Больтавой-ака и сапоги-скороходы

Алишер Таксанов: литературный дневник

На одна кишлака жил Больтавой-ака, очэнь умний мужик. Его все уважать, даже раис-ака ему даверять колхозний поле старажить.
У Больтавой-ака била жина Зибиниссо — первый красавися на кишлак. Такой она большой, силный, сто пятьдесят килаграм весит, длиний ресница, галубой гляза, длиний коса. Очэнь любить Больтавой-ака свой жина. Патамучто он много калим платить нанее.
Андажды Зибиниссо-хотин гаварить свой мюж:
- Вай, Больтавой-ака, завтра мая жинский праздника, а ти мине ничего непадарить!!! Уят! Шарманда сказать наши сасэди.
Больтавой-ака в это время кушать самса и чуть не падавица:
- Кхе-кхе! О чем гаварить мой жиня Зибиниссо? Какая еще праздника?
- Жиньский!
- У жинщин-хотин есть праздника? - изумляца Больтавой-ака, что даже арак-водка нихатеть пить.
- Канэчна! Називаца Васьмая Марта!
- Но Саккизинчи Март — эта абычний дэнь в калиндарь! Все хадыть на работа, кюшать, спать, пиризидента ругать на кухня!
- Нееет, тупой мой мюж Больтавой-ака! Весь мир празднавать Васьмой Март!
Больтавой-ака бил ашарашен и не понимать:
- А чё делать Васьмой Марта?
- Нада дарыть падарка женщин! Мине дарить! Ты панимать?
Больтавой-ака долго чесать затылок, патом насвай в рот брасать и гаварить:
- Дурацкий праздник!
Но тут палучать кулака по башка от хотин и слишать ее недавольний голос:
- Ти савсэм атупел мой мюж! Ти против весь мир, да?
Больтавой-ака не нравица эта праздник, но против весь мир нехатэл идти. Паэтому саглашаца:
- Харашо, Зибиниссо. Чиго ти хатэть на праздник?!
- Падарка!
- Какой падарка? Новий скавародка? Или новий сидла на ишака?
- Дюрак! Седло для ишака — эта падарка для ишака, ни для миня! Скаварадка - эта гатовит для тибя кюшать, ни для миня! Ти лична мне давать падарка!
Больтавой-ака хатэл чисать снова затылка, но бояца, что палучать еще раз кулака туда. Паэтому гаварить:
- Ты чэго хатеть?
- Пакупай мине итальянска сапошка!
- Вай, жиня! Ми же не Италья, ми живём на другая страна!
- Дюрак! Ты иметь доляр — иди и пакупать мине на магазина итальянска сапошка! Или я нибуду тибя кармить!
Зибинисси быть злёй и стукнуть кулака по дверя — дверя от удара атлетать на улица. Вот такой бить злёй жиня Больтавой-ака. Канэчна, он нистать спорить с ней, панимать, как это плёхо для здоровия.
Он гаварить:
- Харашо, Зибиниссо-хотин, пакупать я тибя сапошка!
Да, трюдний жизнь бить у Больтавой-ака. Жина его нипанимать иногда, чигото хатэть, часто ругать, но всеравно Больтавой-ака ее любить. И сичас он думать, как би пакупать эта сапошка. Надо ехать в город и там в магазин хадыть, доляр тратить. А доляр тратить Больтавой-ака нихатеть. Патамучто машина «Матис» нужна пакупать.
Сидеть и ворчать Больтавой-ака, чисать свой башка, пинать падушка. А патом идти в чулан и там искать старий вещи. Там били вещи еще прабабушка и прапрадедушка. Много вещей. Больтавой-ака никагда невикидивать старий вещи, они могут пригадица для хазяйства. И находить он в сундука старий калоша-ичиги.
- Вот, нахадить падарка, - сказать Больтавой-ака и чистить калоша.
Потом утром дарить эта падарка жина:
- Вот, любимый Зибиниссо, это итальянска сапошка, марка «Марчело-Мастраяни-Санремо-Чилентано», пакупать в валютний магазин. С праздник тибя Васьмая Марта! Наси эта сапошка и думать с любов какой у тибя харош мюж!
Жина падазрительно сматреть на калоша и гаварить:
- Странний мода на Италья. Такой сапошка насить еще мой прабабка.
На что Больтавой-ака атвичать:
- Глюпий ты мой жина Зибиниссо. Эта мода павтаряца. Типерь все старый есть новий! Ретростиль называца! Вся итальянка на Италья насить такой сапошка! Мине сам прадавец из Италья гаварить!
Жина сказать:
- Рахмат-спасиба мой мюж, - и надивать калоша.
Больтавой-ака хатеть что-то гаварить, а сматреть — нет жина рядом.
- Уже успевать к сасэди бежать и хвастаца мой падарка, - думать он.
Больтавой-ака идти на топчан и там пить чай с ватрушка, как вдруг появляца Зибиниссо. На ней бить странний адежда, сумка на руках и она гаварить:
- Ох, Больтавой-ака, я бивать на Италья, пасетить Рим, Венесия, Сисилия, Пергамо, Милано... Очинь красивий страна. Мине итальянска мусчина звать: о-о-о, синьора, ми вас любить, вихадить за миня замуж... Давать мине много падарка... Я на лодка катаца на Венесия, мне на балалайка-домбра итальянска сеньор петь писня: «О соле мио»... Настаящий он кабальеро! Я атвичать: о-о-о, мучаграция, мигуста, банасерата!..
Больтавой-ака нипанимать:
- Глюпий ти жина Зибиниссо! Твой дурацки слава янипанимать! Твой итальянска мусчина — это тракторист Жума-ака, старий пирдун-усрок! Ти мине глупасть нигаварить — я чай пить!
Зибиниссо паваричиваться спиной к Больтавой-ака и... снова исчизать.
- Какой бистрий сталь моя жина, - опять удивляца Больтавой-ака. - Я маргнуть глаза неуспевать — жина исчизать!
И патом Зибиниссо вновь вазникать перид глаза мюж:
- О-о-о, мой мюж Больтавой-ака. Я сичас пабывать на Франция, сматреть Париж на Эйфилий башня, хадить на канцерт «Мулинруж», сматреть как там жинщина танцивать «капкан»... э-э-э... нет «канкан»... - ни жина была новий платья, шляпка, и быть она арамат от парфюм. - Я гварить: о-о-о, месье, камансава! Кескесе! Семуа!
- У тибя в башке капкан, мой хотин, - нидавольно заявлять Больтавой-ака. - Ты бегать как ракета по кишлак. Твой Фариш — это сасэдний улица. Ти мине галава ниморочь! Иди на двор падметать!
Жина не гаварить ничиго, она идти и... исчизать. Больтавой-ака пратирать глаза и думать, что он схадить с башка, то есть с ума. Он даже перестать чай хлибать и ватрушка глатать.
Скоро Зибиниссо возникать и апять в новий адежда. Она хвастаца:
- Я била сичас в Индия, сматритеть Таджмахал, видеть Раджикапур, с ним гаварить. Потом мине адын индус любить и придлагать бить его жиной! Он мне золота дарить, - и она показать бальшой ципочка, килаграм два на шее.
- Какой ищо махаля Тадж? - сердица Больтавой-ака. - Ты бегать по кишлак и пазорить миня! Зачим ципочка от трактора брать? Какой это Раджикапур кагда это маладой альфонс Шукурилло-бойвача! Нихадить на улица! Я заприщать!
- Я ни хадить на улица, я путишествовать, - горда заявлять Зибиниссо и... исчизать.
Тут у Больтавой-ака глаза акругляца, а башка гудеть, словно им стучать по тазик. Он нипанимать, как жина исчизать как на волшибства.
- Ой бой, моя жина ведьма-кампир что ли? - пугаца он сильно и читать малитва.
Скоро жина появляца в шляпа-самбреро, в пончо и диржать на рука два ривольвера. Она стрилять на небо и кричать:
- Ля кукурача! Ля кукарача! Но пуэдо каминар!..
- Ты где бить, Зибиниссо? - ашарашино спрасить Больтавой-ака. Он уже не пить чай, ни кушать вартушка. Он дражать ат страха.
- Я бивать в Мексика! Там миня любить главний наркобаран Дон Хуэсо Мартини Эскобаро! Он мине много доляр давать, песо давать, золота дарить! Он прасить миня стать его сеньора-хотин!
- Какой такой баран Хуэсо?! - арать Больтавой-ака. - Ти аткуда брать эти ривольвери? Гаварить чистно, а то я милисия заявлять!
- Я типерь жина бандита Дон Хуэсо...
- Падажди, - астанавить разгавор жина Больтавой-ака. - Ти мине сказать, как ты исчизать и куда?
Жина удивляца:
- Как? Ти мине падарить сапошка-скараходи. Я бистро хадить в другой страна!
- Какой сапошка-скараходи? Эта калоша мой прадидушка! Я нахадить его в чулан!
- Это вольшебний сапошка! Я магу бить в любой страна за адна сикунда! - хвастаца Зибиниссо. - Я бивать Франсия, Италья, Индия, Мексика. Типерь хачу в Япания, там с самурай миня любить, Фудзияма паказать, ветка сакура дарить...
И тут Больтавой-ака вспаминать, как ему прадидушка расказать, что когда он бить маленький мальчик-бола, то знать от свой прадидушка, что его прадидушка бил сам Мук-скароход, он иметь вальшебний калоша, на которих бистро бегать. Но как Мук-скараход палучать этот калоша он низнать, но сам никогда нинасить. И другим насить нильзя.
- Я падарить жина вальшебний калоша? Ах, какой я дурак! Какой ахмак! - орать он, сматреть, как исчизать жина.
- Ладно, только вернись! - злица Больтавой-ака. Он ждать, кагда вазвращаца Зибиниссо.
Она вернуца и на ней халат-кимано, в руках меч-катана. Она опять гаварить:
- О-о-о, я встречаца с император Япания, он любить миня и прасить стать его жина!
Но Больтавой толкать жина, она падать на зимля. Тогда Больтавой-ака снимать с ее ножка калоши-скараходи и сам надивать. И сказать:
- Типерь я путишествовать, а ти дома сидеть и пасуда мить!
И он делать шаг и... очутиться в страний комната. Там сидеть дэв-диявол и хахатать:
- Ти вирнулься ко мне, Мук!
- Я ни Мук, - дрожа ат страха атвичать Больтавой-ака. - Я Больтавой-ака!
А дэв ему абьяснять:
- Ми заключить сдилка с Мук пятьсот лет назадь. Он хадить на мой калоша-скараходка, затем давать только жинщина насить. Но если насить мужчина, его син, или син его сина, или син его сина его сина и так далие, то он прихадить ка мне на рабство!
- В рабство? - изумляца Больтавой-ака. - Какой падлец этат Мук. Такой нихороший сдилка совершать с дэвом-шайтоном! О худо сакласин!
- Ты связан с кровью-кон с Мук-скараход, типерь ты атвечать за его сделька, - и дэв паказать на бумага, где бил подпись Мук. - Ты типерь мой навечний раб!
Больтавой-ака плякать, а дэв злобно хахатать.
Но жина Зибиниссо его спасать.
Как она делать — это другой история. Как-нибудь его рассказать. Но после этого Больтавой-ака пакупать всигда на Васьмой Марта падарка для Зибиниссо.



Другие статьи в литературном дневнике: