Единственная польза богатства

Вячеслав Абрамов: литературный дневник

«Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк. 16:9).
Эти слова притчи о лукавом управителе смущают многих. Почему Иисус как бы ставит в пример такого управителя и призывает «приобретайте себе друзей богатством неправедным»? Но, рассмотрев притчу внимательно, находим, что Спаситель выставляет неправедное действие как предупреждение тем, кто склонен впасть в тот же грех. Он указывает, насколько «сыны века сего догадливее сынов света, в своём роде», т. е., напрягая все усилия к извлечению пользы из каждого представляющегося случая, они предусмотрительно «откладывают на чёрный день» и этим поступают догадливее сынов света.
Хотя мы и сознаём на словах, что время ничто в сравнении с вечностью, однако же все наши заботы сосредоточены на временном, на преходящем благе. Мы не проявляем в стремлении к вечным благам того усердия, которым исполнен управитель лукавый в достижении житейских целей.
«Приобретайте себе друзей богатством неправедным» – Спаситель называет богатством неправедным деньги, которые часто, и даже в большинстве случаев, служат соблазном и средством для греха: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» (Мк. 10:23). И указывает на тот единственный путь, которым оно может послужить во спасение: приобретать заботой о неимущих таких друзей, которые не по достатку, а по духу откроют нам двери в вечные обители. В этой притче Господь учит смотреть на богатство как на талант, вверенный нам на пользу ближних, в употреблении которого от нас потребуется отчёт свыше. И в таком свете притча становится ясна. Если евангельское слово становится камнем преткновения, такое смущение устраняется молитвою, чтобы Господь «отверз… ум к уразумению Писаний» (Лк. 24:45).



Другие статьи в литературном дневнике: