Удав и кролик

Галина Айзенштадт: литературный дневник

В последних сообщениях о Варваре Карауловой, пытавшейся сбежать в ИГИЛ, как бы невзначай было сказано, что её отец сам купил дочери Коран. Ну и что? Можно подумать, что если бы он не купил, всё пошло бы по-другому. Она бы купила его сама или ей бы купили те самые "друзья", что зазывали её к себе.
Дело не в Коране, а в том, как понимают и истолковывают его тексты. Я купила Коран ещё семь лет назад, множество раз приступала к его "изучению" , но до сих пор так и не дошла хотя бы до середины книги.
Исламская религия, как и христианская, родилась из иудаизма. И надо отдать должное мусульманам:они ни от какого наследства не отказались, почитают своими и еврейских, и христианских отцов-основателей и пророков, но подают их настолько по-своему, что таких дилетантов, как я, не может не брать оторопь.
При этом я всегда вспоминаю, что когда впервые много лет назад открыла Библию, я дальше первой страницы не продвинулась. И тут же закрыла её опять на много лет, пока каким-то странным образом вдруг не оказалась готова к её восприятию.
Теперь у меня на полке давно соседствуют Тора, Библия и Коран. Я нередко сравниваю тексты Торы и Библии, чтобы сопоставить отличия или, наоборот, их схожесть. Но с Кораном у меня дело так и не пошло:я просто элементарно не понимаю, в чём его мудрость. Для этого, вероятно, надо быть верующим мусульманином, и, конечно, хорошо бы прослушать лекции умного богослова, исповедующего традиционный ислам.
В России традиционными религиями называют православие, ислам и иудаизм. И хорошо бы, чтобы молодежь ещё в школе получила фундаментальное представление о каждой из них, а не только об одной какой-то.
Обособленность здесь опасна, особенно если в роли учителя выступают те, кто меньше всего думает о человеке как личности. Мракобесам любой масти нужны не личности, а паства,- послушная и зомбированная, и как-то им удаётся влиять на неё, как удав на кролика.
А кого-то увлечь и "романтическими отношениями", как ту же Варвару Караулову, на что особенно делают упор её мать и отец, как будто от этого что-то меняется. Или оправдывает её зомбированность.
Случилась беда, и можно только посочувствовать попавшим в неё.
Интересно, осилила ли Варвара Караулова Коран сама или ей помог "друг"?



Другие статьи в литературном дневнике: