Найти себя

Галина Айзенштадт: литературный дневник

"В каждой части света я ищу то, что мне не хватает, - пишет Александр Генис.- На Востоке - бога или то, что там его заменяет. В Японии - красоту, в Китае - мудрость, в Индии - слонов, в Израиле - всё сразу".
Звучит красиво, но помогает ли внешнее восприятие чужого мира пополнить свой внутренний мир?
Чужие духовные ценности остаются чужими, как бы ты ими не восхищался. Тем более приезжая в страну на короткое время.
Но даже прожив в стране долгое время, все равно останешься чужаком. Потому что только то становится твоей неотъемлемой частью, что вошло в тебя еще с детства,- та атмосфера и культура, в которых ты рос, и которые впитал как что-то само собой разумеющееся.
И где бы ты потом не жил, как бы ни складывалась твоя судьба там, ты все равно будешь чувствовать себя неделимой часть того, прежнего мира.
Это, собственно, подтверждает и сам Генис во всех своих эссе, собранных в книге "Гость.туда и обратно".
Жанр ее я, скорее, определила бы все-таки как литературный дневник. В большинстве случаев Генис рассказывает о литературных семинарах или конкурсах, в которых ему довелось участвовать в разные годы, а также встречах с коллегами-писателями разных стран и поколений.
В построении сюжетов чувствуется некая искусственность и нарочитость, автор не забывает как бы невзначай щегольнуть то "важным" знакомством, то редкой цитатой, то якобы своей наивностью.
Под конец чтения всё это становится неинтересным и скучным, как и то, что пытался найти Генис "в каждой части света".
Потому что, если не находишь себя в себе, в своем внутреннем мире, бесполезно искать "потерянное" за его пределами.








Другие статьи в литературном дневнике: