Победа, которой нет

Алишер Таксанов: литературный дневник

Зачем Шавкат Мирзиёев едет в Москву 9 мая?


Заявление пресс-секретаря президента Узбекистана о том, что Шавкат Мирзиёев примет участие в праздновании 80-летия Победы во Второй мировой войне в Москве, в иное время, быть может, прошло бы как обычная новость. Протокольный визит, символ памяти и преемственности. Но нынешняя политическая и историческая обстановка превращает этот жест в символ тревожного выбора и морального компромисса.
Россия, самоназначившая себя правопреемницей СССР, уже более трёх лет ведёт жестокую, разрушительную войну против соседнего государства, с которым плечом к плечу сражалась против нацизма в 1941–1945 годах. Эта парадоксальная реальность вызывает когнитивный диссонанс: как можно участвовать в параде Победы, когда страна-хозяйка действует методами агрессора, против которого была одержана та самая Победа?


Москва повторяет путь, от которого некогда спасали мир. Десятки разрушенных украинских городов, сотни тысяч жертв, свидетельства жестоких преступлений на оккупированных территориях — всё это происходит в XXI веке. И в этот момент лидер Узбекистана выходит на Красную площадь, чтобы разделить трибуну с виновниками этой трагедии. Как объяснить это народу, который 30 лет живёт своей независимой жизнью, выбрав путь суверенного развития?
Такое поведение вызывает серьёзные моральные и политические вопросы. Поддерживает ли Ташкент действия "старшего брата"? Не становится ли он соучастником не в победе над злом, а в его респектабельной легитимации?


Тем более, что и сама тема Второй мировой войны остаётся в Узбекистане по-настоящему не осмысленной. Архивы Министерства обороны России недоступны для узбекских историков и граждан, судьбы тысяч погибших и пропавших без вести по сей день не прояснены, многие семьи так и не дождались ни медалей, ни вестей. Государство делает видимость заботы, устраивая красивые павильоны и парады, но музейная реконструкция не заменит настоящей исторической и человеческой работы.
80-летие Победы — это возможность для национального самоосмысления. Это время быть рядом со своим народом, с теми, кто жив, с теми, кто помнит, и с теми, кого забыли. Это шанс показать, что Узбекистан — это независимое государство с собственным достоинством и историей, а не протокол №5 на чьём-то кремлёвском параде.


Вместо этого — поездка в Москву, к новому агрессору, грозящему миру ядерным оружием. Это не жест памяти, это жест подчинения.
А Победа — она не в том, чтобы стоять в ряд с тем, кто вновь несёт войну, а в том, чтобы её не допустить снова.



Другие статьи в литературном дневнике: