Свет и тени

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Внешне он был похож на Ганди, и его так и прозвали - поначалу в шутку, а потом это имя так приросло к нему, Рэхавами Зеэви, что иначе его и не называли.
Пятнадцать лет назад его, человека с богатой военной биографией(был подпольщиком, участвовал во всех войнах, которые велись против Израиля), генерал-майора в отставке, министра туризма, убили террористы.
Память его была достойно увековечена, ежегодно о нем вспоминали и отдавали должное его заслугам, а весной нынешнего года вдруг возник скандал:на одном из каналов израильского телевидения прошла передача, в которой герой страны был выставлен совсем в другом свете. Говорилось о его грубости и нетерпимости, злопамятности, сексуальных домогательствах и даже о связях с криминалом.
Был поставлен вопрос:достоин ли Зеэви, чтобы его память была столь широко увековечена, как это было сделано, и не следует ли, учитывая его невысокие моральные качества, свернуть её?
Депутат Кнессета Ксения Светлова предложила, с учетом того, что стало известно, не проводить в нынешнем году мероприятия памяти Зеэви, за что была грубо и по-хамски одернуат молодежным активистом Ликуда,- партии Нетаниягу.
1 октября, в первый день открытия зимней сессии Кнессета, было проведено пленарное заседание, посвященное Зеэви. На нем с речью выступил Нетаниягу. Он, в частности, сказал:"В этом году мы услышали много чего неприятного о Ганди, и о том, что с ним связано. Эти публичные высказывания вызвали боль у всех нас. Прежде всего, важно помнить, что Ганди уже не с нами и не может ответить тем, кто выдвигает против него обвинения. Право на доброе имя - это одно из фундаментальных прав, которое есть у человека, и у тех, кто жив, и не в меньшей мере, у тех, кто мертв".
"Вклад Ганди в судьбу государства Израиль не будет забыт",- завершил премьер свою речь.
Проблема, поднятая вокруг Ганди, тем не менее существует и касается не только его. Дело в том, что в Израиле всегда существовал культ воина, военных. К ним, героям войн, относились чуть ли не как к небожителям. И многие себя такими и возомнили. Большинство из них считало, что имеет право на все, потому что - "заслужили", и не очень стесняли себя нравственными нормами поведения.
При этом, чуть ли не каждый генерал, вышедший в отставку, считал, что должен стать политиком, более того, занимать самые высокие посты в государстве. Однако из хорошего генерала редко получается и хороший политик, поскольку он привык решать проблемы гражданского общества "по-солдафонски".
Однако времена меняются, растут новые поколения, которые перестают с пиитетом относиться к былым заслугам военных, и вообще считают, что они должны знать свое место.
Кроме того, и на их дела в прошлом, и особенно поведение стали обращать внимание. И уже судить с позиций сегодняшнего дня и морали.
Этим и объясняется, скорее всего, обращение к личности Зеэви спустя пятнадцать лет после убийства.
Есть повод задуматься нынешним генералам...



Другие статьи в литературном дневнике: