От имманентности к трансцендентности.

Александр Кукаров: литературный дневник

В.В. Жданов в свой докторской о древнеегипетских теокосмогониях: к гелиопольской и мемфисской «моделям тео- и космогенеза вполне эффективно применима ставшая затем чрезвычайно популярной в древнегреческой онтологии формула «из ничего ничего не возникает»: в самом деле, и Солнечный бог в гелиопольской теокосмогонии, и Птах-Татенен в «Памятнике мемфисской теологии» «самозарождаются», или «приходят в сознание» не в небытии и не в абсолютной пустоте, своеобразном «вакууме», но в Нуне, изначальной водной первостихии, вполне материальной по своей природе, из массы которого они затем вычленяются силой своей собственной созидательной энергии (один из наиболее ярких примеров - папирус Бремнер-Ринд 26.23)».


Ключевая идея альтернативной интерпретации Шестоднева в том, что это не история сотворения всего из ничего, а история устроения ветхозаветного палеоконтакта, которое состояло в процессе само-осознания/узнавания окружения «инопланетянами» на Земле. Присоединяясь к древним грекам, возражавшим иудеям, что нечто из ничего не сотворить, только уточним, что речь идет не о, скажем, лепке скульптуры из глины, а о восприятии: образ окружающего мира каким-то образом возникает из электрических импульсов, поступающих на сетчатку и дальше в мозг...


Поразительно, но комментируя самые древние египетские теокосмогонии, гелиопольскую и мемфисскую, Жданов повторяет, что демиург-творец сначала приходит в сознание в перво-водах Нун. Это именно то, что надо. Придя в себя около Земли из вакуума (Нун), в который они "погрузились", начав своё путешествие сюда, древнеегипетские «инопланетяне» затем, как и в альтернативной интерпретации Шестоднева, воспринимают, а не творят все окружающее.


Что интересно: в самой поздней теокосмогонии Нового Царства, фиванской (после реформы Эхнатона и контрреформации), творец-Амун трансцендентирует творимый им мир. Египтологам нужно объяснить это развитие теокосмогоний от имманентности к трансцендентности творца и они, конечно, так или иначе это делают. В рамках альтернативной интерпретации этот переход можно понимать, как прощание «инопланетян» со своими подопечными: для них они ушли в свой мир. Или же, скорее, переключились на более перспективных древних евреев, т.к. древнегипетская цивилизация уже давно прошла пик своего могущества...



Другие статьи в литературном дневнике: