Не все в шоколаде - негры!

Алишер Таксанов: литературный дневник

Председатель Госкомтуризма Узбекистана Азиз Абдухакимов: «Госкомтуризма никогда не декларировал, что в Узбекистан едут 2-2,7 миллиона туристов. Эта цифра подсчитана по методике Всемирной туристской организации. В нее включен каждый иностранец, въехавший на территорию нашей страны. 79% из этой цифры — жители наших соседних стран. Но все страны мира используют в своей статистике цифры по методу ЮНВТО. Почему мы должны делать по-другому, кричать что у нас меньше? Это плохо для нашего имиджа. Я категорически против этого. В наших планах — ежедневная публикация статистики о туристах. Эти цифры будут доступны всем аналитикам, и мы сможем понять наши слабые и сильные стороны».


У меня нет бумаг, которые бы, действительно, свидетельствовали о том, что Госкомтуризма выдавал цифру в 2-2,7 млн. туристов. Но эта цифра все равно проскальзывала в печати и в речи президента. Сама по себе эта цифра не могла возникнуть не из ничего. Не знаю, кто и как сунул эти данные журналистам или Шавкату Мирзияеву, но в целом создается впечатление, что Узбекистан на самом деле получил резкий рывок в развитии въездного туризма.
Хотя понятно, что это не так. Корни этих цирф уходят в годовой отчет таможенной службы. Только данные таможни – это всего лишь фиксация лиц, которые пересекли ТАМОЖЕННУЮ границу, которая, кстати, не всегда соприкасается с государственной, и задекларировали свои материально-финансовые активы, указали цели прибытия-выбытия. А где данные пограничников? Где данные тех организаций, которые имеют лицензию на обслуживание туристов? Где информация МИДа о выданных туристских и прочих визах? Где данные о обслужанных пассажирах авиа- и железнодорожной команиях, автотранса и т.д.? Где информация Центрального банка о платежных операциях – конвертации, оплате счетов, трансфертах? Нельзя же оперироваться лишь на данных одного органа, пускай они и объемны. Складывается иллюзия, а не реальная картина состояния туристского сектора.
Понятие «турист» даже в методологии ВТО расплывчато. Потому что любой путешественник, визитер, посетитель автоматически попадает под этот статус лишь на основании того, что пересек государственную границу, пробыл более суток, не получил дохода и это место нахождения отличается от его привычной среды. И в итоге все люди, кто по каким-то причинам прибыл в Узбекистан, автоматически были прописаны как туристы, и тот час циферка «загуляла» по страницам газет и в социальных сетях. И поэтому во многих странах избегают такого подхода, и стараются делать расчеты по другим показателям. Потому что это важно при управлении экономикой и планировании инвестиций, территорий, занятости, бизнеса и т.п.
Не надо кричать, что у нас меньше! Надо говорить, как есть, а не заменять одно другим. Посетители – это не туристы, факт въезда в страну не делает их туристами. Ведь не скажете же, что все чернокожие - африканцы, ведь есть люди с загаром или измазавшиеся шоколадом. Туристы – это те лица, которые, прежде всего, ощущают сами себя в качестве туриста и заявляют об этом; которые потребляют туристский продукт, двигаются по турмаршрутам, проявляют интерес к познанию страны и, что тоже является критерием, имеют документальное подтверждение своих целей – турваучер. Даже туристская виза может служить основанием для этого, хотя, как я уже говорил, не всегда это так получается: ведь ее получить значительно легче и проще, чем гостевую визу, визу по лечению, учебе и т.д. Поэтому сделайте равным доступ к визам – и все встанет на свои места.
Для статистики въездного туризма в целом не столь актуально, прибывший является гражданином соседнего или дальнего государства (хотя для аналитики это, безусловно, важно, ибо позволяет оценивать географию прибытий). Важное, определять, кто из них действительно турист. И по этим показателям определять вклад туризма в ВНП. И избегать «тени» во всех операциях, связанных с обслуживанием.



Другие статьи в литературном дневнике: