Неудобная история-20
ОДКБ - агрессивный блок
1. ОДКБ: военно-политический
инструмент Москвы
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) была создана в 1992 году на основе Договора о коллективной безопасности, подписанного шестью бывшими советскими республиками. Изначально союз создавался как инструмент региональной безопасности, однако со временем превратился в механизм продвижения интересов России. Реальная практика демонстрирует, что ОДКБ в первую очередь служит геополитическим интересам Москвы, а не своих союзников. Организация выступает скорее как инструмент влияния Кремля, чем надежный защитный механизм для стран-членов.
2. ОДКБ и реальная безопасность
участников
Одним из наиболее ярких примеров неэффективности ОДКБ как оборонительного союза стал конфликт между Арменией и Азербайджаном. Несмотря на членство Армении в ОДКБ, организация не вмешалась во время боевых действий в 2020 году в Нагорном Карабахе, а затем и в ходе вооруженных столкновений на армянской территории в 2022 году. Россия и ОДКБ ограничились дипломатическими заявлениями, оставив Ереван один на один с угрозами.
Этот случай показал, что ОДКБ фактически не готова выполнять свои обязательства по коллективной обороне, если ситуация не отвечает интересам Кремля. В отличие от НАТО, где действует принцип «один за всех и все за одного», ОДКБ демонстрирует избирательный подход, подконтрольный России.
Ташкент в свое время осознал неэффективность ОДКБ и вышел из организации. В 1999 году Узбекистан отказался продлевать договор, поскольку видел, что союз не обеспечивает реальной коллективной безопасности, а скорее служит инструментом российского военного контроля. В 2006 году Узбекистан временно вернулся в ОДКБ, но в 2012 году окончательно покинул организацию, выразив несогласие с ее механизмами и ролью России в принятии решений. До сих пор Узбекистан не намерен возвращаться в ОДКБ, что подтверждает сомнения в надежности этой структуры.
3. ОДКБ как инструмент влияния
России
Москва использует ОДКБ не только для поддержания своего военного присутствия в странах-участницах, но и как рычаг давления на правительства этих государств. Например:
- В Белоруссии ОДКБ выступила в поддержку режима Лукашенко, готовя возможное подавление протестов в 2020 году.
- В Казахстане в 2022 году ОДКБ впервые провела «миротворческую операцию» для подавления народных волнений, фактически обеспечивая сохранение лояльного России режима Токаева.
Эти примеры показывают, что ОДКБ вмешивается в дела стран-участниц, когда это выгодно Москве, но отказывается выполнять свои прямые обязательства по защите союзников, если ситуация не соответствует интересам Кремля.
- Кроме того, члены ОДКБ — Россия и Беларусь — приняли участие в интервенции в Украину, поддержав российскую агрессию и продемонстрировав свой агрессивно-оккупационный характер. Это окончательно закрепило за ОДКБ репутацию инструмента экспансии Москвы, а не организации коллективной обороны.
Фактически, ОДКБ является своеобразной копией Варшавского договора, только в рамках постсоветского пространства. Москва нуждается в таких структурах, которые демонстрируют военную мощь России через участие в военных блоках, создавая иллюзию союзников и поддержки. Однако реальная военная мощь организации остается сомнительной, а ее главной задачей является продвижение интересов Кремля, а не обеспечение коллективной безопасности.
4. Заключение
ОДКБ не является полноценным оборонительным альянсом, способным защитить своих членов. Она представляет собой инструмент контроля и военного давления со стороны России. В условиях современных геополитических вызовов страны-участницы должны задуматься, насколько оправдано их членство в организации, которая скорее служит амбициям Москвы, чем обеспечивает реальную безопасность.
Другие статьи в литературном дневнике: