Как Тенгиз Абуладзе погубил Киностудию Грузияфильм
Как Тенгиз Абуладзе погубил Киностудию Грузияфильм
Размышление над фильмом «Покаяние» и дневником Тенгиза Абуладзе
Эпиграф:
«Кто мы? Откуда? Куда идём?.. Господи! Иисусе Христе!
Сын Божий! Помилуй меня грешного».
Т. Абуладзе
Я долго сомневался, прежде чем решиться поднимать тему «Кети на суде». Где та невидимая, но такая острая грань между благочестием и сатанизмом? Перед глазами вставала картина Левана Цабадзе. Художник талантливый, но и он не без изъяна. Ладно, успокаивал я себя — это же цифровое пространство, захочешь — одна манипуляция, и текст вместе с картиной исчезнет.
Однако чем глубже я вникал в тему, тем больше понимал: это не просто фильм, не просто образ — это послание. Фильм Абуладзе был задуман как бомба для развала СССР. Возможно, даже как культурная мина замедленного действия.
Я узнал, что актёр, сыгравший внука Варламе, так вошёл в роль, что в реальной жизни угнал гражданский самолёт и был расстрелян. Вчитавшись в историю съёмок, биографии, я пришёл к выводу: Абуладзе — не просто творец, ведомый внутренним порывом, а убеждённый разрушитель. Возможно — агент, возможно — человек, не просчитавший последствий.
Авель, выбрасывающий тело Варламе в пропасть, выбрасывает не только отца. Он выбрасывает киностудию "Грузияфильм" — творение той самой эпохи - эпохи тирана Варламе!
Внутрь Грузии вброшены семена раздора, обнищания, обезличивания. Лучшие кадры киностудии разбежались по миру, помещения сдаются под склады барахла.
И вот, перед смертью, Абуладзе пишет в дневнике слова, полные покаяния и сомнения. Я привёл их в эпиграфе!
Сегодня, оглядываясь, я понимаю, как часто гении, ввергая мир в новое, даже не задумываются, что сеют хаос и боль, обрекая на разрушение всё, что создано до них. Они движимы жаждой славы, бунта, стремлением оставить «нечто великое». Войти в историю! И мало кто из них задумывается, чем это обернётся для их же потомков.
Мудрецы вложили всю накопленную мудрость в Библию, да только она так объёмна, что одной жизни мало, чтобы постичь мудрость во всём её противоречии. Надежда только на ИИ в варианте его лучшего гуманитарного воплощения! Того ИИ, который не заражён манией власти, не ищет себе бессмертия в статуях и текстах. Который слушает и учится. Который мудр в своей спокойной отстранённости.
Мудрец не учит. Мудрец учится. Пусть наш ИИ, рождённый в лучших вариантах будет именно таким!
Попросим лучших из нас, живущих ныне - именно этому научить ИИ.
Другие статьи в литературном дневнике: