Холивара на переправе не меняют

Алишер Таксанов: литературный дневник

Случай, имевший в Каттакурганском РУВД, вызывал не только большой общественный резонанс в Узбекистане, но и показал, насколько прогнила система внутренних дел, берущая начало аж со структур НКВД. Попытки реформировать этот правоохранительный орган, скорее всего, обречены на провал, так как он не способен к изменениям и переформатированию. Все имеющее стандарт «Сделано в СССР» невозможно приспособить к новым реалиям, к демократическим ценностям и свободам, к рыночной экономике и либерализационному политическому пространству. А узбекское МВД – это слепок старой советской системы.


Более того, 25 лет «плавания» в независимости показал, что милиционеры не особо-то и нуждаются о законе об их деятельности. Они спокойно грабили, насиловали, унижали, преследовали, пытали, прикрываясь указами и установками президента Каримова, а также своими ведомственными и личными корыстными интересами. Поэтому мы получили то, что в итоге высветилось в Самаркандской области. Хотя это, если честно говоря, рядовой случай. Стало обычным для сотрудников милиции, когда они отнимают хлеб у крестьян (кстати, в период «военного коммунизма» в продотрядах были в основном бандиты, так как только они имели опыт грабежа и разбоя, а потом часть из них стали милиционерами), раздевают женщин, фабрикуют уголовные дела на оппозиционеров, отнимают бизнес у успешных предпринимателей, отжимают городские квартиры-«притоны», выгоняют посетителей кафе, следят, чтобы сборщики хлопка не сбежали с полей и т.д.


Однако всякую критику в свой адрес представители МВД воспринимали с яростью и негодованием. Так, первый заместитель министра, он же глава столичной милиции, генерал-майор Рустам Джураев недавно с пеной у рта и выкаченными из орбит глазами орал, что некие любители холивара (новый термин, заменивший традиционный «враг народа») очерняют зеленые мундиры и хотят сломить колени честным милиционерам, сделать их хуже других, зависимыми и прочее, и, топая ножками, он уверял, что каждый очернитель из Интернета получит по заслугам и по зубам. В качестве примера он приводил случаи уголовного преследования таких критиканов в Ташкенте и призывал людей не повторять их гибельный и скользкий путь. Могу предположить, что и случай в Каттакурганском районе был интерпретирован генерал-майором так: оперативник Саннат Умаров вместе с коллегой проводил операцию на местном рынке, когда на них напали две женщины с уголовным прошлым, скрутили, насильно усадили в машину и повезли в частный дом. Там они раздели мужчин, нецензурно бранясь и грозясь их изнасиловать, и при этом снимали все на фото и видео, обещая распространить это на порносайтах. Умаров умолял это не делать, говорил, что он ничего плохого не делал, он женатый и любит детей, но женщины злобно хохотали и прижигали бычки о голые задницы милиционеров. Потом их обнаженных выгнали на улицу, а одежду скрутив в жгут выкинули на помойку. Мужики были так напуганы, что не сообщили об издевавтельствах никому, даже своему начальству.


Смешно? Конечно, нет. Не смешно было и той женщине, подвергнувшая унижению. Она сообщила, что боялась давать заявление в прокуратуру, так как ожидала мести. Представляете, насколько люди запуганы правоохранительными органами, что уверены в мести и преследовании со стороны сотрудников МВД. Это, получается, полицейская мафия, и граждане не ждут справедливости от тех, кто, казалось бы, их должен защищать. Подальше от ментов - подальше от греха!


Министр внутренних дел Пулат Бабажанов недавно с раздутыми щеками выступал перед сенаторами и отчитался о криминогенной ситуации в стране. Сплошной позитив. О преступлениях со стороны сотрудников МВД он не упоминал, поскольку не считал это, видимо, важным. При этом существующий отдел по защите прав граждан в самом МВД функционирует в холостом режиме, точно так же как и аморфны в своей деятельности Омбудсмен или Национальный Центр по правам человека Акмаля Саидова – все это декоративные учреждения, созданные для красоты «демократического» состояния Узбекистана, а в реалии просто пустышки. Никогда и никому они не служили защитой.
Но случай в Каттакургане послужил социальным детонатором для населения, доведенного до отчаяния от милицейского беспредела. Стало очевидным, что система правоохранительной службы нуждается в коренной перестройке. Реформы, предложенные Шавкатом Мирзияевым, скорее всего, имеют косметический характер, и Каттакурган продемонстрировал слабый эффект. Пора отказываться от старой виртухайской модели и переходить на новые формы обеспечения правопорядка, законности и безопасности. Возможно, опыт и модель развитых европейских стран помогут переориентировать политиков и сформировать уже новый подход к управлению процессами правопорядка. Что можно здесь предложить?


Во-первых, перевести правоохранительные органы из милитаристского формата на гражданский. Это означает не только отказ о званий и рангов, принятых в вооруженных силах, но и подходов к службе, субординации, работы с населением и т.д. Милиционеры (полицейские) должны быть гражданскими по сути, а иерархия внутренней подчиненности/взаимоотношений строиться на должностях, выполняемой миссии. Сотрудник МВД должен восприниматься населением не как вооруженная угроза, а как защитник их прав и свобод, а это возможно, если милиционер перестанет ставить свой статус выше других, разговаривать с людьми как с собакой, давить своими погонами.
Оплата труда производится по итогам сданных тестов (физической подготовки, знания законов и правил), набранных баллов по службе (раскрываемость преступлений, обезвреживании преступников, предотвращении краж, грабежей, изнасилований), выполненных сверхурочных часов и т.д. То есть система поощрения и оплаты может быть гибкой и персонифицированной.


Второе, отказаться от министерской конструкции МВД. Это должно быть или Агентство криминальной милиции, или Полицейский Департамент при Министерстве юстиции. То есть это подтверждает гражданскую основу правопорядка и подконтрольность юстиции. Более того, при Минюсте должен быть департамент по лицензированию частной правоохранительной деятельности – секьюрити, частных детективов, маршалов (в авиации) и т.д.
Секьюрити не являются альтернативой милиции или конкурентом. Они выполняют те задачи, которые не своейственны для полиции или являются второстепенными: охрана общественного порядка на улицах, на мероприятиях, на транспорте, вокзалах, аэропортах, контроль багажа и персональный досмотр пассажиров, регулирование дорожного движения, безопасность зданий, квартир и персональная защита. Это круг задач, речь о которых пойдет в следующий раз. Лишь отмечу, что секьюрити не производят аресты, не ведут дознание и следствие, не разгоняют митинги и шествия, задержания производят только по указанию полиции, они не имеют полномочия проверять документы и производить какие-либо действия вне зоны ответственности и вне рабочее время.
Милиция должна быть избавлена также от выполнения абсолютно не свойственных им задач: сбор людей на уборку урожая, слежка, кто чаще ходит в мечеть, организация кружков хорового пения и футбола, рисования и обучения бухгалтерии. Вы представляете, в рабочее время и за зарплату сотрудники ОПМ гоняют мяч, брынчат на дутарах, пляшут «андижанскую польку», тогда как улицы патрулируют учителя по физкультуре и спорту или подростки из «Фидокор ёшлар». И этого, получается, не хватает, чтобы навести порядок на улицах.
В Узбекистане порядка 100 тыс. сотрудников МВД, при этом в Министерстве обороны насчитывается всего 45 тыс. военнослужащих. Учитывая численность посбона и инспекторов Госкомприроды, сотрудников СНБ (вместе с КОГГ – 40 тыс.), таможни (7 тыс.), прокуратуры (5 тыс.), то получаем, что мы боимся не внешнего врага (тех же талибов или игиловцев), а внутренних. Кого же опасается власть – не нас ли, граждан? Нашего бунта и недовольства?
А нужна ли нам вся эта рать? Новая реформа идет экстенсивным путем – за счет приращения дополнительных ресурсов, хотя имеющихся уже достаточно. Просто необходимо перестроить саму работу правоохранительных органов, устранить ненужное и бесполезное в работе. Отсутствие регистрации у гражданине не носит криминальный характер, но на поиск таковых ежесуточно выпускается в город тысячи сотрудников МВД. Зачем? Какой результат? Доход в бюджет МВД? Тогда признайтесь, что это не обеспечение правопорядка и контроль за криминогенной ситуацией, а обычный улов бабла!
В Европе нет ОВИРов. Не существует прописки, а регистрацию людей по месту жительства производят в местной администрации, просто банк данных доступен для полиции. И выездной визы никакой нет, и поэтому не заняты полицейские такой ерундой. И не проверяет полиция хозяйственную деятельность предприятий. Они борятся с преступниками и одерживают победу малыми силами. Потому что там в их деятельности все ясно и понятно.


Третье, прекратить дублирования. Терроризмом должны заниматься или МВД, или СНБ, но кто-то один. Когда все берутся за это, то получаем поговорку «у семи нянек дитя без присмотру». Если борятся с коррупцией, и рэкетом, то тоже необходимо определиться. Узкая сегментация деятельности. Если нужно отслеживать движение капиталов, криминальность их происхождения, то функционирует финансовая разведка, чаще при Минфине, но не нужно создавать целые подразделения в МВД, СНБ, прокуратуре, ГНК.
Никакого политического сыска! Не составлять «черные списки» и не преследовать по политическим мотивам. Сосредоточить правоохранительные органы исключительно на борьбу с реальным криминалом, а не мнимыми угрозами и фантазиями больных на мозги политиков-паранойиков.


Четвертое, необходим закон о секьюрити, а также закон об оружии, где определяются виды оружия для различного назначения:
- армейское – полный набор тяжелой и легкой техники, транспорта и вооружения;
- полицейское – пистолеты и мелкокалиберные автоматы, электрошокеры, дубинки, винтовки с оптическим прицелом, слезоточивые газы
- для служб безопасности (секьюрити) – травматы, электрошокеры (тазеры), дубинки, слезоточивый газ/спрей, огнестрельное оружие с меньшей убойной силой;
- гражданское (спортивное, охотничье, для самообороны) – соответствующие виды оружия.
Обучение секьюрити проводить по системе бакалавр/магистр в каком-либо вузе (например, школе МВД или Институте физкультуры на специальном факультете).


Это всего лишь краткий обзор и предложения, какие возникли в данный момент. Но ясно одно: медлить с этим не следует, иначе каттакурганские случаи станут конвейером в деятельности нынешних садистов-ментов и гэбистов. Это для них Холивар – это опасность разоблачения, для нас – общественный контроль над полицией.



Другие статьи в литературном дневнике: