Без неравенства нет справедливости

Вячеслав Абрамов: литературный дневник

(или за что отлучили и запостили Оригена)
И верующие, и неверующие стремятся найти справедливость и понять причины неравенства. Догматическое богословие учит, что человек при рождении получает от Бога душу и живёт в условиях, которые ему определены Божьим промыслом. На все вопросы о справедливости, неравенстве, богословы отвечают: «Пути Господни неисповедимы», т.е. не дано нам знать, почему некоторые получают «счастливую судьбу», а некоторые несчастную. Но таким мнение церкви было не всегда.
Сам Христос говорит нам: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш
Небесный» (Мф 5:48), «…будьте святы, потому что Я свят» (1Пет 1:16).
Ориген Александрийский, один из апологетов христианства, в своей книге «О началах» давал ответы на эти вопросы: «Когда Он (Бог) в начале творил то, что хотел сотворить, то есть разумные существа, то Он не имел никакой другой причины для творения, кроме Самого же Себя, т. е. кроме Своей благости … в Нём не было никакого разнообразия, никакой изменчивости, никакого бессилия, поэтому всех, кого Он сотворил, Он сотворил равными и подобными, потому что для Него не существовало никакой причины разнообразия и различия. Но так как разумные твари … одарены способностью свободы, то свобода воли каждого и привела к совершенству чрез подражание Богу, или привела к падению чрез небрежение. И в этом … состоит причина различия между разумными тварями: это различие получило своё начало не от воли или решения Создателя, но от определения собственной свободы созданий ... Промысел управляет каждым существом соответственно его движениям или расположению души. При таком понимании Творец не оказывается несправедливым, так как Он поступает с каждым по заслугам, сообразно с предшествующими причинами; счастье или несчастье рождения каждого и все прочие условия не признаются случайными, и, наконец, не утверждается существование различных творцов или различие душ по природе … Бог же, силою Своей Премудрости, предвидит и распознает всё это даже до самого малого, и управлением Своего суда, посредством самого справедливого воздаяния, всем распоряжается … В этом (управлении), конечно, обнаруживается полная мера справедливости, потому что неравенством вещей сохраняется справедливость воздаяния по заслугам. Заслуги же каждого отдельного существа поистине и вполне ясно знает один только Бог с Единородным Сыном, Словом, и Премудростью Своею, и со Святым Духом».
Учение Оригена было предано анафеме, а он сам спустя 2 века после смерти был объявлен еретиком. Какая же причина осуждения учения Оригена? Он учил, что каждый человек путём духовного очищения творит своё будущее. Если люди бы знали об этом, то не на чем было бы строить могущество Ватикана и повышать благосостояние церковной верхушки.



Другие статьи в литературном дневнике: