Зачем скрывать правду?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Указ президента Узбекистана от 21 апреля о доработке законопроекта по декларированию доходов и имущества государственных служащих — это, безусловно, шаг в правильном направлении. Однако предлагаемая редакция, предусматривающая обязательное раскрытие лишь шести категорий информации и сокрытие двадцати других, вызывает серьезные сомнения в эффективности и искренности антикоррупционной политики.
Государственные служащие — это лица, облеченные доверием народа. Они распоряжаются общественными ресурсами, принимают решения, влияющие на миллионы жизней, и обладают реальной властью. В таких условиях частичная отчетность — это не защита частной жизни, а лазейка для коррупции.


Предлагаемые к исключению категории — это как раз те сферы, где наиболее вероятно сокрытие неправомерных доходов. Наследство, гонорары, выигрыши, подарки, вклады, доходы от частной практики — это идеальные каналы для легализации взяток и откатов. В этих формах подкуп сложно доказать, если их не включать в декларацию. Например, взятку можно оформить как «подарок» на день рождения, гонорар за «консультацию», выигрыш в «случайной» лотерее или как наследство от «дальнего родственника». Все это — потенциальные формы латентной коррупции.
Международная практика: опыт прозрачности
Мировая практика демонстрирует, что эффективная борьба с коррупцией невозможна без полного раскрытия информации о доходах и активах государственных служащих.


Сингапур — одна из наименее коррумпированных стран мира. Там все доходы чиновников, включая подарки, поездки, сторонние гонорары, проходят строгую проверку Комиссией по государственной службе. Любое отклонение от нормы рассматривается как потенциальное коррупционное деяние.


Швейцария требует от высокопоставленных чиновников и членов парламента предоставления полной декларации имущества, включая вклады, инвестиции, доходы от аренды, и источники дарений. Публичный доступ к этим декларациям гарантирован.


Германия требует указывать все дополнительные доходы депутатов Бундестага, включая консультационные гонорары и любые доходы свыше определенного порога. Нарушения влекут штрафы и могут привести к политическим последствиям.


США требуют, чтобы федеральные чиновники подавали ежегодные декларации, раскрывая не только заработную плату, но и источники инвестиций, подарки, поездки, и даже доходы супругов. Эти данные публикуются на официальных сайтах.


В условиях, когда доверие к государству является хрупким и часто подорвано примерами безнаказанности, именно открытость может стать основой для восстановления легитимности власти. Граждане имеют полное право знать, на какие средства живут чиновники, особенно если эти средства не соответствуют их официальным доходам.
Прозрачность — это не вторжение в частную жизнь, это механизм общественного контроля. Если государственный служащий не готов быть открытым — он не должен занимать публичную должность.
Реформа декларирования в Узбекистане должна идти не по пути исключений, а по пути максимальной открытости. Только так можно победить латентную коррупцию, предотвратить злоупотребления властью и восстановить доверие общества к государству. Без этого любые антикоррупционные инициативы останутся декларациями без содержания.



Другие статьи в литературном дневнике: