Папирус 10188.«Что за пошлятина» - подумал современный читатель того фрагмента из сотворения мира богом Ра, который я воспроизвел в записи «Неожиданно…» по Дж. Хоффмайеру, а он его прочитал в книге египтолога Милицы Эдвиновны Матье (1889-1966). Для подтверждения правильности ее перевода он полез в сеть и нашел современный перевод В.В. Жданова, который в 2017 г. защитил докторскую по специальности «История философии» на тему «Древнеегипетские теокосмогонии: опыт историко-философского анализа». С точки зрения палеоконтакта и альтернативной интерпретации Шестоднева самое главное в этом мифе то, что сотворение Ра мира – это не повторение одного и того же действия много раз, аналогично и еврейский бог не повторяет одно и то же действие «бара» каждый день Шестоднева. Антропоморфизм физиологии и ее творческое использование Ра, конечно, шокирует, но он проявился только при сотворении второго поколения богов (его сына Шу и его дочери Тефнут), люди получились из слез Ра, а небо земля – не понятно как. P.S. Жданов не ссылается на Хоффмайера, периоду Амарны и радикальной реформе Эхнатона посвящен отдельный параграф, но, очевидно, что ее причина для философа Жданова лежит в политической плоскости. (Какой опыт вообще стоит за мифом/религией - спецвопрос к диссертации Жданова) В отличие от личного религиозного опыта,как существенной ее причины, предлагаемой Хоффмайером. Интересно, тем не менее значительное отличие космогоний Эхнатона и его оппонента-предшественника, подчеркиваемое Ждановым: у Эхнатона она центирована на настоящем, а не на прошлом процессе творения мира. Личный религиозный опыт, подвигший его на реформу, - это как раз настоящее... © Copyright: Александр Кукаров, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|