Провинциальный тупик

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Провинциальность мешает развиваться как отдельным людям, так и государствам. В сущности второе вытекает из первого. Не может не быть провинциальным государство, если у населения провинциальное мышление. А главное, если оно провинциальное у той его части, которая считает себя элитой.
К большому сожалению, Беларусь, став самостоятельным государством, превратилась почти во всем в провинциальное. И этому есть объяснение. Раньше, когда она была частью СССР, она подпитывалась Москвой, а главное - русской культурой.
После развала Союза так называемая белорусская элита из "продвинутых" интеллигентов возомнила себя "пупом страны", которая оторвала пуповину республики от России, самоуверенно думая, что она способна сама создать культуру и страну без ее помощи.
И вот "создала". Никому эта страна в Европе не нужна и неинтересна, да и что-то значительного она так и не свершила.
И теперь, чтобы в очередной раз кому-то что-то доказать и показать, носится вокруг Алексиевич как с писаной торбой.
Больше представить некого, и множат ее книги, переведенные на белорусский язык, которые областные библиотеки отказываются брать.
Очередное издание недавно подготовила белорусская служба радио Свобода", и просит своих слушателей присылать заказы на книги Алексиевич.
А также белорусское издательство отдельно выдало книгу "У войны не женское лицо" в переводе на белорусский язык.
Сколько же можно эксплуатировать то, что уже всем навязло в зубах?
Зачем пополнять склады нереализованной продукцией?
Затем, что легче эксплуатировать уже "разработанную жилу", чем открывать новую.
Застой в культуре приводит к застою во всем. По внешним атрибутам Беларусь - современное государство, а по внутренним, увы, глухая провинция.
Когда же произойдет прорыв? И произойдет ли?










Другие статьи в литературном дневнике: