходит к русским сказкам, которые будоражат по сей день. Колобок, Репка и Курочка Ряба.


Вроде, никаких секретов. Колобок, будучи излишне самоуверенным, съеден лисой, ибо самоуверенность до добра не доводит, репку можно достать только вместе, ибо коллектив, это хорошо, а дар - чудо, и к нему надо относится как чуду, в противном случае оно-золотое разобьется..


Но ведь все не так просто. Чего бы сказкам стоять быть востребованными сегодня, если в них нет тайны.

Колобок - результат сверх-усилий, последняя надежда. Поэтому оживает, будучи выставленным на всеобщее обозрение. Будто в Инстаграм. И сразу отрицает создателя - деда и бабку, сбегает и смеется над ними. Хотя не ведает для чего его слепили, раз, что его вообще слепили, два, и слепили, чтобы съесть три.
В своей идентификации он совершенство - все хотят. И поскольку совершенство - умнее, красивее, хитрее, быстрее всех остальных. Самый, самый, самый. Тщеславен, демонстративен, любит риск. Поэтичен. Нагловатый, самоуверенный щеголь. Хлестаков. Три раза обманул смерть - дед с бабкой, заяц, волк и медведь. Даж, четыре. Круче Сизифа - тот дважды.
Но против женской хитрости не смог, дьявол оказался хитрее. Лестью. Просчитал заносчивого дурачка.
Разумеется родители спохватились - куда без. Поздно.


И правда, иногда вещи ускользают из подручности. У меня частенько. Пуговица не застегивается, шнурок не завязывается, нога в штанину не вдевается, хлеб не нарезается, яичко не очищается. Мало ли. Вещь "оживает", сопротивляется. Обретает собственную волю.


Или когда мастер, поставив на карту все, и себя в том числе, вложил душу в ее изготовление - Пигмалион.
После не может ей воспользоваться, лишь холит и лелеет - прислуживает. Но только автор, родитель. Его иллюзия. Остальные просто хотят.
Ожившая, но глупая вещь этого не знает, поэтому беспечна. Все должны - восхищаться, почитать, преклоняться. Распространять родительское отношение к себе на весь мир - непоправимая ошибка. Родители, те да, для них ребенок - чудо. Для остальных - просто субъект, один из семи миллиардов.


Во всех сказках присутствует чудо-вещь - оживший колобок, золотое яичко и супер-репка. Но само чудо причинно.
Дед с бабкой поставив на карту последнее, совершили. Воплотились. Творческий акт на вершине законоположного усилия.
Ряба - одарила золотом. Дар в Благодарность.
Репка - награда за преодоление привычности, а чудо - соединение несоединимого. Жучка, кошка и мышка. Антиподы, охотники-жертвы. Однако есть причина, которая устраняет привычное разделение. Урожай, как необходимое условие продолжения существования.


Творчество (колобок), дар (ряба), соединение несоединяемого (репка).
Что в этой троице общего. Наличие некоторой незримой сущности, которая позволяет выйти за пределы обычного - мысль, бытие.
Колобок возник из ничего - поскребли по сусекам. Золотое яичко появилось от обычной курицы - из благодарности (любви). И наконец, соединившись в несоединяемом, обрели больше, чем имели, хотели или мечтали. Новое качество среды обитания.
Результат, вещественный, позитивный - только в репке. Но когда чудо отрицается, все становиться обычным - бытие прекращается, колобок съедают, а яичко разбивается.


В первом случае, дед с бабкой, не поняв, что их посетило чудо, вернее - сотворили, проявили беспечность оставив колобка на окне. Не замерли в восхищении перед золотым яичком в Рябе, стали колотить - обычное яичко, которая разбила ничтожная тварь, случайно задев еще более ничтожным хвостиком. Случайное, дважды бесконечно малое усилие, и все. Нет чуда.


Однако в Репке, кроме победы, есть сложности. Да, у них получилось. Озарило, соединились и большим общим трудом достали. Однако поступка мало. Чтобы закрепить, сделать истину знанием, необходима артикуляция - слово. Понять на уровне слова, проговорить, записать, запомнить. Ведь если не зафиксировать, понадеяться на то, что озарения станут системными, самовоспроизводимыми, следующая репка тут-же станет обычной. Истина ускользнет в сумрак и чуда больше не случится.
Из "золотых", яйцо, репка или колобок снова скатятся в обычность - еда, как еда.


Почему русское?


Русская душа одним концом в среде - никак не расстанется с материей -средой. Та бог-мать, и русский от нее не уходит. Не хочет и не может.
Бог-отец своими повелениями на какое-то время его вытаскивает в мир, обустроенный словом, но русский, при первой возможности, норовит обратно. Так и мечется между словом и дословием, средой и миром.
Зачем ему свое слово, он не собирается оставаться в мире - присутствует там только по велению отца. Как на работе. А благость у матери - в дословесности.
Озарение случается, он впадает в поступок, совершает чудо - квантову физику, к примеру, или бомбу, луноход, Буран, но быстро забывает. Не это ему желанно. Оно вообще не ему нужно, ибо он стремиться не мир перестроит, а растворить мир и себя обратно в матери.
Но вновь и вновь отец вырывает из среды, вновь и вновь велит быть и существовать, принимать форму, решения, нести ответственность. И тогда русский спохватывается -вроде, когда-то уже было, помню, уже делал, а вот куда дел, забыл. Вот незадача. Ладно, Придется по-новой. На те же грабли.


Поэтому заново отковал колобок, волшебный, который сбежал, пропал, погиб. Спохватились, погоревали, но урока не извлекли.
Яичко грохнулось - плачут, но хрен с ним. Авось, другой раз умнее будем - просто спохватились поздно.
Репка выросла большая пребольшая, а как ее вытянуть наверняка - не придумали. Ведь вместо чуда можно лопатой, совком, палочкой-рычагом в конце концов.


Русский не хочет долго оставаться в мире, ибо это противонаправлено душе. Они желают пребывать на выходе из среды, но еще в среде - не в мире. Там, где его пробудило слово, но еще ничего нет. Аккурат на границе.
Поэтому, не будет описывать, артикулировать, ибо понимает, слово - не только источник бесконечной радости, заставшей его на пороге творения, но и тюрьма, из которой можно не выбраться. Начни, и придется тащить бремя "немца" - оставаться в реальности и навсегда променять божественную радость на чисто человеческие утехи обыденного существования.



Другие статьи в литературном дневнике: