Пыль в глаза

Алишер Таксанов: литературный дневник

На ведомственном портале Госкомитета по туризму Узбекистана отмечалось, что республику в 2018 году посетило свыше 6 млн. туристов. У комитета были основания считать всех прибывших именно туристами, так как чиновники опирались на формулировку Всемирной Туристской Организации: туристами считаются люди, которые:
- посещают другие места (регионы, страны, континенты) сроком более чем сутки до 365 дней;
- среда нахождения не является для них привычной, повседневной;
- не получают доход от места пребывания.
Но уже сейчас многие отмечают, что формулировка эта весьма посредственная и неточная, поскольку позволяет включать лиц, которые прибывают в страну в отнюдь не с туристскими целями: на похороны, на семейные мероприятия, на лечение, на учебу, на семинары и конференции, на соревнования. И если даже они потребляют часть туристских услуг (транспорт, размещение, питание), это не делает их туристами, так как они не являются потребителями туристских продуктов.
Раньше можно было определить число туристов по объему туристских выучеров, которые выдаются туристскими организациями лицам, путешествующим в страну. И сопоставить с отчетностью турфирм, обслуживших клиентов и реализовавших турпакеты. Однако ныне люди сами формируют свой маршрут и путешествие, используя современные технологии — он-лайн бронирование жилья, авиа- и ж/д билетов, экскурсии, поэтому их нужда в турфирмах отпадает. Это самоорганизовающие свою поездку люди. Чаще всего к туроператрорам обращаются те, кому необходимы специфические формы туризма — альпинизм, археология, охота, то есть наличие полного комплекта разрешений (на оружие, на доступ к территории и спасательные услуги и т. д.), которые в самостоятельном порядке сложно получить.
Таким образом, определить реальное число туристов очень сложно. Другое дело, что при посещении Узбекистана каждый заполняет анкету, где указывает цель своего визита. Итак, согласно отчетности, в 2018 году в Узбекистан въехало 5,346 млн. иностранцев, из них 5,02 млн. — из стран Содружества, то есть 94% визитеров представляют постсоветское пространство. Это тот рынок, который мы обслуживаем. Это свидетельство того, что пока наш туризм зависит от республик бывшего Союза. И лишь 6% или 325,8 тыс. - это реально иностранные гости, из них: из Китая — 32,4 тыс., Южной Кореи — 27,2 тыс., Индии — 21,0 тыс., Германии — 18,0 тыс., Италии — 13,8 тыс., Турции — 41,2 тыс., Японии — 17,0 тыс., Афганистана — 44,2 тыс. (!!!), США — 11,1 тыс., Франции — 13,5 тыс., Израиля — 9,7 тыс., Великобритании — 7,9 тыс., Испании — 7,5 тыс., Швейцарии — 2,9 тыс., Польши — 2,8 тыс., Пакистана — 5,5 тыс., Нидерландов — 2,8 тыс., Грузии — 2,6 тыс., Бельгии — 2,1 тыс., Малайзии — 2,7 тыс., Австралии — 2,4 тыс., Австрии — 2,0 тыс., остальные — ниже 2,0 тыс. В гендерном отношении сохраняется практически равенство: 53,1% - это мужчины, 46,9% - это женщины.
Можно предположить, что большинство из них туристы, но боже упаси назвать мне всех прибывших из Афганистана таковыми. Исходя из формулировки ВТО, эти гости — туристы, и все же не следует уповать на такое положение. Ведь исходя из объемов туристов закладываются программы развития отрасли: строительство гостиниц и ресторанов, расширение сети доступа к культурно-историческим учреждениям (музеи, крепости, территории), природным паркам, загрузки транспорта и т. д. Но если это не туристы, то отели будут пустовать, а автобусы совершать редкие рейсы, - и все из-за попытки преукрасить истину. Незагрузка мощностей породит дисбаланс в отрасли и смежных сферах — энергетике, поставке питания, сувенирной индустрии, секторе развлечений и досуга и т.д.
И весьма корректно Госкомстат Узбекистана называет прибывших в страну не туристами, а посетителями. По их данным, 73,2% иностранных визитов — это посещение родственников, а не прогулка по стране с культурно-познавательными целями. Подавляющая часть из них останавливается в жилом секторе граждан, а не в коллективных средствах размещения — гостиницах и отелях, турбазах и кемпингах. Следует помнить и то, что ранее существовали принудительные принципы регистрации всех иностранцев в гостиницах, что искажало стастистику и реальность туристских потоков. Получается так, что гости официально числились постояльцами гостиниц (то есть туристами), а на самом деле проживали у родственников. Но для Госкомтуризма это было основанием заявлять об успехах в развитии индустрии гостеприимства, мол, вон как загружены наши отели, вон сколько туристов!
Далее, 9,1% - это транзитные пассажиры, которые могли считаться экскурсантами (то есть останавливались в странее менее чем на сутки), если они совершали прогулки за пределы аэропорта или ж/д вокзала, и все же не туристами. И лишь 7,1% посетителей Узбекистана — третье место в списке! - являются реально туристами! Это те, кто покупают туристские продукты и пользуются услугами туриндустрии.
С туристической целью прибыли 49,8 % иностранцев в возрасте 31-55 лет, 24,7 % – в возрасте 56 лет и старше.
Если бы в Узбекистан реально въехало 6 млн. туристов, то не встал бы вопрос поиска инвесторов в гостиницы «Чорсу» и «Узбекистан». А между тем, эти объекты уже не в первый год не могут найти покупателей, хотя первый готовы продать по нулевой стомости, а у второго снизили цену до 22 млн. долларов.
А так, Госкомтуризма пускает пыль в глаза.



Другие статьи в литературном дневнике: