Как втюкать иностранному профессору?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Опубликовано Постановление президента "О приеме в высшие образовательные учреждения Республики Узбекистан в 2016/2017 учебном году". Много чего там написано, однако мое внимание привлек лишь один абзац:
"...с широким участием в рамках тесного партнерства с ведущими университетами и высшими учебными заведениями развитых стран мира обеспечить завершение до начала 2016/2017 учебного года кардинальную переработку всех учебных планов и программ, имея в виду полный отказ от устаревших, изживших себя подходов и методик преподавания дисциплин, внедрение в бакалавриате и магистратуре новых учебных планов и программ, основанных на современных достижениях мировой науки и передовых педагогических технологий, а также привлечение для их реализации в учебном процессе и повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием ведущих иностранных ученых и преподавателей, в первую очередь по фундаментальным и техническим специальностям".


Слишком много неясностей и тумана в этом решении. Хотелось бы знать, какие вузы зарубежья горят желанием изменить учебную программу узбекской высшей школы? Причем подобный процесс занимает не 1-4 месяца, а больше, так как иностранцам нужно "воткнуться" в специфику обучения в Узбекистане, поработать здесь, сравнить разные методики и системы образования - на такое не каждый иностранный специалист пойдет. Как ему втюкать в голову, что "хлопковая страда" - это обязательный атрибут учебного процесса, и без опыта собирать хлопок студент юридического факультета не станет адвокатом, лечебного факультета - врачем, инженерного - строителем, информационного - связистом, педагогического - учителем? Ведь Узбекистан не откажется от принудительного труда учащихся вузов и колледжей в ближайшие 10 лет, как пить дать. Узбекская система образования готовит пропагандистов, а не журналистов, карателей, а не защитников закона, ханжей, а не культурологов, агитаторов, а не религиоведов или политологов. Учебный процесс настолько далек от практики, производственной реальности, что выпускники порой стоят баранами на новом рабочем месте, не знаю, с чего и как начать.


Вызывает недоумение фраза "устаревших, изживших себя подходов и методик преподавания дисциплин" - как определить степень "устарения" или "изживания" подходов и методик, это на каких приборах можно углядеть сей процесс? Для меня, например, это полный отказ от изучения трудов Ислама Каримова и сдачу экзаменов, рефератов, курсовых и зачетов по тому, как видит президент Великое будущее и что он считает великой духовностью. Это бесполезная трата не только средств, но учебного времени, которое могло быть с пользой потречено на изучение профессиональных дисциплин. Нам нужны врачи, которые хорошо знают анатомию человека, а не "Мировой финансово-экономический кризис и меры по его преодолению в Узбекистане" - это абсолютно не востребованные медициной знания. Будущие юристы должны учить статьи различных кодексов и практику проведения адвокатского следствия, защиты или судебного разбирательства, а не учить наизусть выступление "Человека, определившего эпоху", посвященное 8-му Марта.


Далее, современные обучающие программы требуют соответствующего технического обеспечения высшей школы: это компьютеры, Интернет, видеопроекторы, аудиотехника, вай-фай и т.д., не говоря о профильных машинах, агрегатах, инструментах, без которых студент не поймет суть своего предмета или профессии. Есть ли это ныне у вузов? В Узбекистане закрыли Институт ядерной физики, чем лишили практической базы будущих физиков, но это, по мнению властей, не столь важно. Закрыты многие заводы и фабрики, на базе которых функционировали учебные платформы для студентов технических вузов, - это ТАПОиЧ, Ташсельмаш, "Фотон", "Алгоритм" и др. Можно учить, получается, теоретически, поверхностно, а практически все равно это не нужно. Технологу необходимо вникать в суть Конституции, а не как проиводить сложное химическое вещество. А после этого не стоит удивляться, что на свет появляются недоразвитые специалисты.


Еще, привлекать иностранных преподавателей. Конечно, нормальный преподаватель не приедет в Узбекистан, если его доход не будет обеспечивать проживание его семьи на родине - это объективно. Значит, платить нужно, если взять швейцарские стандарты, 7-15 тыс. франков (1 франк = 1,2 доллара) в месяц. Есть ли такие ресурсы в бюджетах вузов? Другой путь, когда в рамках гуманитарного сотрудничества различные фонды и институты делегируют своих специалистов за рубеж и платят им из своего бюджета. Так поступают швейцарские ННО в отношении стран Азии, Африки и Латинской Америки. Но для этого следует с ними развивать соответствующие отношения, устанавливать контакты. Это значит, допустить "иностранных агентов" в процесс обучения, где будут ставить прямые ответы на вопросы, что такое права человека, его свободы, демократия, тирания, законность - все то, что искажется реальностью узбекского общежития.


Современная экономика требует не массового количества юристов и экономистов, дипломатов и визажистов, а инженеров, агрономов, врачей, техников, строителей. Причем востребованы не столько лица с высшим, сколько со средним ПРОФЕССИОНАОЛЬНЫМ образованием, именно они востребованы на рынке труда. На Западе этот баланс сохраняется, а в Узбекистане явный перекос.


И последнее, узбекская система образования - это копия когда-то популярной песни "Волшебник-недоучка" в исполнении Аллы Пугачевой:
"Есть у меня диплом,
Только вот дело в том,
Что всемогущий маг
Лишь на бумаге я".
Так что "даром преподаватели время" со студентами тратили, если зачеты и экзамены сдаются за деньги, а не по знаниям. Увы, а именно так сложилось в вузовской системе.



Другие статьи в литературном дневнике: