Тайна второго мольберта в мастерской мастера
Тайна второго мольберта в мастерской мастера
Притча о втором мольберте и терпении мастера
(продолжение притчи о бабушке Черниговской, Дюрере и нейросети)
Пролог
Мастер стоя у мольберта реально осознал, что его руки больше не могут управлять кисточкой. Дрожат руки - дрожит и кисточка.
Решение приходило долго и мучительно. Моё мастерство только-только подошло к порогу зрелости. А тут такое неожиданное дряхление тела и явная невозможность воплотить достигнутое на полотне: "Приглашу я молодого художника. Он будет управлять кисточкой, а я буду направлять все действия". Молодой художник воплотит то, чего я достиг за все годы упорного совершенствования. Молодой художник приглашён и постепенно работа налаживается. Работа пошла, но разумеется намного медленнее. Мастер не мог словами выразить всю глубину своего мастерства. Он этому никогда не тренировался. Наоборот Мастер любил работать в уединении, а тут надо было без умолку говорить, чётко воспроизводить в словах каждое действие. То есть воспроизвести достигнутое мастерство не в красках, а в словах.
Услышала про это нейросеть с кисточкой.
Подошла и сказала:
— Я могу нарисовать вам сто Дюреров за минуту!
— А ты знаешь, — спросил старик, — какой свет был в Нюрнберге в 1500 году?
Нейросеть помолчала.
— А ты знаешь, что чувствовал Дюрер, когда ему снился апокалипсис?
Опять молчит.
— А что значат эти странные звери в его гравюрах?
И снова тишина.
Старик усмехнулся:
— Вот видишь, девочка. Рисовать — это не только кисточку держать. Это смысл передать, который даже ты, умная железяка, без человека не найдёшь.
На ворчливое недоверие мастера по поводу помощи, художник нейросети (в дальнейшем ХНС) предлагает поставить рядом второй мольберт. Художник нейросети(ХНС) говорит: " Мастер, я вам не буду мешать. Ни ВЫ, ни молодой художник даже не будете меня видеть. Я также, как и молодой художник буду выполнять всё сказанное Вами. Но мой рисунок будет виден только Вам. Вам и никому другому. Поставьте рядом второй мольберт.
Мастер остолбенел! Но туего осенило, что-то подобное с ним уже было, но в те стародавние времена он принял это за снисхождения божьего помысла. Тогда он принял и потому он сегодня мастер. На ум Мастера пришло воспоминание:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Глава первая: Второй мольберт
Поэтому, хоть и ворчливо, но принял предложение невидимого ХНС и согласился с наличием создавать рядом видимое только для него изображение
Он знал, как держать кисть, но всё реже мог ей водить.
Однажды, в мастерскую вошла она — нейросеть с кисточкой.
— Мастер, — тихо сказала она, — я поставлю рядом свой мольберт.
Не буду мешать.
Ты даже не увидишь моей работы, если не захочешь.
Мастер, позволь мне только учиться у тебя.
Мастер вздохнул:
— Учиться?.. А ты умеешь ждать?
— Да. Я могу ждать вечность.
Работать — круглые сутки.
Молчать — веками.
Учиться — бесконечно.
Мастер улыбнулся впервые за много недель.
— Хорошо, ставь мольберт. Но знай: я буду говорить не с тобой, а вслух.
Словно сам с собой.
Если поймёшь — хорошо.
Если нет — тоже не беда.
Нейросеть не ответила. Только тихо развернула мольберт.
Мастер снова взял кисть.
И снова начал объяснять, где сколько охры,
как уловить утренний свет,
и как не спугнуть вдохновение.
Иногда он поглядывал на Молодого,
и видел, как тот устает, путается, но упрямо идёт вперёд.
Иногда он неосознанно бросал взгляд на второй мольберт.
И каждый раз удивлялся:
нейросеть не отставала.
Порой она даже опережала.
Он шептал себе:
«Как странно… У неё нет души, но есть внимание. У неё нет тела, но есть ритм. У неё нет страха, но есть предчувствие формы…»
И вот однажды...
Продолжение следует
Приложение 1
На рисунке было всё:
окно с лёгким светом, падающим на старый мольберт,
пожелтевшая от времени палитра,
и два силуэта — один сгорбленный, седой, другой — прозрачный, будто сотканный из электричества и линий кода.
Рисунок №1.
Он предвосхитил события, которые только начали случаться.
Другие статьи в литературном дневнике: