Неожиданно...

Александр Кукаров: литературный дневник

17 января я писал в Дневнике, что ссылку на книгу египтолога Хоффмайра «Эхнатон и истоки монотеизма» я извлек из короткой обзорной статьи египтолога М. Янсена (Akhenaten and the Amarna Period.// Behind the Scenes of the Old Testament: Cultural, Social, and Historical Contexts ed. by Jonathan S. Greer, John W. Hilber, John H. Walton. Grand Rapids: Baker Academic, 2018, рр. 253-259.) Янсен писал об этой книге Хоффмайера: «Используя подход, основанный на феноменологии религии, а также лингвистическом анализе, Джеймс Хоффмайер недавно высказал интригующее предположение, что Эхнатон пережил то, что сам царь считал подлинной иерофанией (проявление священного – примеч. моё, А.К.), которая потребовала революции, сохранив при этом солнечный элемент египетской религии» - сам Дж. Хоффмайер назвал своё предположение прорывным.



Об этом сборнике в целом в Амазоне узнаём: «Этот авторитетный том объединяет команду ученых мирового класса, чтобы охватить весь спектр исследований истории Ветхого Завета в сжатой, современной и всесторонней форме. Обладая опытом в различных областях изучения Ветхого Завета, авторы освещают культурный, социальный и исторический контекст мира, стоящего за Ветхим Заветом. Они знакомят читателей с широким спектром справочных материалов, охватывающих историю, географию, археологию и древние ближневосточные текстологические и иконографические исследования. Это универсальное введение в историю Ветхого Завета, предназначенное для использования наряду с традиционными обзорами канонической литературы, заполняет пробел в типичных курсах введения в Библию. Он содержит более 100 иллюстраций, включая фотографии, линейные рисунки, карты, диаграммы и таблицы, которые облегчат его использование в классе.»



Таким образом, эта статья М. Янсена и, соответственно, рекомендованная в ней литература, предназначены для дополнительного чтения учащейся молодежи, изучающей Библию. В 1-й главе «Когда Солнце начало править Египтом» в пункте «Солнечные божества Древнего Царства» (2880-2250 гг. до н.э., пирамиды в Гизе) своей книги египтолог-религиовед Дж. Хоффмайер так описывает происхождение богов в соответствии с Текстами Пирамид (ТП).



Почитавшийся в Гелиополисе самый первый бог Атум непонятно как породил сам себя, а потом вот таким нехитрым способом породил следующее поколение богов. Правда, в одном заклинании из ТП говорится, что фараон был сотворен до всего: «Царь был создан своим отцом Атумом до того, как существовало небо, до того, как существовала земля, до того, как существовали люди, до того, как боги родились...»



Сотворение младших богов Атумом шокирующе натуралистично, но учащаяся молодежь имеется в виду уже вузовского возраста, т.е., как минимум, 16+ (младшим такое низззя читать). On – это город Гелиополис, жук - скарабей.



«Способ творения Атума описывается следующим образом:


Атум - это тот, кто (однажды) появился на свет , который мастурбировал в On. Он взял свой фаллос в кулак, чтобы достичь оргазма, и так родились близнецы Шу и Тефнет (ТП §12.48).


В другой версии происхождения этих же божеств, в ТП 600 записано:


Атум-Жук (Хепри)! Ты стал высоким, как холм; ты поднялся как бенбен в ограде Бенбен в Гелиополисе (On). Ты вычихнул Шу и выплюнул Тефнут (ТП 1652 )».



В итоге и уже без технических подробностей: «В результате его творческих способностей были созданы другие божества; особое значение имеют гелиопольские божества, над которыми Атум имел первенство. Эта группа из девяти божеств часто называется Гелиопольской, или Великой Эннеадой». (Для гендерного баланса надо заметить, что без партнера противоположного пола в древнеегипетской мифологии порождал не только М, но и Ж… посредством проглатывания позже рождаемого объекта.)



Читаем дальше разъяснение Хоффмайера: «Оба отрывка описывают начало творения в Оn, то есть Гелиополисе, и важным также является включение "бенбена в ограду Бенбена в Гелиополисе (Оn)". Камень bnbn является культовым символом, священным для храма Атума в Гелиополисе, и его форма напоминает пирамиду (;) или усеченный обелиск (l). Общепринятое мнение состоит в том, что слово bnbn происходит от слова wbn, которое означает "светить" и относится к солнцу. … Бенбен из Гелиополиса был не только культовым символом, название храма Ра/Атума было Hwt Bnbn, "Дворец или храм Бенбена", имя, которым он будет называться на протяжении всей истории».



Речь идет о начале культа Солнца, дальше автор описывает его проявления в культуре Древнего Египта: текстовые (ТП, личные имена, царские титулы), архитектурные (храм в Он, пирамиды, обелиски, bnbn-камни, храмы солнца), иконографические (Сфинкс, ураей, солнечный диск) и приходит к выводу о том, что они «не оставляют сомнений в том, что солнечная теология играла все более важную роль в религии и царской власти при 4-й династии, достигнув своего апогея при 5-й династии».



Хоффмайер привел две версии происхождения божеств, но все проявления культа Солнца в культуре Древнего Египта, о которых он писал, явно связаны только со второй, хотя жук в его презентации больше не появлялся. Первая же версия в этих проявлениях древней культуры в явном виде не видна. Поскольку альтернативная интерпретация Шестоднева означает прочтение его как установления ветхозаветного палеоконтакта и действенности до сих пор благословения плодиться и размножаться, то как бы это не было странно для современного научно-рационального мышления, но применение того же подхода и к сотворению мира в древнеегипетской мифологии в данном случае влечет, во-первых, и здесь сотворение мира стоит попробовать читать, как установление палеоконтакта и, во-вторых, важны обе версии.



Для меня обе эти версии происхождения древнеегипетских богов по сути совмещаются в ступенчатых пирамидах и каменных лингамах Шивы, которые я видел в окрестностях Сием-Рипа, Камбоджа. Это не 4 тысячи лет до н.э., а 12 век, но стоит ли измерять эти явления человеческим временным масштабом? Для шиваитов лингам Шивы священен и кхмеры (ки) до сих пор ему молятся, совершенно не стесняясь иностранных туристов. Его схематичные изображения в Анкгоре такие, что и не догадаешься, что это мужское достоинство. Но оно очень хорошо узнаваемо, хоть оно и высотой метра полтора и толщиной см 40, в 130 км от Анкгора, в джунглях около Пирамиды Смерти. В сечении лингамы Шивы, конечно, не похожи на обелиски, которые отмечены в связи со священным перво-камнем бенбен, как не похожи круг и квадрат. Только продолговатость из объединяет, как и с любыми удлиненными предметами. Пирамиды в Ангкоре и около него – ступенчатые, не очень большие, метров, наверное, 10-15 в высоту. По легенде, рассказанной экскурсоводом, король Камбоджи в пирамиде около Байона и террасы слонов занимался сексом с нисходившим к нему нагом (водный змей). Урей, вставшая вертикально кобра с распущенным капюшоном, частый элемент короны древнеегипетских царей - наги и кобры в таком же виде, как в урее, встречают посетителей буддийских храмов ЮВА.



Сейчас я только отмечаю соседство в Анкгоре пирамид и лингамов Шивы, в Древнем Египте пирамиды соседствуют с обелисками и образуют с ними какую-то систему. По легенде комплекс построек вместе с Пирамидой Смерти в 130 км от Сием-Рипа король Камбоджи, наверное, построил не без соответствующей теофании – иначе не понятно, с чего бы это в окрестностях этого комплекса стоит несколько «часовен» с лингамами Шивы. Приехал как-то король в эту местность и у него, наверное, такой «стояк» случился не понятно с чего, что он и вокруг увидел лингамы Шивы.




Другие статьи в литературном дневнике: