Как Эгейское море спасло Минойскую цивилизацию
Крушение цивилизации в условиях благоприятного географического детерминизма
В эссе «Цивилизации расцветают и умирают» я привёл пример гибели типичной первой островной культуры — Минойской цивилизации. Я даже позволил себе сравнить её с дельфинами, которые после катастрофы «расплылись» по акватории Эгейского моря.
Но за поэтической метафорой скрывается серьёзный исторический феномен: природа подставила гибнущей цивилизации спасительную ладонь. Это и есть редкий случай благоприятного географического детерминизма.
Минойцы не исчезли, не одичали, не повторили трагедию острова Пасхи.
Они сумели частично переселиться на острова Эгейского моря и начать путь заново — не с нуля, а с базы накопленных знаний.
Крит был почти герметичным сосудом, теплицей со стеклянными стенами.
Эгейское море, напротив, открыло перед ними широкий горизонт развития.
Тут развитие уже не происходило в закрытой оранжерее с жёсткими ресурсными рамками.
Эгейская среда — множество островов, проливов, удобных бухт — создавала открытую, но направляющую экосистему, где культура не погибала, а могла укорениться снова. Это позволило избежать полного отката к первобытности: море давало пути, острова — опоры, а материк — ресурсы.
Именно здесь и проявилась закономерность: природа создала условия для второго шанса.
Ладонь Эгейского моря
История Эгейского мира показала: иногда цивилизации нужна не теплица, а ладонь моря — открытая, но поддерживающая.
Эгейское море стало такой материнской ладошкой: оно не укрывало, как Крит, а направляло.
На его островах храмы ещё хранили минойское изящество, но на материке уже поднимались стены Микен и Тиринфа — первые каменные аргументы новой эпохи.
География перестала быть защитой и стала стимулом.
Узкие проливы, материковые побережья, разветвлённая линия берегов — всё это вынуждало будущих греков:
строить флот,
укреплять города,
осваивать пространство,
конкурировать и защищаться.
Так благоприятный географический детерминизм сыграл цивилизации на руку: открытость привела к зрелости, а свобода движения — к усложнению социальных структур.
От теплицы ; к рассаднику ; к саду
Это и был естественный следующий шаг.
Теплица Критской цивилизации сменилась рассадником Эгейских островов, а затем — садом обширного Эгейского мира, выходящего к материкам (минойская цивилизация).
Однако щедрые возможности неизбежно столкнулись с вызовами.
Много островов и портов означали не только мореходство, но и пиратство.
Расширение торговых путей — не только обмен, но и грабежи.
Материковые богатства — не только добычу бронзы, но и набеги племён.
Чтобы не быть раздавленными этой стихией, минойские наследники были вынуждены:
милитаризоваться,
возводить крепости,
строить мощный военный флот,
создавать системы обороны,
вступать в борьбу с варварскими племенами и природными опасностями.
Так началась извечная борьба цивилизации и варварства — не отвлечённая философия, а ежедневная реальность Эгейского мира.
Рождение первой агрессивной и зрелой европейской цивилизации
Географический детерминизм дал толчок, а не убежище.
В этой среде сформировалась первая по-настоящему военизированная, конкурентная и экспансивная европейская цивилизация, готовая к постоянной защите, торговле, освоению и борьбе.
Сочетание моря, множества островов и враждебных соседей сделало Эгейский мир кузницей характера, где культурная преемственность минойцев соединялась с суровой материковой реальностью.
Так цивилизация получила второй шанс — и использовала его, изменив лицо Европы.
Выводы о генетическом коде цивилизации
Возможный вывод главы
Рассмотрение развития первых цивилизаций вовсе не носит абстрактный характер, где преследуется только цель дать литературную форму развлекаловки для читателя. Автор хочет показать, что внимательное изучение развития первых цивилизаций вскрывает генетические коды развития сомой идеи самосохранения. Эта мысль или идея жива и сегодня и её актуальность лишь возросла!
Эволюция обороны — от природных островных бастионов до циклопических стен и современных прорывных технологий — подтверждает простую истину: каждая цивилизация защищается так, как ей велит собственная география.
Минойцы, окружённые морем, строили свою безопасность на изоляции; микенцы, жившие в открытом пространстве, возводили каменные громады, наделяя их божественным происхождением; египтяне и китайцы закрепляли границы гигантскими символами царской и небесной власти.
И сегодня принцип не изменился: география по-прежнему диктует формат защиты, только вместо мифологических циклопов и священных стен на арену вышли технологии — от ядерного щита до «кузькиной матери», где каждая держава стремится создать такой «аргумент», который отпугнёт врага уже самим своим масштабом.
Так, защитные системы человечества — от древности до современности — остаются зеркалом того, что определяет и формирует цивилизации: их ландшафта, их среды, их места на карте мира.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.