Райские кущи от Ислама Каримова

Алишер Таксанов: литературный дневник

Мне трудно назвать предвыборную президентскую гонку в Узбекистане политической борьбой, скорее всего, это скучный и плохо отрежиссированный спектакль, где есть только одно главное действующее лицо, которое "заранее" обречено быть прижизненным главой государства и поэтому без особого энтузиазма раздающего обещания народу, а другие - это статисты, тоже знающие свое место и поэтому не особенно утруждая себя быть реальными оппонентами и не стремящиеся к власти - они просто "актеры" данного театра. Ислам Каримов прекрасно понимает, что никто кроме него президентом республики не будет, пока он живой - другому не достать этот "Олимп". Весь этот фарс разыгран с целью придать выборному процессу некий фон демократичности и законности, хотя с законностью и с демократичностью здесь большие проблемы.
Безусловно, участие Ислама Каримова в данной гонке - это уже нарушение Конституции, и как бы его сторонники не пытались "обосновать" его правовой статус в качестве кандидата в президенты, занимаясь софистикой и переворачивая юридические понятия "с ног на голову", все равно это преступление, которое должно караться в соответствие с законом. Соответственно, несут ответственность не только Центральная избирательная комиссия, которая зарегистрировала Ислама Каримова и зажгла "зеленый семафор" для него, но и Либерально-Демократическая партия предпринимателей, выдвинувшая сего кандидата от своих рядов, а также Олий Мажлис, не давший политическую и правовую оценку такому криминальному действию, Верховный суд, прокуратура - органы, обязывающие следить за законностью в стране и игнорирующие все это.
Нынешняя борьба - это не борьба ярких политических личностей, ибо нельзя никого из зарегистрированных кандидатов назвать политиком (за исключением самого Ислама Каримова), даже если они представляют политические организации. Имена Наримана Усманова, Хатамжона Кетмонова и Акмаля Саидова практически малоизвестно населению республики, эти люди никогда не проявляли свою активность в политической плоскости; они просто функционеры в партии (получающие финансирование от государства) и госчиновники (как депутаты парламента, один даже руководитель правительственной структуры - Центра по правам человека), априори никогда не выступающие против существующего режима и курса реформ. Это легко заметить, если читать их программные установки - никто из них не предлагает нечто особенное, например, другой путь развития, иные вектора движения страны в сфере экономики и общественного устройства; три "актера" предлагают лишь "совершенствовать", "укреплять", "развивать", "расширять", внедрять то, что уже ранее было задекларировано Ислдамом Каримовым в своих речах и книгах. Иначе говоря, три кандидата всего лишь придерживаются взятого курса и ни на йоту не собираются отклоняться, если им вдруг на руки упадет власть. Они боятся даже себе в этом признаться, что нужны совершенно другие механизмы и способы. что прежние являются тормозом для демократического развития. Это означает, что Узбекистан и дальше будет катиться в катаклизм, за которым только более страшная диктатура, гражданская война, сепаратизм или религиозный тоталитаризм (что имеет место в Иране, Саудовской Аравии и т.д.). Все кандидаты, включая и главного "актера" и "режиссера" спектакля-2015 Ислама Каримова, избегают острых проблем современности, таких как коррупция, теневая экономика, клановость, безработица, отсутствие законности, всеволие карательно-репрессивных органов, поддавленность гражданского движения. Удивительно то, что эти явления буквально выпирают на поверхность, их невозможно не заметить, и все эже их "не видят" те, кто обещает нам райские кущи.
Ислам Каримов никогда не был реформатором и не мог им стать, поскольку сформировался в эпоху "развитого социализма" и прошел путь обычного чиновника. Смущает то, что выпускник факультета сельскохозяйственного машиностроения занял должность авиаконструктора на Ташкентском авиапредприятии и при этом не создал ни один самолет, но зато быстро перебрался в Министерство финансов, где тоже особо себя не зарекомендовал, а позже - в Госплан республики, где научился при помощи бумаг регулировать материально-финансовые потоки государства. Он никогда не возглавлял завод и не руководил колхозом, не работал в рамках лимитов и фондов, не пробивал ресурсы, не стимулировал работников, не решал внутрипроизводстывенные проблемы, не занимался балансом активов предприятия, он просто все это лицезрел в виртуальном пространстве - через бумажки. Теоретический руководитель не всегда хороший практик-реализатор идей. Хочу заметить, что командные методы управления, чему научился Ислам Каримов, мало интегрируются в рыночную систему. Рынку невозможно приказать: "Лежать!", "На ремень!", "Упал - отжался!", "Равняйсь!" - кто это пытается сделать в итоге получает так называемую "узбекскую модель развития". Она строится по пяти принципам, часть из которых абсурдна, если задуматься, для либеральной экономики и свободного общества.
К примеру, принцип "государство - главный реформатор". Проводить реформы может только народ, но не государство, виртуальная машина, система и механизм власти, от имени которой реализуют указы, постановления и законы обычные чиновники. Иначе говоря, именно чиновник при данном принципе становится реформатором, что само по себе нонсенс. Мы помним социалистическое прошлое, когда государство пыталась разными способами реформировать экономику, и в итоге СССР пришел к своему распаду. Чиновник не станет подрезать себе "крылья", уменьшать свои полномочия и доступ к ресурсам, он просто завуалирует свои обязанности и в итоге всегда будет невиновен и безответственен за реальность и кризис. Чиновник не живет в "рыночных условиях", поэтому ему не понять предпринимателей, коммерсантов, производственников, так как его доходы не зависят от предпринимательской инициативы и формы хозяйствования, он получает стабильную зарплату от государства, не соизмеримую с результатами труда, и плюс коррупционную ренту от должности. Понятное дело, что И.Каримов, который никогда не жил в рынке, не занимался бизнесом, судит о либеральности системы с точки зрения палача и поступает соответствующим образом. И вся система построена на его командно-административном мышлении.
Другой принцип "Поэтапность реформ, эволюционный способ развития" хорош для амеб, но не всегда отражает исторические реальности страны. Там, где нужна решительность, скоротечность трансформации, радикальные изменения в системе, данный принцип всего лишь растягивает увязаемость в "болоте", тормозит прогресс. Поэтапность - это дискретная величина, которая, однако, растягивается до бесконечности. Как определить, когда один этап закончился и пора начинать другой, если из года в год принимаются одинаковые законы и указы, к слову, о поддержеке предпринимательства, защите инвестиций, свободе слова и т.д., а на самом деле все топчутся на месте, никаких сдвигов. Эволюционный путь предполагает медленный и долгий путь, и двадцатилетнее правление Ислама Каримова тому свидетельство: он не собирается уходить из власти, так как этап "передачи власти другому" еще не наступил. Поэтому эволюция в понимании "узбекской модели" превратилась в некую аморфность государственного состояния, где нет действительного баланса ветвей власти, где цензура заменяет свободу слова, где псевдонеправительственные организации подменяют гражданское общество, где история и политика - всего лишь игрушка в руках того, кто считает себя "Человеком, определившим эпоху".
Третий принцип "Верховенство закона", несомненно, важный и актуальный, однако выхолощенный в рамках существующей системы. В законодательном порядке невозможно освобождать президента от уголовной и гражданской ответственности, даже во время исполнения своих обязанностей, так как он такой же гражданин, как и все остальные, не лучше и не хуже, он должен управлять государством, с облюдая законы! Президент несет прямую ответственность, если кто-то из членов его семьи, допущенный к власти, уличен в коррупции. Он не может принять в подарок государственную собственность стоимостью в десятки миллионов долларов, даже от парламента (не имеющего права, кстати, так распоряжатся с госактивами), поскольку это узаконенная взятка! Но все это возможно согласно закону о президенте Республики Узбекистан от 2003 года. В итоге можно легко играть в нормативными актами и "обосновывать" законность своей пролонгации полномочий и очередного участия в президентских выборах. Получается так. что данный принцип соответствует пословице "Закон что дышло - куда повернул, то и вышло". Таким образом, данный принцип просто укрепляет паразитическо-репрессивный капитализм, который сформировал за четверть века Ислам Каримов в Узбекистане.
Принцип "Социальной защиты населения при переходе к рынку" превратился в принцип коррупционности, когда социальноуязвимые слои населения вынуждены получать доступ к помощи от государства через коррупционные механизмы, вступать в нелегальные отношения с представителями власти, включая органы самоуправления граждан. Социальная поддержка почему-то оказывается богатым людям, их бизнес имеет льготы, а те, кто распоряжается социальными выплатами, становятся распорядителями прав и свобод граждан. А поскольку "переход к рынку" затянулся, то и социальная защита превратилась в форму репрессий против инакомыслящих. Отсутствие такой защиты свидетельствуют более трех миллинов узбекистанцев, которые ныне работают за пределами Узбекистана, поскольку им на родине государство (главный реформатор!) не сумело предоставить рабочие места.
Суммируя все это, хочу лишь заметить, что Ислам Каримов в своих выступлениях перед избирателями и не стремиться выглядеть убедительным, ибо он сам понял бесперспективность своей модели развития. Власть ему нужна лишь для того, чтобы обеспечить безопасность семьи и себя от уголовной ответственности - и он будет у власти до биологического результата своего существования. "А после меня - хоть потоп!" (Apr;s nous le d;luge) - лозунг маркизы де Помпадур - стал жизненным кредо Ислама Каримова, которого уже мало заботит судьба родины; закостеневший чиновник витает в своих "райских кущах" и видит будущее сквозь очки личной корысти. И его "оппоненты", играющие в игры по сценарию из "Ок Сарая", тоже придерживаются лицемерных установок.



Другие статьи в литературном дневнике: