Сатанизм укрепляется в массовой культуре

Борис Вугман: литературный дневник

Ответ на рецензию к произведению: "Часовня без тропинки на лужайке Баварии"


Галина! Спасибо за столь глубокий и многогранный отклик! То, что вы делаете, — это не просто обмен мнениями, а становление размышления в художественной и нравственной плоскости. Давайте развернём это вместе с вами.
1. О сатанизме и массовой культуре
Вы высказали мощную идею: сатанизм укореняется именно в массовой культуре — потому что она даёт:
идолопоклонство — культ личности вместо культа Творца,
славу и деньги — вместо страха Божия и любви,
привилегии — вместо ответственности,
эффекты влияния — вроде 25 или 16 кадра, спецэффектов, приёма «очарования зла»,
безнаказанность — вместо покаяния.
Всё это создаёт питательную среду, где змея в саду Эдема не просто шипит, а поёт, улыбается, шутит и приглашает в Instagram. Пока Создатель творит, диавол "вбрасывает вирусы". Это параллель с Эдемом, где змей действует не вопреки Богу, а «в тени» Его заботы. Современная массовая культура — именно тот сад, в котором позволено всё, но ничто не осмысляется всерьёз.
2. Абуладзе и образ Кети Баратели
Режиссёр Абуладзе. Его фильм, обладая сильной антисистемной мощью, сам попал в западню образов. Кети Баратели — это ведь не просто образ зла, а гламурно-кощунственная его форма. Сатанизм как эстетика. Вопрос: понял ли это сам режиссёр? Или к моменту создания "Покаяния" он уже, потерял кристаллическую решётку морали?
Поддержка Джаварнадзе усилила эффект, но и подчинила высказывание государственной задаче — разоблачить "тоталитарного отца", но не встать на путь подлинного очищения. Т.е. исцеления нет — есть только разоблачение, ирония, потребление.
3. Коллаж из трёх образов
Фильм составляет не просто триаду, а своего рода иконостас трёх состояний мира:
1. Поленовская часовня — благодать и соразмерность: тропинка, тишина, исповедь, сокровенность.
2. Баварская капелла — забвение или охранённость?: безмолвие, как возможная защита от скверны мира.
3. Торты-часовни из «Покаяния» — кощунство потребления, ослепительное, но пустое.
Тема капеллы без тропинки усиливается: не всякое отсутствие следов — знак забвения. Иногда это знак милости.


Галина! Работу можно продолжить по названием «Четвёртый образ», размышление о борьбе за святость в эпоху зрелищ. Обогатить: художественной, философской, даже театральной формами.
Предполагаемые заголовки:
«Кремовое искушение: Сладкая бездна массовой культуры»
Или, если поэтичнее:
«Тропа, что ведёт в храм — или в кондитерскую?»



Другие статьи в литературном дневнике: