Секьюрити вместо ментов

Алишер Таксанов: литературный дневник

В рамках проведенного 27 июля в Ташкенте видеоселекторного совещания по вопросам предотвращения преступности под председательством Шавката Мирзиёева было сообщено о реализации новой программы "Правда о преступности и справедливость". В нем президент подчеркнул следующее: «...на местах не создано достаточных условий для пользования услугами охраны...» Как отметил сайт «Подробно.Уз», «в связи с этим поручено организовать деятельность служб охраны по новой системе, широко внедрять информационные технологии, расширять масштаб услуг на основе государственно-частного партнерства». https://podrobno.uz/…/polit…/uzbekistan-budet-borotsya-s-pr/
Похоже глава государства действительно осознал, что советская система правоохранительной деятельности меньше всего соответствует новым реалиям и является сдерживающим фактором для демократизации общества и внедрения рыночных основ в экономику. Она носит правокарательную функцию, и поэтому отторгается большинством общества, в милиции люди не видят своих защитников от преступности, часто ассоциируют с бандитами в погонах, и в этом есть горькая доля истины.
То, что Шавкат Мирзияев намерен включить в правоохранительную деятельность частные структуры, следует приветствовать. Потому что правопорядок и безопасность – задача не только государства, но и частного сектора, это продукт, который также восстребован многими структурами – коммерческими и общественными организациями, территориальными и отраслевыми ведомствами, иностранными компаниями и представительствами, дипломатическими службами. Другое дело, что в Узбекистане нет серьезных частных структур, задействованных в этой сфере, и поэтому наставления Мирзияева несколько туманно-пространственные, без основательные, если говорить прямо. Как милиция может организовать деятельность частной структуры, если это не входит в ее компетенцию, в ее деятельность, в ее полномочия?
МВД не может быть учредителем частных агентств. Оно и лицензии выдавать не может, так как это нарушение принципа демонополизации. Милиция по идее не захочет иметь конкурента, хотя это не совсем так. Просто в условиях узбекской реальности секьюрити будут восприниматся именно как конкуренты. Поэтому лицензии должно выдавать Министерство юстиции, как система сдержек и противовесов.
На Западе до 80% всех проводимых мероприятий по обеспечению правопорядка и поддержки безопасности на улицах, на предприятиях и домах, поселках, школах, клиниках, дорогах обеспечивают секьюрити (частные охранные предприятия, только с более расширенными и конкретизированными функциями). 2/3 всех краж в магазинах и на предприятиях раскрывают секьюрити и частные детективы.
Полиция освобождается от второстепенных и третьестепенных задач и сосредотачивается на более серьезных преступлениях – бандитизм, грабежи, убийства и изнасилования, терроризм и экстремизм, борьба с наркобизнесом и нелегальным оборотом оружия. Это позволяет сократить численность полицейских и увеличить ресурсы на борьбу с криминогенными факторами. Охрана объектов (включая банки и аэропорты), обеспечение порядка на транспорте (включая авиацию – т.н. «маршалы»), в зданиях вокзалов, аэропортах, на территориях отдельных организаций (церкви, школы, отели, клиники, стадионы) берет на себя секьюрити. Они же контролируют ситуацию на дорогах (непосредственно и через телекамеры), регулируют движение, обеспечивают пожарную безопасность и оказывают первую медицинскую помощь пострадавшим.
Милиция будет избавлена от коммерции, как несвойственное для этой структуры рода деятельности. Известно, что сейчас сотрудники МВД на платной основе оказывают услуги по охране объектов, то есть дважды взимают деньги с граждан: один раз в виде налогов, второй — как за конкретную услугу с юридических или физических лиц. А это уже злоупотребление и латентная форма коррупции. Именно так следует воспринимать Постановление Кабинета министров РУз «Об утверждении типового положения о подразделениях патрульно-постовой службы органов внутренних дел Республики Узбекистан по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в местах массового пребывания граждан на договорно-правовой основе» опубликованое 5 июля 2018 года.
Секьюрити – это профессионалы, которые:
- физически и психологически подготовлены для правоохранительной деятельности;
- обучены приемам борьбы с пожарами, последствиями техногенных и природных катастроф (автоаварии, паводки, сели, разрушения зданий, лифтов и т.д.);
- умеют сопровождать ценные грузы, обеспечивают безопасность людей на мероприятиях и персональную защиту;
- сохраняют порядок на рынках, магазинах, общественных местах;
- выявляют точки продажи наркотиков и психотропных препаратов;
- контактируют с населением и группами людей и т.д.
Секьюрити не подменяют полицию, они работают в своем секторе и не выходят за рамки полномочий, которые определены как законами, так и договорами с потребителями услуг на безопасность. Секьюрити не ведут следствие и дознание, у них нет права ареста (лишь задержания по указанию полиции), они могут оказывать содействие в поиске преступников. Оружие применяется исключительно для самообороны и защиты клиента. Причем оружие классифицируется как для охранной деятельности, а не проведения полицейской операции. Используется мобильная связь и рации на полицейской частоте. Секьюрити не проводят профилактику преступлений среди населения, хотя вправе заступаться за тех или иных граждан, подверженных насилию (например, семейное насилие, драки среди подростков и т.д.). Они также не участвуют в разгоне митингов, демонстраций и шествий. Наоборот, они могут обеспечивать безопасность во время таких мероприятий, чтобы не произошло нарушений закона и порядка.
Поскольку секьюрити не связаны с возбужденнием уголовных или административных дел, наказанием, то и коррупция в их среде весьма незначительна. Они всего лишь предоставляют рапорты о происшествии для полиции, которая сама решает, как действовать дальше. Однако, поскольку злоупотребления возможны (лжесвидетельствование, подлог, кража, езда в нетрезвом виде, самоуправство и т.д.), то секьюрити имеют свой департамент по контролю за деятельностью сотрудников. Следят также за моральным обликом, например, не рекомендуется иметь татуировки, особенно связанных с уголовным миром, сниматься в эротических или домашних порнофильмах, злоупотреблять алкоголем. Имеющих проблемы с наркотиками или клептоманов, не умеющих налаживать контакты с людьми увольняют сразу.
Сотрудничество полиции и секьюрити позволяет контролировать ситуацию и обспечивает более равномерную нагрузку на полицию, пожарную охрану, таможню. Поэтому в Швейцарии, в частности, самые безопасные условия проживания.
Для Узбекистана было бы приемлемым отказ от деятельности, в меньшей степени связанных с борьбой с преступностью, это:
- прописка и регистрация (этим должны заниматься местные органы власти – хокимияты или ТСЖ, или махалкомы);
- выдача «выездных виз» (за исключением загранпаспортов);
- оформление приглашений для иностранных граждан (лучше это передать МИДу или хокимиятам);
- организация кружков и клубов при милиции (этим занимаются педагогические, спортивные и культурнно-просветительские организации);
- охрана зданий и сооружений (за исключением стратегически важных);
- обеспечение порядка на мероприятиях (праздники, спортмероприятия, свадьбы, конгрессы, фестивали и т.д.), на автостанциях и ж/д (позже можно и в аэропортах).
Лучше ресурсы милиции распределить на более серьезных точках: борьба с терроризмом и подпольем, наркобизнес и скупка краденного, грабежи и мошенничество, убийства и насилие, профилактика, работа с населением и т.д.
Конечно, подготовку секьюрити нужно поставить на образовательную основу: школы, вузы, где будут отделения или факультеты. Поскольку секьюрити, как было сказано, это тоже профессиональные кадры, специалисты в сфере безопасности (не путать с СГБ!). И при этом у них совсем иная психология и форма работы чем у милиции.



Другие статьи в литературном дневнике: