Комиссар Катани узбекского профиля

Алишер Таксанов: литературный дневник

Я не верю в эффективность борьбы с коррупцией в настоящее время в Узбекистане. При существующей системе политической власти любые реальные движения в этом направлении обречены на провал - противокоррупционные меры будут торпедироваться, замораживаться, игнорироваться. Созданное Агентство не является конститционным органом, просто учреждение создано указом президента и обладает лишь функциями исследования и выработки стратегии, то есть это больше научное заведение, чем орган, проводящий настоящие расследования в сфере коррупционных преступлений.
На чем будет основывать свои материалы Агентство? У него нет штата следователей, нет оперативников, нет полнолмочий вести дознания и заменять органы правопорядка и законности (МВД, СГБ, прокуратура, таможня, налоговая). Иначе говоря, основную базу информации сотрудники Агентства будут получать от других структур, а там все зависит от того, как сами прокуроры и милицейские следователи будут искать эти преступления и выявлять преступников. И на основании уже сделанных следователями выводов и результатов Агентство начнет проводит аналитические разработки и представлять выводы для главы государства.
Можно сказать то, что Агентство нисколько не будет влиятть на коррупционную среду, ведь борьбу будут вести другие структуры. Другое дело, что материалы могут быть полезными для разработки программ и проектов, механизмов противодействия коррупции. И все лишь упирается на то, насколько сами сотрудники правоохранительных органов заслуживают доверия и не запятнаны в нелегальных отношениях? Например, бывший министр МВД и ныне советник Закир Алматов не скрывает своих дружественных связей с Гафуром Рахимовым, которого в США считают наркобароном и включили в "черный список". А я помню, что еще в 1994 году, когда я работал в ИСМИ, получал информацию о влиянии Гафура на криминальный мир республики и как он был увязан с милицейскими структурами. Получал из серьезных источников. А там всплывали и другие имена, включая "авторитета" Салимбая. Есть много фото, где эти вышеуказанные люди стоят с представителями российского криминалитета, и это не фотошоп.
Или о том, как прибирали к себе наиболее ликвидные ресурсы и эффективные сектора экономики чиновники от СНБ. Ведь многие финансовые учреждения и бизнес-структуры создавались ими и под "крышей" спецслужбы, через них прогоняли огромные суммы на западные счета. И обслуживались многие высокопоставленные чиновники во власти.
Эти люди и сейчас сидят на своих должностях. Сумеет ли глава вновь созданного Агентства начать... э-э-э... исследование (чуть не вырвалось слово "расследование") против них? Распутает ли он клубок коррупционно-оффшорных связей нынешних магнатов с западными коррупционерами? К слову, о связях швейцарского производителя текстильных станков Rieter с Uztex, о чем пишут европейские издания? Есть ли желание у Акбара поднять документы швейцарско-узбекского СП "Зеромакс" и поговорить с его бывшим директором Мирадилом Джалиловым? А как насчет Гульнары Каримовой и взятки от шведско-финской телесотовой компании "ТелиаСонера"? Захочет ли главный агент-мракоборец встретится с прокурорами Швейцарии, Франции, США и обстоятельно обсудить это дело, обеспечить сотрудничество?
Будет ли он проверять, как расходуются иностранные кредиты? Как и кто проталкивает проекты "Сити"? Что там с Сардобинским водохранилищем? Как отжимали менты квартиры горожан? Как разрушают жилье людей под интересы странных застройщиков - кто стоит за этими лицами? Ведь это настоящая индустрия криминальных дел?
Станет ли Акбар комиссаром Катани, который боролся с итальянской мафией? Ведь это страшно и далеко не безопасно - перебегать дорогу тем, кто крутит миллиардами, ставить шлагбаумы тому, кто пилит государственные активы.
Но само Агентство обречено утонуть как "Титанику". Потому что борьба с коррупцией начинается не с создания органа, а с демократических перемен: свободы прессы и интернета, выражения своего мнения, разрешения на гражданские акции - протесты и митинги, контроля парламента за правительственными учреждениями, импичмента президенту, отмены исключительных прав главы государства, льгот и преференций, которые - это и ежу понятно! - первый источник для коррупции, допуска политической оппозиции, люстрации правоохранительных органов и транспарентного назначения чиновников и использования государственного бюджета.
А так... Узбекский "Катани" просто будет писать записки, которые заархивируют в президентской администрации. Это путь в никуда.



Другие статьи в литературном дневнике: