Монстр при президенте

Алишер Таксанов: литературный дневник

"Кун.Уз": "В настоящее время советником президента по вопросам правового сопровождения реформ и координации правоохранительной деятельности является бывший председатель СНБ Рустам Иноятов".


Как я говорил, весьма нетранспарентна система подбора и расстановки кадров у Шавката Мирзияева. Назначить координировать реформы и обеспечивать их правовым сопровождением человека, у которого, как принято говорить, по локоть руки в крови - это нонсенс, это показать, что ты сам находишься с ним на одной планке.
Рустам Иноятов создал не правоохранительную, а правопрезирающую и карающую организацию, монстра-спрута, просунувшего свои щупальца не только во все ветви власти, но и в гражданский сектор, бизнес, религию. Он подчинил себе все государство, и порой казалось, не Ислам Каримов руководит страной, а Рустам Иноятов руками президента.
Любые кадровые назначения - в вуз, церковь, министерство, ННО, парламент, махалкомы! - согласовывались с ведомством нацбезопасности, любые банковские трансакции, финансовые мероприятия, управление инвестиционными потоками и распределением кредита не решались без одобрения СНБ. При этом никакого правового сопровождения не было. Были лишь контрольно-репрессивные функции. Служба взяла на себя сверхзадачи, которые реализовать не сумела ввиду совершенно не свойственных ей целей. Она пыталась управлять экономикой, хотя не имела рычагов управления, специалистов, не понимала сути этой сферы, но влияла на принимаемые решения, и в итоге более 50% ВНП оказалось в теневом секторе. Она боролась с экстремизмом, но под этот термин попали инакомыслящие, журналисты, блогеры, диссиденты, священнослужители, ученые, политики (те, кто хотел быть политиком). В итоге в стране гражданская активность свелась к нулю, бизнес стал перебираться в другие края, появились миллионные мигранты, но зато расцвела коррупция, кумовство, патронизм, появились реальные подпольные течения, угрожающие стабильности страны. Но даже радикализм был оружием Службы, она использовала его для расширения своих полномочий и влияния на социально-политическую жизнь Узбекистана.
СНБ стала не просто монстром, а хищником, который пожирал бюджет страны, участвовал в нелегальных финансовых операциях. Это наркоторговля, вывоз капитала, хищения средств, контроль над проституцией, миграцией и финансовыми активами, а также важнейшими ресурсами - хлопок, газ, нефтехимия, металлы, текстиль. Многие фирмы по внешним операциям учреждались СНБ, и они использовались для обогащения гэбистов. Такие же фирмы контролировали внутренний рынок - пример тому гэбист Нодирбек Туракулов, которого обвиняют в преступлениях нюрнбергского масштаба, - он создал собственную бизнес-империю на крови. А ведь таких сотни и тысячи в СНБ.
Рустам Иноятов - олигарх, у него не меньше награбленного капитала, чем у Рашитжана Кадырова и прочих мафиозников, и это ему не скрыть. Может, при жизни он не сядет на скамью подсудимых, да и неприкасаем он пока. Но ведь историю не обмануть. Его деятельность будет также оценена народом, историками, учеными, демократической властью, как это было сделано в отношении Феликса Дзержинского, Генриха Ягоды, Лаврения Берия - главных палачей СССР.
"Сопровождение реформ" - это надсмешка над страной. Какие реформы Рустам Иноятов сопровождал? То, что несмотря на свое переформатирование, СНБ осталась той же гнусной организацией, которая стряпает дела по фальшивым мотивам и подложным фактам. Грабит бизнесменов. Преследует оппозицию. Составляет опять "черные списки". Запрещает выезд инакомыслящих. И это все есть реформы?
Иноятов просто просиживает в Ташкенте свой век, понимая, что даже за рубежом его достанут. У него нет друзей, есть враги. Понятное дело, что у руководителя такой структуры должны быть враги. Но факт в том. что нет сторонников, нет друзей. Есть коллеги по кровавому ремеслу - но это совсем иная планка отношений.



Другие статьи в литературном дневнике: