Высший суд или игра с сатаной?

Борис Вугман: литературный дневник

Я часто захожу в мастерскую Левана Цабадзе. У нас с ним не всегда гладкие разговоры. На этот раз я попросил его вглядеться в настоящую Кети — ту, которая сидела на скамье подсудимых, дерзкая, злая, надменная, с перстнем поверх белых перчаток, с лентой на шее, с лицом, в котором нет ни раскаяния, ни страха, ни сострадания. Кети, которая презирает людей, их обычаи, веру и даже смерть. «Плох закон, но закон!» — напоминал я Левану, когда он снова и снова пытался сделать её философской фигурой или жертвой. Но Кети — это не жертва. Это современный палач с улыбкой торжествующего цинизма. И я жду от Левана той самой работы, где эта суть будет открыта во всей своей горькой правде.»


Игра сатаной несовместима с благочестием и женской красотой. Пока наша прекрасная Кети кондитер, хотя и изготовляющий противные религиозным канонам торты с изображениями святых сооружений, таких как Церковь и Часовня, но она ещё в пределах творческого вдохновения. Пожиратели её продукции, да и сама она, не понимают «не ведают, что творят» - это ещё не искажает ни их внутренний мир, ни ни их внешность. Но как только Кети берёт в руки лопату и откапывает покойника она переступает запретное. Это уже совершение осознанного зла - «Плох закон, но закон» - беззаконие даже во имя справедливости неминуемо вступает в сговор с сатанизмом. Тот кто вступает в борьбу со злом запретными методами, сам становится злом! К сожалению так случается с нашей Кети. В прошлом рассказе Кети ещё прекрасная. Но на суде, где её судят за надругательство на кладбище и святотатства над покойником Кети уже иная. В сцене суда, где она предстает с перевязанной синей лентой рукой, в дорогом платье, с перстнем поверх белых перчаток, с лицом, полным сатанинского презрения ко всем окружающим, здесь уже закладывается сложный культурный и нравственный код. Кети — не просто обвиняемая, она сама мнит себя Высшим судьёй, отказывающим в праве прощения и покаяния всему обществу. Богатая одежда, дорогие украшения (перстень, серьги), белые перчатки в сочетании с высокомерным поучительством, презрением к Суду и потерпевшим подкрепляются презрением даже к наказанию. Кети заявляет: « Я не боюсь вашего наказания! Я отсижу в тюрьме и выйдя, всё равно выкопаю покойника. Я не дам ему лежать в земле!»
Кети использует дарованные ей от природой чары красоты и талант художницы для доведения до самоубийства внука Варнавы, а сына Варнавы доводит до сумасшествия. При этом она не понимает, что совершая это, она потеряет не только благочестие, но и свою красоту.
Тут на память приходит библейский образ Иудифь. Эти две женщины, жившие в разных тысячелетиях, несут схожие греховные смыслы и воплощают накопленные за века становления цивилизации противоречия.
Иудифь, благочестивая вдова, необычайной красоты, решается пожертвовать своим благочестием ради спасения отечества от военачальника Олоферна, войск персидского царя Навуходоносора. Используя женские чары, изощрённую хитрость и жестокость, она отрубает ему голову в интимной близости. Да, Иудифь с отрубленной головой Олоферна жители города встречают с ликованием. Но вопрос, после того как осада с города снята и войска отступили будут ли горожане считать Иудифь благонравной и не потускнеет ли её дарованная природой красота в глазах горожан. За Иудифь останется лишь титул героини-убийцы врага.
Так и наша Кети, желает она того или нет не останется прежней. Даже её торты с Церквями и часовнями уже никто не будет покупать.
Я Вижу как в нашей полемике меняется лицо художника Левана. Леван Цабадзе готовит новое полотно, погружаясь в сложный психологический образ Кети на суде.


«Высший суд или игра с сатаной? Кети и Иудифь: диалог сквозь тысячелетия»
? Введение:
— Напоминание о фильме «Покаяние» и образе Кети на суде.
— Ваши беседы с художником Леваном Цабадзе, его работы, попытки уловить двойственность её образа.
? Основная часть:
1. Реальная Кети в фильме
— Поведение, внешний вид (перчатки, перстень, подвешенная рука, сатанинская мимика).
— Психологический портрет: презрение, самоназначенное право вершить судьбы.
2. Иудифь из Библии
— Её поступок: благочестивая, но коварная; жертва ради народа.
— Почему она богодуховна для одних и сомнительна для других.
3. Сравнительный анализ
— Общие черты: женщины, держащие судьбы мужчин и обществ в руках.
— Разница в мотивах: спасение народа у одной и месть, жажда превосходства у другой.
— Двойственность: где грань между благородством и богохульством?
? Итог:
— Почему религии по-разному принимают Иудифь, а современники спорят о Кети.
— Ваше личное мнение.
— Намётка на будущие публикации и новую работу Левана.




Другие статьи в литературном дневнике: