Самозаложники

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Не каждый оппозиционер, который жаждет взобраться на "политический Олимп", умеет трезво оценить себя. Есть такие, кто убежден в том, что только он знает, как следует действовать, не признает ничьего другого мнения, не способен с кем-либо вести переговоры и даже слушать никого не желает.
В Беларуси таким был лидер БНФ Зенон Пазняк, который до сих пор, много лет живя за границей, выступает и требует, чтобы прислушивались к его оценкам и стратегии борьбы за перемены в стране.
Того же требуют и несколько престарелых его соратников. Один из них недавно заявил, что только сплочение вокруг Пазняка приведет к смене режима.
Вспомнилось все это в связи с шумихой. возникшей среди российских либералов по поводу лишения Навального правозащитной организацией статуса узника совести.
Лишили его этого статуса за националистические и даже отдающиеся нацистским душком выступления многолетней давности.
Российские либералы возмущены:это же было давно, да и негоже было принимать такое решение теперь, когда Навальный сидит в тюрьме.
Но одно дело, когда этот упрек адресуется Явлинскому, а другое - правозащитной организации, которую постоянно будут тыкать за "нациста" Навального.
Этого "тыкання" могло не быть, если бы перед возвращением в Россию Навальный выступил с обзором всей своей предыдущей деятельности, анализом своих взглядов и действий, своего восприятия ситуации в стране и действий, которые следует принять по ее изменению.
Но ничего этого не было. Вся борьба Навального проходит по линии "Я соперник Путина", как когда-то - "Я,Пазняк, -соперник Лукашенко".
И либералы всячески поддерживают в этом Навального, объявляя, что тот, дескать, действительно превратился в фигуру мирового масштаба, единственного соперника Путина.
Либералов бесполезно винить в их заблуждении,- всякими преувеличениями они и живут. Здесь речь должна идти о Навальном, который уверовал в свою исключительность, и не собирается ни в чем каяться или пересматривать свои взгляды, корректировать их.
Он убежден, что всегда прав.
В этом убеждении и кроются корни, увы, его будущей трагедии.













Другие статьи в литературном дневнике: