Дело Гугуши живет...

Алишер Таксанов: литературный дневник

Если информация о том, что Федеральный суд Южного округа Нью-Йорка приостановил дела, связанные с коррупцией старшей дочери президента Узбекистана Гульнары Каримовой, по просьбе властей США и Узбекистана, верна, то это означает, что вопросы правового порядка плавно перетекают в сферу политики, где, как известно, большую роль играют интересы, а не законы. Иначе говоря, администрация Барака Обамы предпочло урегулирование проблемы без суда, на ином уровне, хотя мне не понятно, как коррупционное преступление может рассматриваться без судебного следствия?
Без судебного решения суммы, замороженные в европейских банках на $1,2 млрд., не смогут именоваться криминальными, а значит, речи о конфискации или иного перераспределения не в пользу коррупционного лица идти не может. И получается так, что американцы сами "очищают" бабло Гульнары. Ведь в правительстве США не дураки и прокуроры тамошние тоже не идиоты, прекрасно понимают, что "козлы отпущения" Рустам Мадумаров и Гаянэ Авакян никак не могли нахапать столько денег - на это у них не было ни власти, ни ума, ни связей, ни влияния. И что только под крылом папаши-диктатора старшая дочь могла творить такое.
Допускаю, что стратегические интересы Америки сейчас выше, чем какие-то $1,2 млрд. баксов и воровка из Ташкента, возомнившая себя бизнес-леди, дизайнером и певицей, госуправленцем особого масштаба, и что подобные соглашения с Исламом Каримовым, прежде всего, необходимы для развертывания новой борьбы Европы/США с Россией. Азиатский хан, "сукин сын", может сыграть свою скрипку/контрабас в плоскости мирового противостояния. Ведь и ранее узбекский президент не был честен с Москвой, юлил и скользил от прямой ответственности и исполнения договоров, всячески избегал говорить "да" или "нет" - такие обычно долгоживучи в мировой политике, хотя и презираемы. Может, это доблесть и тактика Абдуганиевича, о чем твердят его окружение и воздыхатели из-за рубежа, а может, его трусость, лицемерие и привычка вора прятаться от всего, скрывать свои намерения, даже с собой подобными. В ином солучае, эти черты и его личные психологические характеристики помогли ему не только одурачить народ на четверть века и сохранить свою власть, но и вывести из под удара капиталы семьи, свои прикрыть интересы.
Неясность момента заключается в том, что внесудебные договоренности пройдут в нетраспарентной платформе, то есть не станут достоянием публики. А если что-то и просочится - дозированная информация, - то там будут общие слова и клятвенные заверения о борьбе с коррупцией и использовании средств для народных интересов. Естественно, никакого контроля за этими активами у США не будет, и Ислам Каримов сможет переправить их по новым каналам для сокрытия в каких-либо банках, благо механизмы и пути уже давно отработаны им и кланами. В этом смысле, узбекский деспот победил международную демократическую общественность и даже правительства, предпочитающих сговоры и тайные сделки, чем открытый диалог и диспут.
Да, внешне Узбекистан борется с коррупцией. Вот, к слову, в конце января 2016 года были арестованы гендиректор GM Uzbekistan, заместитель председателя правления АК «Узавтосаноат» Тохир Жалилова и председателя правления «Асака-банк» Кахрамон Орипов, которые проходят в рамках уголовного дела по коррупционным схемам реализации автомобилей Асакинской фабрики "УзДЭУавто". Речь идет о сотнях миллионов долларов, которые, естественно, утекли за рубеж и хранятся в западных банках. В мае уже под следствием оказался вице-премьер правительства Улугбек Розукулов, отвечающий за состояние узбекского автопрома. Ранее отправлены были за решетку хоким Ташкентской области Ахмад Усманов, хоким Бостанлыкского района Ибрагим Хакимбаев (оба, кстати, работали в системе МВД!), высшие чины СНБ Хает и Джавдат Шарифходжаевы, и многие другие. Однако это внешнее проявление борьбы с коррупцией.
Ведь пока вне досягаемости главный вор и вороватая семья. И Запад ничего не может сделать в отношении дочери президента, не говоря о возможностях вернуть те средства, что были расхищены фирмой "Зеромакс". По уголовным делам Гульнары сидят "козлы". От власти отстраняют "баранов", которые тупо воровали вне отведенного им маршрута. А вот настоящие "волки" коррупции - они все работают чисто и аккуратно и что даже спустя годы после каримовской эпохи трудно будет найти их концы. Денежные, я имею ввиду.



Другие статьи в литературном дневнике: