Слава солнечному диску, свету!

Александр Кукаров: литературный дневник

А вот и ответ на мой вчерашний вопрос: один египтолог, М. Янсен, ссылается на другого египтолога: «Используя подход, основанный на феномене религии, а также лингвистическом анализе, Джеймс Хоффмайер недавно высказал интригующее предположение, что Эхнатон пережил то, что сам царь считал подлинной иерофанией (проявление священного – примечание моё, А.К.), которая потребовала революции, сохранив при этом солнечный элемент египетской религии (2015, с. 139-149)".


James K. Hoffmeier: Akhenaten and the Origins of Monotheism Oxford University Press, 2015. 312 pages.


У Хоффмайра все, как надо: встреча с сакральным, нуминозным, М. Элиаде и т.д. Он понимает, что для объяснения религиозной революции Эхнатона одной политической возни у кормушки не достаточно, нужно что-то более серьезное: личный опыт фараона встречи с сакральным, нуминозным.


И ещё М. Янсен: «Если есть достаточные основания полагать, что Эхнатон был монотеистом, следующий вопрос звучит так: “Какое влияние оказал его монотеизм на древний Израиль?”16 Попытка ответить на этот вопрос сопряжена с ошеломляющим количеством сложностей.17 Ученые, которые утверждают, что имело место историческое событие Исхода, относят его либо к 1447 году до н. э., либо к 1270 году до н. э. 18, если предпочтительнее более ранняя дата, тогда Эхнатон еще даже не родился. Если выбрать более позднюю дату, то Исход произойдет примерно через сто двадцать пять лет после периода Амарны. Преемники Эхнатона, в частности Хоремхеб, уже разрушили храмы Атона, осуществили свою программу по стиранию памяти об Эхнатоне и восстановили египетскую религию. Таким образом, возникает вопрос о передаче: как именно Моисей мог познакомиться с атонизмом? В отличие от других основателей монотеистических религий, у Эхнатона не было учеников, которые распространяли бы это послание (Хоффмайер 2015, 264); произошло как раз обратное!»


В рамках гипотезы продолжающегося палеоконтакта в применении к Древнему Египту эта трудность преодолевается очень легко, т.к. передача шла не через людей. Один и тот же актор мог вступать в контакт сначала с фараонами, особенно с Эхнатоном, а потом и с Моисеем и далее…


Сам Хоффмайер так пишет о своём феноменологическом подходе в Предисловии к книге: "Когда я писал главу 5, я подумал, что она предлагает небольшой сдвиг парадигмы в том, как я понимаю религиозную эволюцию Эхнатона. Полученные данные и феноменологическое прочтение ключевых текстов фактически привели к изменению моей рабочей гипотезы о мотивации атонизма. Осознавая потенциальный прорыв, я попросил четырех уважаемых египтологов высказать мне свое мнение. Я был рад получить полезные комментарии и положительные отклики от ...".


Прорыв - ни больше, ни меньше.




Другие статьи в литературном дневнике: