Психопатические эпидемии Малороссии и Новороссии
Борис Вугман: литературный дневник
Заголовок:
Психопатические эпидемии Малороссии и Новороссии
Подзаголовок:
Психопатические эпидемии как проявление перевозбуждённого этноса
Введение
По моему мнению, основная причина концентрации «психопатических эпидемий» на территории современной Украины коренится в особенностях климата, истории и этнокультурного состава Малороссии и Новороссии. На этих степных и лесостепных пространствах затянулся переход от кочевого образа жизни к земледельческому укладу. Здесь отсутствовал длительный период классического крепостного права с его общинной структурой и жёсткой административной иерархией.
Одновременно присутствовали мощные факторы культурного столкновения: взаимодействие трёх мировых религий — ислама, католицизма и православия — и влияние трёх сильных политических центров.
Здесь же, в пределах земель бывшей Речи Посполитой и "Чертой оседлости евреев" Российской империи сосредоточилась основная масса из пяти миллионов иудеев, которые были представлены - ашкенази, сефарди, хазарского Каганата (караимы). Особенно значимое количество евреев было сосредоточено в городах, портах, деловых и ремесленных центрах, где их количество достигало 40% населения. Например: Одесса, Кишинёв, Львов, Херсон, Житомир.
Факторы влияния
1. Исламский фактор
Особенность региона заключалась в том, что значительная часть кочевых групп исповедовала ислам и говорила на тюркских языках. Веками они находились под властью Османской империи, опираясь на такие крепости, как Очаков, Аккерман, Измаил, Бендеры, Каменец-Подольский.
Мурзы ногайских татар получали образование в Стамбуле, а влияние Чингизидов, обосновавшихся в Крыму и остававшихся вассалами султана, долго оставалось значительным.
2. Христианский фактор
Центрами христианского влияния были католическая церковь Речи Посполитой и православная традиция Киевской митрополии.
Свою особую роль играло Запорожское казачество — постоянно разрываемое между Польшей, Московией и Османской Портой, и поэтому нередко переходившее в экстатические формы религиозности и коллективного поведения.
3. Влияние политических центров
Исторические источники показывают, что массовые экстатические состояния в Малороссии и на юге Украины — не единичные вспышки или «сектантские курьёзы», а устойчивый культурно-психопатологический феномен, повторяющийся на протяжении веков.
Уже в конце XIX века психиатр И. А. Сикорский (Отец изобретателя вертолёта) описывает «психопатическую эпидемию» 1893 года, связанную с сектой малёванцев.
Это движение охватило Киевскую губернию и показало, что массовый переход к состоянию экстаза возникает не из-за внезапного фанатизма, а благодаря локальной предрасположенности культурной среды.
3.1 Малёванцы, возникшие из достаточно рационалистического баптизма, в условиях этнически разогретой Малороссии быстро выродились в мистический экстаз, родственный хлыстовству.
Рациональное, попадая в это пространство, становилось иррациональным!
3.2 Похожий механизм проявился в «эпидемии иннокентьевцев» (1875–1917), охватившей Одесскую, Херсонскую, Черновицкую и Николаевскую области, а также Молдавию и Румынию.
Секта, зародившаяся внутри православного монастыря, вскоре превратилась в источник массовых истерий и патологических практик, подробно описанных советскими исследователями.
3.3 Даже брацлавский хасидизм — мирное мистическое течение иудаизма — в этих губерниях приобретал черты эмоционально-психологической перегретости.
Ежегодные экстатические собрания в Умани, у могилы Рабби Нахмана, стали символом духовной практики, основанной на интенсивной эмоциональной разрядке («хитбодедут»).
И сам факт неоднозначного отношения к нему даже внутри еврейской среды указывает: речь идёт о феномене культурного перевозбуждения, а не о типичной религиозности.
Все эти явления — от малёванцев до хасидов — свидетельствуют об общей структуре:
пространство бывших Малороссии и Новороссии хранит архетип экстатической коллективности, который периодически принимает разные формы: религиозную, мистическую, политическую.
Источник этого феномена — историческая травма региона:
— вытеснение ногайских татар;
— разрушение прежних этнокультурных опор;
— массовое заселение переселенцами из Европы и Карпат;
— религиозная конкуренция;
— незавершённая этническая идентичность.
В такой среде коллективное бессознательное остаётся разогретым, а масса — постоянно готовой к эмоциональной разрядке.
4. Ошибки философской модели
Главной ошибкой осмысления процессов в Малороссии и Новороссии было стремление искать ответы и рецепты у европейских теоретиков, фактически игнорируя специфику региона.
Недооценивался разумный подход, сформулированный И. А. Сикорским и его последователями.
Ошибкой смысловой модели Российской империи стала ставка на полное вытеснение кочевников и заселение территорий оседлыми земледельцами. Ради этого приглашали переселенцев из Швеции, Германии, Сербии, Болгарии и Карпат.
В религиозной политике акцент делался на православие.
Такой «культурный замес» неизбежно порождал феномен психопатических эпидемий, которые в ту эпоху принимали преимущественно религиозные формы.
С приходом большевиков религия была вытеснена, но корни этнического перевозбуждения — перегретости не до конца созревших этносов — не исчезли.
Поэтому феномен не растворился, а лишь сменил форму.
5. Особое состояние среды сохраняется.
В такой среде коллективное бессознательное остаётся разогретым, а масса — всегда готовой к разрядке.
Форма разрядки меняется:
хлысты ; малёванцы ; иннокентьевцы ; брацлавские экстазы ; политические майданы,
но структура остаётся одной и той же.
С точки зрения Канетти, это — «масса в состоянии постоянной напряжённости».
С точки зрения Юнга, — «всплытие архетипов в местах, где нарушены культурные корни».
С точки зрения Фрейда, — «регресс к архаическим формам эмоциональной разрядки».
То, что в СССР называли “психопатическими эпидемиями”, — это не религиозные отклонения.
Это историческая память пространства,
где этнос ещё не сформировал устойчивый культурный позвоночник
и потому остаётся подвержен состояниям коллективного перевозбуждения.
Вывод
Феномен психопатических эпидемий Малороссии и Новороссии имеет устойчивую и многослойную природу. Он формировался веками на пограничной территории, где ни один из этносов, ни одна из религиозных традиций не успела пройти полный цикл созревания.
Этот регион был пространством неустоявшихся идентичностей, где кочевой ислам сталкивался с католицизмом Речи Посполитой, где православие конкурировало с протестантизмом переселенцев из Германии и Швеции, а суровые условия рискованного земледелия ломали привычные социальные уклады.
Все эти элементы образовали уникальную культурно-историческую смесь, в которой устойчивых опор было меньше, чем факторов внутреннего напряжения.
Здесь кочевая вольница соседствовала с монастырской аскетикой, степная разобщённость — с попытками создать жёсткую административную вертикаль, а рациональные идеи протестантизма нередко растворялись в эмоционально-психологической перегретости местной среды.
Именно поэтому в этом регионе снова и снова проявлялся один и тот же закон:
Рациональное, попадая в это пространство, становилось иррациональным.
Религиозные движения — от малёванцев до иннокентьевцев — стремительно уходили в экстатизм.
Даже изначально мирные мистические практики, как брацлавский хасидизм, приобретали черты коллективной эмоциональной разрядки.
Политические идеи превращались в мессианские всплески.
Социальные кризисы — в массовые истерии.
Причина этого — этническая и культурная перегретость, характерная для территорий, где история складывается не вокруг созревания одного народа, а вокруг многовекового смешения разных, но ещё не устоявшихся общностей.
Степь, переходная зона, перекрёсток религий и империй порождали пространство, где отсутствовала завершённая идентичность — и где коллективное бессознательное оставалось постоянно возбуждённым, готовым к вспышкам иррациональности.
Именно поэтому психопатические эпидемии не были историческим исключением, а представляли собой архетип региона — особый способ коллективной разрядки в условиях незавершённого этногенеза. Советская система свято верившая в индустриализацию и роль рабочего класса, даже после проведения колоссальной индустриализации этих земель не смогла устранить накопленного веками этнического перевозбуждения. А рабочий класс оказался преувеличенной значимость.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.