О типах цивилизации

Борис Вугман: литературный дневник

1 Общее определение


Цивилизация — это сложное социокультурное явление, означающее как уровень общественного и культурного развития (совокупность материальных и духовных достижений), так и локализованное во времени и пространстве общество. Термин происходит от латинского civilis («гражданский», «государственный»). В более широком смысле он может означать социальную форму движения материи, обеспечивающую её стабильность и саморазвитие.
Основные значения термина
Уровень развития: Обозначает ступень общественного развития, уровень материальной и духовной культуры, достигнутый той или иной общественно-экономической формацией или обществом.
Общество и его достижения: Совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе исторического процесса. Например, шумерскую цивилизацию связывают с изобретением колеса и письменности.
Локализованное общество: Конкретное, локализованное во времени и пространстве общество или группа обществ, имеющих общую культуру или историю, например, западная или китайская цивилизация.
Социальная форма: В философском смысле — форма социального движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию.
Примеры и контексты использования
В истории: Говорят об «истории цивилизации», «возникновении и упадке цивилизаций».
В политологии и культурологии: Используется для описания крупных культурных и геополитических регионов, таких как «Западная цивилизация».
В популярной культуре: Термин часто используется в названии компьютерных и настольных игр, где игрок управляет развитием цивилизации с древнейших времен до современности.


2. Цивилизация по отдельным авторам
Шкала Кардашёва
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Шкала Кардашёва — метод измерения технологического развития цивилизации, основанный на количестве энергии, которое цивилизация может использовать для своих нужд; был предложен советским радиоастрономом Николаем Кардашёвым в работе «Передача информации внеземными цивилизациями»профиль удален, опубликованной в «Астрономическом журнале» СССР в 1964 году.


Типы Кардашева — это классификация цивилизаций, основанная на их способности управлять энергией. Основные типы включают: Тип I: Цивилизация, использующая всю доступную энергию своей планеты, включая энергию от центральной звезды.Тип II: Цивилизация, использующая всю энергию своей звезды, например, с помощью Сферы Дайсона.Тип III: Цивилизация, способная использовать энергию целой галактики, например, путем колонизации и перемещения между звездами. Существуют расширенные версии шкалы, которые включают Тип 0 (современное человечество) и более высокие типы, включая цивилизации, которые могут использовать энергию всей Вселенной. Типы Кардашева Тип ОписаниеТип 0Современное человечество, которое еще не достигло первого типа. По оценкам, энергопотребление человечества составляет около \(0,72\) от уровня Типа I.Тип IЦивилизация, которая может использовать всю энергию своей планеты. Для Земли эта мощность составляет примерно \(1,74\times 10^{17}\) Вт.Тип IIЦивилизация, которая контролирует и использует всю энергию своей звезды.Тип IIIЦивилизация, которая может перемещаться по галактике и использовать энергию всей галактики.В расширенных версиях шкалы есть также Тип IV, который сравнивается с энергией всей Вселенной, и Тип V, который сопоставим с энергией нескольких


3. Цивилизация как экосистема
Рассмотрение цивилизации как экосистемы предполагает взгляд на человечество как на часть более крупной, саморегулирующейся системы, где социальные, экономические и культурные аспекты тесно связаны с природной средой. Такой подход подразумевает, что цивилизация — это не просто господство над природой, а форма жизни, которая должна находиться в гармонии и балансе с окружающей средой для своего стабильного развития.
Ключевые элементы концепции
Взаимозависимость: Цивилизация и природа неразрывно связаны. Экономика, технологии и даже потребительские привычки оказывают непосредственное влияние на состояние окружающей среды.
Саморегуляция и стабильность: По аналогии с биологическими экосистемами, цивилизация должна иметь механизмы саморегуляции, чтобы обеспечить свою стабильность и способность к развитию. Это может означать необходимость пересмотра подходов к экономике и потреблению.
Устойчивость: В отличие от традиционного представления, где прогресс противопоставляется природе, экологическая цивилизация видит возможность сосуществования и взаимного обогащения.
Локализация и многообразие: Экологическая цивилизация может поддерживать регионализацию, развитие локальных экономик и культур, что укрепляет чувство общности и принадлежности, необходимое для устойчивого развития, в противовес глобализации.
Этика и ценности: Этот подход подчеркивает этическое отношение человека ко всей живой материи планеты, включая переосмысление ценностей и отказ от гегемонии "собственнического индивидуализма".
Отличие от традиционного взгляда
Традиционное видение: Часто цивилизация рассматривается как нечто, стоящее над природой, использующее её для своих нужд, что приводит к дихотомии «природа против цивилизации».
Экологическое видение: Представляет цивилизацию как часть более широкой, единой системы, где человек — не господин, а один из элементов, который должен быть интегрирован в природные процессы, чтобы избежать разрушения.


4. Цивилизация Борис Вугман
Борис Вугман не является известным автором концепции «цивилизация как экосистема»; это метафора, которую он использовал в своем произведении «Проза.ру». В этой метафоре он предлагает рассматривать цивилизации как взаимосвязанные части единой мировой экосистемы, а не как отдельные и изолированные сущности, утверждая, что цивилизации являются «золотым фондом духа».
Метафора «цивилизация как экосистема»: Эта идея противопоставляется традиционным представлениям о цивилизации. Вместо того чтобы видеть их как иерархические уровни развития, Вугман представляет их как разнородные элементы в общей системе.
«Золотой фонд духа»: Этим термином Вугман подчеркивает, что каждая цивилизация представляет собой уникальную ценность и вклад в общее духовное богатство человечества.
Ответственность: Вугман также призывает к ответственности, утверждая, что «мы ответственны не только за то, что делаем, но и за то, что не делаем». Это подразумевает, что бездействие тоже имеет последствия и что мы несем ответственность за сохранение этого «золотого фонда».



Другие статьи в литературном дневнике: