Подмена парламентаПрезидент Узбекистана Шавкат Мирзияев 14 марта принял председателя Государственной думы Федерального собрания России Вячеслава Володина. Особое внимание было уделено расширению межпарламентского взаимодействия для контроля за реализацией договорённостей и соглашений, принятых в ходе государственного визита президента России в Узбекистан в мае прошлого года, - пишет издание "Газета.Уз". - Шавкат Мирзияев поддержал важность тщательной подготовки второго заседания Межпарламентской комиссии и его проведения в Узбекистане с широким подключением регионов двух стран". Недавняя встреча президента Узбекистана Шавката Мирзияева с председателем Государственной думы России Вячеславом Володиным вновь высветила проблему подмены законодательной власти исполнительной. В ходе переговоров стороны обсудили вопросы расширения межпарламентского взаимодействия, а также активизацию участия парламентов в поддержке и ускорении совместных программ, включая трудовую миграцию. Однако возникает принципиальный вопрос: вправе ли президент республики решать вопросы, которые по Конституции относятся к компетенции Олий Мажлиса? Разделение властей — фундаментальный принцип демократии, предусматривающий самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Согласно Конституции Узбекистана, Олий Мажлис является высшим представительным и законодательным органом страны, и именно его руководство должно вести межпарламентский диалог с иностранными коллегами. Однако в реальной политической практике Узбекистана роль парламента зачастую сводится к утверждению инициатив, исходящих от исполнительной власти. Подобное нарушение принципа разделения властей ведет к ряду негативных последствий: Для сравнения можно рассмотреть ситуацию в странах с развитым парламентаризмом, например в США. Если бы американский президент взял на себя функции по координации работы Конгресса с парламентами других стран, это вызвало бы жесткое сопротивление со стороны спикера Палаты представителей и сенаторов. В США законодательная власть действительно независима и защищает свои полномочия. В Узбекистане же парламент не проявляет политической воли к самостоятельности, позволяя исполнительной власти диктовать ему условия. Для исправления ситуации необходимо предпринимать следующие шаги: Встреча Мирзияева с Володиным стала очередным примером политической практики, в которой президент берет на себя функции законодательной власти. Это является признаком авторитарных тенденций и свидетельствует о слабости парламента как независимого института. Если такая практика сохранится, Олий Мажлис так и останется органом, выполняющим исключительно волю исполнительной власти, а республика — формально демократическим, но фактически авторитарным государством. Вопрос о реальном разделении властей в Узбекистане остается открытым, и его решение зависит от готовности политических элит к демократическим реформам и усилению роли парламента.
© Copyright: Алишер Таксанов, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|