Продолжение записи от 4 января.

Александр Кукаров: литературный дневник

Чтобы не забыть, ещё одна связка типа 4 января: Осознание осознания --- вопрос --- "Понимание воспринимаемого от первого лица". Вопрос - одно из основных аппелятивных высказываний, которые привлекают внимание, побуждают к действию. В "Понимании воспринимаемого от первого лица" (статья проекта "Чудеса Солнца и реальность контакта") вопросы актора приводили к изменениям поля зрительного восприятия и он от не понимания воспринимаемого переходил к его пониманию. Т.е. мозг актора как бы таким образом отвечал на его вопросы. Осознание осознания - это базовая техника приведения ума в естественное состояние, которой не один десяток лет обучает А. Уоллес (проект 4). В видео ретрита 2019 г., который его ученики рекомендовали (записи конца ноября)после того, как он 22 ноября на несколько часов прервал свой ретрит, она тоже присутствует. Уоллес не в первый раз рассказал о её возможном применении.


В 5 в. н.э. буддийский учёный Буддхагоса дал технику вспоминания прошлых жизней для тех, кто достиг или приблизился к шаматхе, глубокому медитативному сосредоточению. Она основана на вопросах, которыми практик озадачивается перед "входом" в шаматху - "на выходе" имеет ответ. Разница между ответами в случае понимания воспринимаемого и этой техникой в том, что в первом случае речь идет о стадиальном восстановлении зрительного восприятия окружающей среды, а во втором - о вспоминании прошлых жизней, в которых нынешнего мозга, тела медитирующего не было, т.е. этих воспоминаний не должно быть в нынешнем мозге.


Однако, в обоих случаях работает грамматика языка, одно из побуждающих к действию высказываний - вопрос.


Не помню, кто из исследователей творчества, рекомендует решать все проблемы тем, что озадачивать ими мозг на сон грядущий, а решения получать то ли во сне, то ли с утра. Не с первого раза, конечно. Самое интересное в том, что эта рекомендация технически по сути совпадает с тем, что рассказывает Уоллес о шаматхе. В терминах естественных состояний сознания, которых у нас основных всего три: бодрствование, сновидения и сон без сновидений - шаматха это последнее но без потери осознавания. Правда, я не слышал, чтобы Уоллес или Буддагоса упростили свою рекомендацию вспоминания прошлых жизней до того, чтобы на сон грядущий озадачиться этим и во сне или с утра вспомнить. : - )



Другие статьи в литературном дневнике: