***

Альбер Комб: литературный дневник

В Москве я превратился из худого меланхолического юноши во взрослого человека, требовательного к себе. Я ни разу не побывал в ночном клубе, я ни разу не курил и ни разу не выпил водки за время учебы. По вечерам любил гулять по старинным улицам, смотреть, как темнеет небо над Кремлем, как однообразно проходит жизнь. На Кузнецком мосту заходил в Лавку писателей и там однажды купил лекции Набокова по русской литературе. Собеседником моей души в гордом и свободном одиночестве было радио. Я трепетно слушал западные голоса и переживал за свою Родину. Я представляю необыкновенную Россию великой империей с необыкновенной судьбой. Я верю, что Россия возродится - она заслужила своей трагедией быть великой. Не все понимают, что Великая Отечественная война трагична величием человеческого духа перед злом. Россия показала всему миру насколько несовершенен и зыбок наш мир, и насколько может быть уродливым человек, если он живет безнравственно. И то, что сейчас забывают войну, это прежде всего показатель нравственности современного мира, точнее, в этом - уровень его пошлости. Человек, попирающий своим безумием память о Великой Отечественной войне, не имеет право называться человеком. Ведь образ войны сочетается с материнской скорбью. И те, кто пытается забыть войну, отрекаются от своих матерей. Благодаря писателям и талантливым кинорежиссерам, мы знаем и будем помнить тех, кто сражался за Родину - Мать. Западные критики не оставляют в покое нашу литературу и испытывают к ней неприязнь, пытаясь взглянуть на нее ненавистными глазами. И вот Набоков является неким вывертом русской литературы. В России критерием значимости писателя служит народная молва. Русская литература по своей пылкой сути немыслима без народной любви. Это классическая традиция, габитус, жизненная форма существования великой культуры. Набоков имел дерзость обвинять литературу в художественном вымысле на пустом месте. Эту идею он выразил общеизвестной притчей. Мальчик прибежал в деревню и поднял всех на уши: В лесу появился серый волк. А никакого волка и не было в помине. Наши писатели проходили через свой народ, и даже когда они занимались художественным вымыслом, то это для них был прием говорить о правде. Даже Бунин со своей ностальгией по прошлому не отрывался от родной земли и был духовно рядом с родиной в Великой Отечественной войне. Набоков вышел из другого мира, явно не из русского. Если мы спросим, например, бабушку, торгующую пирожками на рынке, кто такие Достоеский, Толстой, Солженицын, то она ответит: - Это великие русские писатели. Может быть, бабушки и не читали Солженицына, но знают, что он великий русский писатель, пострадавший за правду. А кто такой Набоков? Тот, который завидовал Достоевскому, написал "Лолиту" и литературу расценивал как словесное трюкачество. По его мнению, там кроме обмана нет ничего. Но ему позволительно говорить такие вещи - он ведь утонченный аристократ. Ясно только одно: плейбой и Россия - несовместимые вещи также, как и Набоков - Солженицын в паре. Подлинный русский писатель врать не может по определению и "Лолиту" не напишет. Я так и не дочитал "Лолиту".



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 27.02.2010. ***
  • 26.02.2010. ***
  • 25.02.2010. ***
  • 23.02.2010. ***
  • 22.02.2010. ***
  • 21.02.2010. ***
  • 19.02.2010. ***
  • 18.02.2010. ***
  • 17.02.2010. ***
  • 16.02.2010. ***
  • 15.02.2010. ***
  • 14.02.2010. ***
  • 13.02.2010. ***
  • 12.02.2010. ***
  • 11.02.2010. ***
  • 10.02.2010. ***