Вяч. Вс. Иванов зело велик.

Александр Кукаров: литературный дневник

В.В. Жданов и другие современные авторы полагают, что не смотря на прошедшие теперь уже почти 80 лет одной из лучших книг по ближневосточной древности является


Г. Франкфорт, Г. А. Франкфорт, Дж. А. Уилсон, Т. Якобсен. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека М., Наука, 1984.


Предисловие к ней написал Вяч. Вс. Иванов (1929, Москва, РФ - 2017, Лос-Анжелес, США, помимо прочего академик РАН с 2000 г.), охарактеризовав ее как факт не только в литературе по древнему ближнему Востоку, но и в культуре в целом. Он помимо много прочего озадачился вопросом, который, как я уже писал, произвел на меня устрашающее впечатление, обратив внимание на то, ради чего я решил познакомиться с мифами соседей древних евреев, а именно, на то, что в Шестодневе является небесной твердью, а у египтян то коровой, то женщиной, то рекой. Иванов замечает, что после этой книги эту многозначность объясняют «мифопоэтическим образом», который, как он отмечает, ничего не объясняет. Вяч. Вс. Иванов предлагает искать объяснение в принципе дополнительности Нильса Бора… Прав он или нет – это отдельный вопрос, главное, что этот момент им отмечен. И это только маленький фрагмент большого узора древней ближневосточной культуры, сложность которого хорошо видна в его предисловии...


Насколько я помню, Т. Якобсен в этом списке авторов - это тот Якобсен, на которого активно ссылалася А.А. Орлов (православная богословская школа Theophaneia), когла писал о шумерских ритуалах "открывания рта" статуям богов, который Т. Якобсен предложил назвать пресуществлением. Этим термином католики называют то, что происходит с хлебом и вином во время мессы, когда они становятся "телом и кровью"...



Другие статьи в литературном дневнике: